Участие родителей в деятельности психолого - медико-педагогического консилиума

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГО - МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Ю.В. Прохорова, старший воспитатель

Для раннего выявления особенностей развития дошкольников и оказания им комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 30 приказом руководителя был создан  психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Система комплексного сопровождения позволяет определить индивидуальные особенности в развитии у ребенка на ранних этапах, выбрать индивидуальный образовательный маршрут. Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду необходимо для своевременного комплексного обследования и оказания ребенку целенаправленной специальной (коррекционной) помощи. Специалисты дошкольного учреждения, учитывая важность и необходимость психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка, работают в тесном сотрудничестве с родителями.

Для того чтобы определить информированность родителей о содержании деятельности консилиума нами была разработана анкета и проведено анкетирование. Анализ результатов показал, что 50% родителей не владеют информацией о содержании деятельности ПМПк.

В соответствии с этим была поставлена цель проинформировать родителей о деятельности ПМПк. Работа специалистов ПМПк с родителями направлена:

  • на представление диагностических данных о развитии ребенка;
  • повышение информированности в вопросах воспитания и обучения детей;
  • формирование мотивационной основы взаимодействия родителей с ПМПк в ДОУ.

Каждый специалист консультирует родителей по результатам обследования развития ребенка с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дает ясные понятные рекомендации по развитию, воспитанию ребенка. Индивидуальный план развития ребенка заполняется специалистами  совместно с родителями по тому направлению, где у ребенка выявлено отставание в развитии. При составлении плана развития ребенка с ОВЗ специалисты учитывают его индивидуальные и личностные особенности.

Таблица 1.
Индивидуальный план развития ребенка

Ф.И. ребенка___________________________________________________

Возраст                                                Дата

 

Содержание работы

Результаты работы

Сроки выполнения

Воспитатели

 

 

 

Учитель дефектолог

 

 

 

Учитель логопед

 

 

 

Педагог-психолог

 

 

 

Муз.руководитель

 

 

 

Рук.по физ. воспитанию

 

 

 

Педагог доп. образования (ИЗО)

 

 

 

Врач-психоневролог

 

 

 

Родители

 

 

 

«Содержание работы» определяют мероприятия по следующим направлениям: общая моторика, ручная моторика, импрессивная речь, экспрессивная речь, зрительное восприятие, слуховое восприятие, интеллект, эмоции (коммуникации), игра, самообслуживание, конструирование; «Результаты работы» отражают динамику определенных параметров развития ребенка; «сроки реализации» - это тот период времени, в который проводится данная работа.   Такой план работы помогает делать процесс развития более полноценным и учитывающим интересы ребенка.

В журнале наблюдений воспитатель, специалисты делают ежедневные записи об интересах, результативности в игре, деятельности в произвольной форме. Родители, читая данные наблюдения, могут понять объективную картину изменения личностного и физического состояния ребенка во время пребывания его в ДОУ.  Что ребенок делал и чего он достиг в течение дня, что не смог освоить и как с ним эффективно взаимодействовал педагог. В журнале наблюдений специалисты отображают проблемные вопросы, которые в дальнейшем обсуждаются на ПМПк совместно с родителями.

Очень важно, чтобы воспитание и обучение ребенка проходило в атмосфере сотрудничества и сотворчества детского сада  семьи. Участие родителей вносит большое разнообразие в жизнь дошкольного учреждения.

Наблюдая реальное продвижение вперед в развитии своего ребенка родители с интересом воспринимают рекомендации, чаще общаются с педагогами, становятся настоящими помощниками и сторонниками обучения и воспитания ребенка.

«Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно они способны создать приемлемые условия для его полноценного развития и социализации»[1:19 ]

Литература:

  1. Емцева Т.А., Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Карманова И.В., Юрьева И.А., Васильева Т.В., Психолого-медико-педагогические консилиумы и комиссия. // Управление ДО У. – 2006 - №1.
  3. Лешли Д., Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать  проблемы.- М: Просвещение, 1991.
  4. Семаго Н.Я., Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов – М:ТЦ Сфера, 2012.