Система Orphus

Страничка педагога-психолога

Ибрагимова Софья Николаевна- Педагог-психолог

Особенности развития ребенка 5-6 лет

 

Признаки психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

ПРИЗНАКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

  • трудность засыпания и беспокойный сон;
  • усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
  • беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
  • рассеянность, невнимательность;
  • беспокойство, непоседливость;
  • отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет    одобрения у взрослых, буквально  жмется к ним;
  • проявление упрямства;
  • постоянно сосет палец; жует что-нибудь; слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда,    наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  • боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит  по комнате, не находя себе занятия;
  • игра с половыми органами;
  • подергивание плечами, качание головой, дрожание рук;
  • снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения;
  • повышенная тревожность;
  • дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Обновлено 24.02.2017 13:57
 

Что необходимо осознать родителям гиперактивных детей

Что необходимо осознать родителям гиперактивных детей

Что же такое гиперактивный ребенок? Когда мы говорим о детской гиперактивности, необходимо понимать, что это термин, который говорит о нарушении нервной системы ребенка, а значит - это заболевание и его необходимо лечить. Бывает, что гиперактивность проявляется сразу же после рождения малыша. Это состояние не является заразным, скорее оно имеет генетическую природу и развивается вследствии некоторых негативных факторов (например, родовая травма и прочее). Не редко, гиперактивность у ребенка считается признаком того, что ему недостаточно внимания взрослых. Стараясь привлечь к своему вниманию родителей, ребенок вытворяет иногда самые необычные вещи, может быть очень импульсивным, неусидчивым, и редко задумывается о результатах данного поведения. Такому ребенку сложно сосредоточить внимание, он плохо запоминает разную информацию, позже других начинает читать и существует определенная сложность в учебе.

Главное тот факт, что ребенок такой бурный и активный ни в коем случае не должно приводить к тому, что родители приходили к мнению, что  ребенок хочет досадить им. Все его выходки являются следствием особенностей работы его нервной системы, зачастую они неподконтрольны самому малышу. А вот эмоциональные всплески родителей, чьи нервы уже на пределе, никакого положительного результата не принесут, зато усугубить ситуацию могут значительно.

Несмотря на то, что каждый ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, нуждается в индивидуальном подходе, особенности их психологии позволяют дать некоторые общие для всех детей рекомендации, облегчающие воспитание гиперактивного ребенка:

Постановка задачи.

Особенности развития деток с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них развиты намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.

Последовательность указаний.

Крайне не рекомендуется давать ребенку с синдромом гиперактивности сразу несколько заданий, например: «собери игрушки, вымой руки и иди обедать». Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что – нибудь другое. Гораздо разумнее давать эти указания крохе в логической последовательности.

Очерчивайте временные рамки.

У таких детей очень смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем, отведенным на выполнение каждого вашего поручения. Кстати говоря, если вы хотите забрать малыша с улицы, покормить, уложить спать – всегда предупреждайте его минут за пять до этого вашего действия. И это касается не только детишек с синдромом повышенной гиперактивности, но и всех остальных.

Правильно говорите “нет”.

Собственного говоря, как раз слово «нет» употреблять и нельзя. Запрещая что-либо малышу, стройте свои предложения таким образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не бегал по траве, не стоит говорить ему: « Не бегай по траве!». Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Иди на дорожку». И, разумеется, во всех, даже конфликтных, ситуациях родители должны сохранять спокойствие.

Как успокоить гиперактивного ребенка.

Если ваш малыш чрезмерно перевозбудился, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, уведите ребенка в другую комнату, предложите ему водички, спокойно поговорите с ним на любую отвлеченную тему.

Заканчивая разговор про детскую гиперактивность, хотелось бы еще раз напомнить родителям о том, что они не одиноки – рядом с вами есть и квалифицированные врачи – неврологи, которые точно знают, как лечить гиперактивность у детей. Правильно подобранный комплексный курс терапии может в значительной степени улучшить состояние ребенка. Помимо врачей неврологов, вы можете обратиться за помощью к детским психологам, которые подскажут вам, как воспитывать гиперактивного ребенка. И помните – ваш малыш ничуть не хуже других деток, просто он особенный.

 

Удачи вам и терпения!

 

 

Подготовка к школе

Когда начинать готовить  ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка.

Рекомендации по подготовке ребенка к школе.

На этапе подготовки:

• Избегайте чрезмерных требований

• Предоставляйте  право на ошибку

• Не думайте за ребёнка

• Не перегружайте ребёнка

• Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам за помощью.

• Устраивайте ребенку маленькие праздники

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

1) Организуйте распорядок дня:

  • стабильный режим дня;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться:

Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3) Уделите особое внимание  развитию произвольности:

•Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка:

  • Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимание  на различные явления природы: дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат.
  • Выучите  названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
  • Используя  лото и книги,  учите с ребенком названия:  диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных  уборов, видов  обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия  городов,  названия  любимых сказок и их героев.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.

Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)

  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала   с самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Обновлено 20.10.2016 19:28
 

Информационный буклет для родителей

Кризис 3 лет

Что же такое кризис 3 лет и как реагировать на него взрослым?  Кризис – это важный этап в развитии ребенка, переход ребенка на новую возрастную ступень. Во первых, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности дошкольника; во вторых – это сложный этап для малыша и его близких. Большую ответственность за правильный выход из кризиса лежит на плечах родителей ребенка. Вам важно изменить модель поведения с ребенком и образ жизни – все то, что замедляет и мешает его адекватному развитию.

Несмотря на то, что роль родителей в жизни ребенка остается главной, малыш очень хочет быть независимым от них и всячески стремится к этому.

Как это выражается:

1.Упрямство.

Малыш проявляет свое упрямство часто без объяснения причин.
Девиз: «Я не буду этого делать. Просто – не хочу и не буду!»

2.Своеволие.

Ребенок изо всех сил борется за свою самостоятельность.
Девиз: «Я сам!»

3.Недовольство (строптивость).

Всем не доволен. Отказывается  делать то, что раньше делал с радостью.
Девиз: «Теперь не буду этого делать!»

4.Негативизм.

Направлен чаще на человека, а не на ситуацию. Отказывается выполнять указания взрослого. Часто, даже наперекор себе.
Девиз: «Буду делать все наоборот!»

5.Принижение всех окружающих (обесценивание).

Ребенок ругает всех вокруг, особенно родных. Употребляет грубые слова (чаще даже не понимая их значение). Часто «достается» и ранее любимым игрушкам.
Девиз: «Вы все плохие!»

6.Бунтарское поведение.

Затевает ссоры и скандалы.

Девиз: «Не будешь делать, как я хочу – ударю тебя!»

7.Деспотичность.

Ребенок хочет, чтобы ему подчинялись. Если его требования не выполняются, устраивает истерики, плачет. Часто начинает проявляться ревность к братьям и сестрам: начинает их обижать, ревнует родителей, требует уделять внимание только ему.
Девиз: «Играй только со мной, смотри только на меня!»

Если все эти проявления вы видите у своего ребенка, то вас можно поздравить: с вашим малышом все в полном порядке, он развивается в соответствии возрасту. Как будет проходить кризис 3 лет – зависит главным образом от того, как взрослый относится к ребенку.

Советы для родителей детей 3 лет:

 

1.Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте последовательны в воспитание ребенка. Если вы сказали «Нет», оставайтесь до конца при этом мнении.

2.Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересна игрушка у меня!»,

«А что там делает ворона?» – Подобные  приемы могут отвлечь ребенка. А как известно лучший способ остановить конфликт или истерику - это отвлечь малыша.

3.Следите за своим эмоциональным состоянием.

4.Чем тактичнее вы будете, тем проще будут проходить проявления кризиса.
5.Уважайте мнение ребенка и старайтесь прислушиваться к нему.
6.Не идите на поводу любого требования малыша и не потакайте истерикам и капризам.

7.Никогда не применяйте физическую силу к ребенку!

8.Помогайте ребенку проявлять самостоятельные решения и делать выбор в ситуациях, когда это необходимо.

Дорогие родители! Наберитесь терпения и помните: воспитание ребенка - это возможность воспитать и себя еще раз!

Обновлено 14.03.2016 14:38
 

 
© CopyRight Официальный сайт МБДОУ №19 г. Томска, 2011, создание сайта: «Меридиан»