Материалы

Личностно – ориентированный подход к коррекционно-образовательному процессу в детском саду

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ДЕТСКОМ САДУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА.

М. Н. Томилова, учитель - дефектолог,

О.А. Ааверина. учитель –дефектолог

Конституция РФ (ст. 43) гарантирует каждому гражданину России право на образование. В развитии данного положения Закон РФ об образовании гарантирует возможность получения образования гражданам РФ независимо от места жительства, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения.

В нашем городе есть  специальные детские сады компенсирующего вида, один из них наш детский сад № 30, в котором воспитываются дети с особенными образовательными потребностями. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад компенсирующего вида является звеном системы образования г. Томска, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.

В плане компенсации большое значение имеет возраст ребенка, состояние его здоровья, специфика микросоциальной среды, характер задержавшейся в развитии функции, ее сочетание с другими психологическими особенностями ребенка, своевременность организации коррекционно – педагогической работы с ними.

Предназначение МБДОУ № 30 (детский сад компенсирующего вида) является звеном муниципальной системы образования г. Томска: это дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, усвоения детьми обязательного минимума содержания учебных программ.

Основными средствами реализации предназначения детского сада компенсирующего вида являются:

  • Устав детского сада
  • Лицензированная образовательная деятельность.
  • Освоение воспитанниками основной общеобразовательной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой
  • Предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской, трудовой
  • Предоставление родителям (законным представителям) воспитанников возможности выбора режима пребывания в дошкольном образовательном учреждении; обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно – развивающей среды

Цели и задачи воспитательно – образовательного процесса в ДОУ определены в соответствии с моделью воспитанника детского сада компенсирующего вида, осуществляются через  личностно – дифференцированный подход  к коррекции, развитию речи, познавательных способностей у детей.

Основные и порцианальные общеобразовательные программы, реализуемые в ДОУ, направлены:

  • На коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей;
  • На формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя в нём;
  • На воспитание трудолюбия любви к окружающей природе;
  • На успешную адаптацию к жизни в обществе;
  • На формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников;
  • На формирование готовности к обучению в школе.

Исследователями доказано, что даже при ограниченных возможностях здоровья дошкольники, воспитывающиеся в специализированных коррекционных детских садах могут успешно освоить образовательный стандарт. В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы,  из-за тяжести физических  или  психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссии, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически - ориентированных навыков.

Характерными особенностями системы коррекционно - развивающего развития и обучения детей с ОВЗ в ДОУ № 30 является:

1. наличие диагностико – консультативной службы, работающей на основе взаимодействия. Эта служба представлена:

  • Постоянно действующей ГПМПк;
  • Психолого – медико – педагогическим консилиумом действующим в ДОУ;
  • Индивидуальной диагностикой всех специалистов ДОУ.

2. вариативность образования: обеспечение вариативными образовательными планами, коррекционными программами, в том числе равноуровневыми по содержанию и срокам обучения.

3. максимальная социальная адаптация.

4. Существенное внимание уделяется профилактике школьных трудностей (в подготовительной группе).

Методические принципы построения  индивидуальных программ для  детей с особыми образовательными потребностями, их направленность и содержание отвечает требованиям типовой реабилитационной программе, которая имеет следующие составляющие:

1. программа коррекции речи и слуха включает оценку развития этих функций, логопедическую работу, развитие способности к вербальному и невербальному общению, тренировку слуха.

Цель программы – терапия дефектов речи и слуха, развитие способностей к общению.

2. психологическая программа – включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам психотерапию; диагностику нарушений способности к обучению.

Цель программы – определить способности и потребности, помочь в решении индивидуальных психологических проблем.

3. программа бытового приспособления – сфокусирована на повседневной активности – в принятии пищи, одевании, соблюдении гигиенических процедур.

Цель программы  - достичь максимальной независимости в быту.

4. программа социальной помощи – включает изучение домашнего и ближайшего окружения ребенка, с целью более тесного сотрудничества в удовлетворении нужд ребенка.

Цель программы – усилить вовлечение семьи дошкольника в реабилитационный процесс, помочь решать практические и личностные проблемы ребенка.

5. Образовательная и тренировочная программа – состоит из развивающей программы, и программы подготовки к школе.

Цель программы – свести к минимуму нарушения обучения, развивать интеллектуальные и социальные навыки и умения.

6. Программа физической терапии – развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений.

Цель программы – развивать мышечную силу, координацию движений, способность соблюдать равновесие.

В конце учебного года подводятся итоги работы с детьми. При обнаружении недостаточного усвоения программы детьми определяются возможные причины:

  • Неправильное создание условий для  воспитательно – образовательного процесса;
  • Соответствие методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности детей;
  • Недостаточность дидактического материала;
  • Недостаточный учет индивидуальных особенностей детей и др.

В начале следующего учебного года на основании анализа итогов прошлого года и фактического состава детей данной группы составляется скорректированный план индивидуального развития.