Система Orphus

Вопросы адаптации

Эту страничку ведут воспитатели группы «Рыбка»:

Березовская Ольга Николаевна, Шапова Ольга Анатольевна

Напутствие любящим мамам и папам

Мудрые мамы и папы!

Период привыкания к детскому саду – не самый легкий в Вашей жизни и жизни малыша. Вы, наверняка, будете волноваться о том, как он там. А он, первое время, будет сильно скучать по маме. Не волнуйтесь – со временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться, чтобы первая дорожка самостоятельности для Вашей крохи не была чересчур ухабистой и не страшили его ни лисы, ни волки, ни медведи. А мы всегда готовы ответить на любые волнующие Вас вопросы.

В заключении хочется пожелать Вам удачи и педагогической грамотности.

Новая девочка

Девочка новая, в детском саду,
К девочке новой сейчас подойду
-Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной
Вот наши игрушки, вот слон заводной,
Вот видишь – его я ключом завела,
Сейчас он пройдет от стены до стола,
Вот кубики наши, мы строим дома,
Ты тоже научишься – строить сама!
Пойдем, я к ребятам тебя отведу,
Всем девочкам нравится в детском саду.

Н. Найденов

Как не заболеть в садике?

Многие родители ассоциативный ряд «зима - ребенок - детский сад» продолжают словом «болезнь». Утверждаем, что быть здоровым в коллективе можно!

Фраза «Два дня в садике — три недели дома» знакома почти всем. Она о тех детях, которые только начали посещать дошкольное учреждение. Ринит, ларингит, трахеит, бронхит... И так по кругу. Как же хочется разорвать эту цепочку! Но снова и снова, возвратившись домой, сынок или дочурка чихают и кашляют. Садик — хороший экзамен для иммунитета ребенка. Справился с болезнетворными вирусами? Отлично. Очередной недуг?

Надежная оборона

Что же формирует крепкий иммунитет? Во-первых, образ жизни малыша до того, как он отправился в коллектив. Прогулки в любую погоду, закаливание, регулярные физические упражнения идут лишь на пользу. Во-вторых, качественное питание. Продукты, богатые витаминами и микроэлементами, заряжают энергией и придают сил. В-третьих, тренировка иммунитета. Вы оберегали карапуза от общения с детьми (на площадке, в гостях)?   Будьте   готовы к тому, что в садике защитные силы организма пройдут «проверку боем». Станет ли ребенок болеть, зависит не только от иммунитета. Профилактика, правильное поведение в коллективе и скорая помощь при первых признаках недуга играют не меньшую роль!

Подготовка по максимуму

Заранее позаботьтесь об укреплении защитной системы детского организма. В меню карапуза обязательно должны быть продукты, в которых много витамина С. В зимнее время салаты из свежих овощей и фруктов имеют огромную ценность для ребятишек. Из капусты, моркови, свеклы с добавлением яблочка, сельдерея — в.сусно и аппетитно. Чтобы полезные вещества, поступающие в организм, хорошо усваивались, давайте ребенку йогурт и кефир с живыми бактериями. Они формируют в кишечнике здоровую микрофлору. Поддержите иммунитет малыша с помощью витаминных комплексов для детей. Подобрать тот, который подходит именно твоему крохе, должен врач. Эффективен также профилактический курс препаратов «Афлубин», «Арбидол», «IRS19». Если ваш непоседа уже посещает сад, каждый раз перед выходом из дома смазывайте ему слизистую носика оксолиновой мазью. Она создаст своеобразный барьер для вирусов! Одевайте малютку правильно. Нательное белье, колготки, гольфики — только из натуральных тканей. Не перестарайтесь с количеством свитеров и кофточек. Трех слоев одежды вполне достаточно, особенно для дошкольников, которые активно двигаются на прогулке и запросто могут вспотеть. Максимальное внимание ножкам! Подберите крохе удобную,

теплую, непромокаемую обувь. Сапожки и ботинки не должны быть тесными, иначе в стопах замедлится кровообращение и они замерзнут.

Одеваемся

Пусть вещи, в которых малыш находится в помещении, будут комфортными: не стесняют движений, легко надеваются и снимаются. Положите в шкафчик сменный комплект одежды. Она понадобится, если карапуз случайно опрокинет на себя тарелку супа, не успеет в туалет, запачкается.

Защищаемся

Если в сад привели ребенка с признаками недуга, вероятность подхватить инфекцию повышается! Требуется надежная защита от микробов. Ею может стать чеснок. В пластиковой коробочке от шоколадного яйца иглой сделайте дырочки,   поместите   внутрь чеснок и наденьте талисманчик крохе на шею. Фитонциды уничтожат вирусы. Малыш отказывается носить такое украшение?   Просто положите зубок в его нагрудный кармашек. Во время сна оберегать кроху от микробов будет арома подушечка. Пусть он положит ее в свою кроватку.

Знаем правила

Расскажите сыну или дочке, как поступать в той или иной ситуации. Товарищ  рядом   кашляет? Пусть маленький попросит его отвернуться, не берет из его рук игрушки и еду. Карапуз случайно облил себя во время еды или уписался? Обязательно нужно сказать об этом воспитательнице и сменить одежду. Если малютка вспотел, необходимо снять лишнее, замерз -надеть    еще    одну кофточку или свитер, носочки.

В дом - уютный и родной

Вернувшись из детсада, просушите обувку, одежду и варежки крохи. Разумеется, помойте   с   мылом руки. Не помешает выпить теплого чаю. В случае если вы заподозрили неладное со здоровьем (малыш вялый, у него появился насморк, першит в горлышке), действуйте незамедлительно. При нормальной температуре попарьте карапузу ножки, уложите его в кровать и приготовьте ароматный чай из малины либо липы. Обязательно проветрите детскую, затем включите увлажнитель или положите на батарею мокрое полотенце. Если у малыша нет аллергии, зажгите в помещении арома-лампу с несколькими каплями масла пихты или эвкалипта. Ночью проверяйте, не мокрый ли ребенок. Он пропотел? Смените пижаму и постельное белье. Если утром малышу все еще нездоровится, оставьте его дома. Не надейтесь на авось. Помните: сейчас иммунитет ослаблен, следовательно, существует большая вероятность получить осложнение. Вечерние профилактические меры принесли успех? Утром кроха встал здоровым и энергичным? Значит, собираемся в сад. Навстречу друзьям и новым впечатлениям!

 

Мамины тревоги

Подумайте о том, что волнует Вас больше всего и что с этим делать? А также заранее приготовьте вопросы для первых встреч с воспитателями и психологом детского сада.

Перечислите основные моменты, волнующие Вас перед поступлением малыша в дошкольное учреждение. Если Вы затрудняетесь сделать это самостоятельно, постарайтесь проанализировать предлагаемый список «родительских тревог», используя шкалу оценок от 0 да 10. Проставьте напротив каждого утверждения соответствующий балл важности лично для Вас. Например, если какой-то момент волнует Вас более всего, значит, ему будет соответствовать балл 10, и так далее по нисходящей.

Список «маминых и папиных тревог»

  1. Готовность ребенка к детскому саду.
  2. «Качество» детского сада.
  3. Частые болезни ребенка, инфекции от других детей.
  4. Тяжелые моменты расставания по утрам, истерики.
  5. Плохой аппетит в детском саду, отказ от еды.
  6. «Неправильное» отношение воспитателя к Вашему ребенку.
  7. Нежелание ребенка идти на контакт с воспитателями (или одним из них).
  8. Трудности укладывания спать в детском саду на тихий час.
  9. Недостаточная сформированность навыков самообслуживания (не просится в туалет, плохо кушает самостоятельно, не умеет одеваться и пр.)
  10. Плохая речь ребенка (мало говорит, речь непонятна чужому взрослому и пр.).
  11. Наличие у малыша вредных привычек (сосет соску, палец, пьет из бутылочки и пр.).
  12. Наличие характерных черт, затрудняющих общение (агрессия, частые капризы, упрямство, частые отказы выполнять требования взрослых, замкнутость, трудности в установлении контактов и пр.).
  13. Наличие неврологических отклонений, хронических заболеваний и пр.
  14. Возможное недостаточное внимание со стороны воспитателей.

Если у Вас есть иные тревоги, не указанные в данном списке, запишите их.

  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. _________________________________________________________

Обязательно расскажите о Ваших тревогах воспитателям или психологу детского сада при индивидуальной встрече, о которой Вы сможете договориться заранее. Только в этом случае  Вы не останетесь с тревогами один на один, а главное  - получите грамотные ответы на вопросы от компетентных специалистов, наладите с ними контакт!

Обновлено 27.11.2012 08:43
 

Детский сад или домашнее воспитание?

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад? Стоит ли «Игра свеч?»  Может быть домашнее воспитание с няней лучше?

И посещение детского сада, и домашнее воспитание имеют свои плюсы и минусы.  Чтобы родители смогли сделать выбор, опираясь на особенности личности своего ребенка. Давайте обсудим особенности той и другой систем воспитания.

Как вы же психологические преимущества детского сада?

Во-первых, это обретение самостоятельности. Ребенок значительно быстрее и легче освоит навыки самообслуживания, научится кушать, одеваться и раздеваться, убирать за собой.

Второе преимущество – детское окружение. Это особенно важно для первых и единственных детей в семье. Дети учатся взаимодействовать с другими на основе договоренности, умерять личные желания, делиться тем, что имеют сами. Это происходит без наставлений взрослых, только за счет общения с другими детьми.

Еще одно преимущество – избавление от эгоцентрических установок (стремление ребенка судить обо всем происходящем со своей позицией и отрицание всех остальных). Сверстники достаточно быстро корректируют эгоцентрические, направленные только на самого себя установки друг друга. Дошкольники, чье развитие происходит в условия детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в четыре года, в ситуации же семейного воспитания эгоцентрические установки исчезают в 5-6 лет иногда могут сохраняться и до 7-8 лет.

Эти психологические моменты существенны для формирования личности ребенка.

Но не следует забывать и об аспектах медико-педагогических: режимное питание, отдых, прогулки, занятия + уверенность родителей, что в детском саду их малышам будет обеспечен нормальных уход и присмотр.

В то же время без детского сада вполне можно обойтись. У детсадовской системы воспитания есть и свои минусы. И занятия, и режим здесь рассчитаны на усредненную возрастную норму. Они не учитывают индивидуальных особенностей и отношений детей. Наверняка, многие родители сталкивались с проблемой утренних подъемов или жалоб ребенка на мучительность перенесения некоторых режимных моментов (например, дневного сна), или приема нелюбимой пищи.

Другим минусом можно считать редко (но все таки, встречающиеся – не будет лукавить) нерадивое отношение персонала детского сада к своим служебным обязанностям.   Кроме того, воспитатель и нянечка распределяют свое внимание между всеми детьми в группе. Они руководствуются интересами большинства детей и требованиями администрации.

Самым существенным недостатком посещения ребенком детского сада можно считать ломку, которую переживает каждый ребенок, вынужденно отрываемый от домашней обстановке и привычного окружения. Малыши еще не могут мыслить во временной перспективе и воспринимают каждую разлуку с родными, как необратимую потерю. Ломка эта длится до тех пор, рока ребенок не усвоит новый для него алгоритм встреч и расставаний, не привыкнет к воспитателям и детям. Ребенок не всегда быстро и безболезненно привыкает к шуму, множеству людей. А принуждение ходить туда, где малыш чувствует себя дискомфортно, подрывает в его душе веру в родительскую любовь

Сейчас некоторые семьи прибегают к услугам нянь, гувернеров, и воспитателей.  Ребенок при этом остается дома. Система ухода и воспитания приспосабливается по его запросы, но ломка и привыкание присутствуют. В тоже время малыш лишается преимуществ группового коллективного воспитания, но качество ухода при этом, как правило, повышается.

В каком возрасте ребенок лучше всего привыкает к новому окружению и режиму дня?

Лучший момент для скорейшего и успешного привыкания ребенка к детскому саду – это возраст 2-3 года. На этот период приходится кризис раннего детства, обычно именуемый психологами кризисом 3-х лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянуться к самостоятельности. Именно в это время детсадовский режим может благоприятно повлиять на становление личности ребенка и его адаптацию к новой социальной среде.

Период с 4-5-6 лет наименее благоприятен: развитие ребенка относительно стабилизируется и резкое изменение образа жизни может привести к неблагоприятным последствиям. Ребенок воспринимает атмосферу детсадовской общности как насилие над личностью, утрату собственной индивидуальности.

Сейчас у родителей есть выбор, как организовать дошкольное детство ребенка: семейное воспитание, частные образовательные и развивающие занятия, гувернеры начали конкурировать с государственной системой воспитания дошкольников.

Если вы сделали свой выбор в пользу детского сада – очень внимательно подходите к выбору воспитателя. Выбирать надо воспитателя, а не только детский сад, ту или иную программу обучения. Поговорить с родителями детей, которые уже ходят в группу, своими знакомыми. Выбор воспитателя особенно важен, если вы будете оставлять ребенка в детском саду не на пол дня, а на целый день.

Обновлено 16.04.2012 09:39
 

Тест «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду»

  1. Вы заботливая и любящая мама?
  2. Ваш малыш умеет знакомиться и играть с другими детьми?
  3. Ребенок может словами объяснить свои желания?
  4. Расставание с мамой на несколько часов проходит легко (и для ребенка, и для мамы)?
  5. Ваш малыш свободно пользуется ложкой, легко снимает и надевает одежду?
  6. Вы уже выбрали детский сад?
  7. Ваш малыш уже посещал «группу адаптации», занятия в школе раннего развития и др.?

Подсчитайте полученные баллы: за каждый ответ «Да» - 1 балл, за каждый ответ «Нет» - 0 баллов. Проверьте результаты теста. Если Вы набрали 6 и более баллов – ребенок сможет адаптироваться к детскому саду самостоятельно. Если же полученный результат ниже 6 баллов, ребенку необходима дополнительная подготовка для успешного привыкания.

 

В детский сад без проблем

  • Если у вашего ребенка достаточно товарищей по играм и имеются хорошие условия для прогулок на воздухе, а вам не надо ходить на работу, у вас нет особой необходимости отдавать его в детский сад. Иными словами, хоть детский сад и может быть хорошим дополнением к хорошему дому, он никогда не сможет заменить ребенку семью.
  • Если ваш ребенок старше или младше детей, с которыми он обычно проводит время, и вы считаете, что разница в возрасте мешает ему приобрести необходимый опыт общения с товарищами, вы поступите правильно, если поищите для него хороший детский сад.
  • Не рекомендуется отправлять ребенка в детский сад только для того, чтобы он приобрел там необходимые навыки, которые не удалось привить вам. Не отдавайте его лишь потому, что не смогли его научить умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно одеваться и раздеваться. Лучше, если вы будете считать детский сад своего рода клубом, который ваш ребенок посещает, чтобы играть там и развлекаться  в обществе сверстников. Если он научится всему этому, значит, сделается контактным, общительным и потом без труда войдет в детский коллектив в начальной школе, а это, само по себе, уже немаловажно. Кроме того, в детском саду обнаружатся и разовьются многие его природные способности.
  • Никогда не отдавайте малыша в детский сад только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если и это облегчит вам жизнь. Ваш старший малыш и без того почувствует, что в доме появился не прошеный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного.
  • Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать – примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе – подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложится собственное представление о нем. Скажите ребенку также, что вы гордитесь им – ведь он уже большой, что может ходить в детский сад. И, наконец, не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.
  • С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов в сутки. В первый день побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Если у вас хорошие отношения с ребенком, он уже через два-три дня привыкнет ненадолго оставаться без вас; если же нет, дайте ему некоторое время освоиться со своим новым положением. Разумеется, все это гораздо сложнее проделать с 3-летним ребенком, чем с 4-летним.

Итак, если малышу предстоит посещать детский сад, и ваша семья серьезно относится к этому событию, предлагаем Вам определить степень готовности ребенка к дошкольному учреждению.

Обновлено 16.04.2012 09:34
 

 
© CopyRight Официальный сайт МБДОУ №19 г. Томска, 2011, создание сайта: «Меридиан»