Материалы

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, систематически ведется работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Здание детского сада состоит из одного корпуса.

Коррекционно-развивающая среда в дошкольном учреждении комбинированного вида соответствует как общим нормативным актам проектирования условий воспитания и развития дошкольников в общеобразовательных учреждениях, так и отвечает задачам коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушениями развития.

Детский сад дает ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет создание условий, организация пространства дошкольного учреждения.

Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада: гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов — коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, участка.

Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям.

Значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Для всестороннего развития предоставляется возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации.

Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.

Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками.

Детский сад дает ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет создание условий, организация пространства дошкольного учреждения.

Для всестороннего развития личности ребенка и укрепления его здоровья создана развивающая предметно-пространственная среда: имеется 1 музыкальный зал, 1 спортивный зал, кабинет педагога-психолога и педагога дополнительного образования ИЗО, 4 кабинета учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

Для обеспечения безопасных и здоровьесберегающих условий для вех участников образовательного процесса  в учреждении имеется медицинский блок, состоящие из: кабинета медицинской сестры,  процедурного кабинета, кабинета для проведения массажа. Все помещения медицинского блока оснащены современной техникой и оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН.

Медицинское обслуживание детей  ДОУ осуществляют медицинские сестры — старшая медицинская сестра, медицинская сестра по массажу, врач-психоневролог оказывают первую доврачебную медицинскую помощь.

В групповых комнатах оформлены различные центры детской активности: экспериментальной, познавательной, музыкальной деятельности;  сенсорные уголки, уголки для игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, игр со строительным материалом и др. Педагоги используют в работе с детьми Internet, установлена система  Wi-Fi.

При создании пространственной предметно-развивающей среды педагоги учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Группы постепенно пополняются многофункциональным игровым оборудованием,  современными информационными  стендами.

Ведущая роль в образовательном процессе отводится игре, общению, познавательно-исследовательской деятельности, позволяющие ребёнку проявить свою активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая даёт возможность двигаться, не ограничивает ребёнка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре

Пространство организовано так, чтобы проводить многовариативные игры. В группе создаётся сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребёнка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов.

Игровое пространство имеет свободно – определяемые элементы – своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые предоставляют возможность для изобретательства, открытий.

Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.

 

Для обеспечения безопасных условий для воспитанников и сотрудников в МБДОУ установлена система пожарной безопасности с выводом сигнала пожарной тревоги на пульт пожарной части, тревожная кнопка, ДОУ оснащено системой наружного и внутреннего видеонаблюдения.

За  2016 год в ДОУ произошло обновление  материально-технической базы: приобретены 4 интерактивные доски, 3 ноутбука, 4 проектора,  интерактивный стол Project Touch 55, синтезатор, вокальная радиосистема, столы для песочной анимации, документ-камера. Технические средства обучения, имеющиеся в дошкольном учреждении, используются на родительских встречах, консультациях, мастер-классах, для подготовки праздников, развлечений, оформления видео и фотоматериалов.

         В группы закуплены разнообразные пособия и игры, мягкие модули: сенсорные дорожки, кресла для релаксации, подушки напольные, дидактические игры, дидактические игры «Времена года»,  сухой дождь, комплекты «Творчество с пеленок», столы для песочной анимации, обучающий игровые материалы «Дары Фребеля».

В МБДОУ № 30 активно ведется работа с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей реализуется инновационный проект «Партнерство детского сада, семьи и школы в сенсорной интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ о присвоении статуса муниципальных инновационных площадок образовательным  учреждениям города Томска от 27.01.2015 №19).  Для реализации проекта в детском саду имеются условия для помощи родителям и педагогам в получении практических и теоретических знании и умений, для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для проекта  приобретено: доски совы, яйца совы, гамаки, утяжелительные одеяла, чулки совы, жилеты совы, мячи цветные, сухой бассейн, сенсорные дорожки, тактильные панно, балансировочные доски. 

{youtube}_ZAsjVRT9G0{/youtube}

Оснащен физкультурный зал спортивными тренажерами, сухим бассейном, разнообразными мягкими модулями (трансформеры, конструкторы, маты, мячи мягконабивные, игровые лыжи), сенсорные тактильные дорожки, набор «Главная дорога». 

5 участков и спортивная площадка детского сада соответствующих СанПиН оборудованы  разнообразными малыми архитектурными формами (машины, дидактические деревья, кораблик, качели, стенка для метения  мячей, качалка-балансир, качалки на пружине, самосвал с горкой, паровозик с  горкой, деревья знаний, дорожки змейки), песочницами, столами со скамейками.   

В организации оборудовали уютную сенсорную комнату. Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических занятий, необходимых детям с различными отклонениями в развитии.  Занятия в такой комнате рекомендованы детям с задержками психомоторного и эмоционального развития, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна, умственной отсталостью. Ребенок, находящийся в сенсорной комнате, ощущает полный покой, комфорт и безопасность.

В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом). Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность.  

Интерактивный пол.  Интерактивный пол- позволяет адаптировать встроенные игровые задания и создавать собственные, используя расширяемую библиотеку, которая содержит: более 75 программ, более 620 объектов и фоновые звуки. В игровых заданиях могут участвовать одновременно множество детей, вплоть до всей группы. Отвечать на поставленные вопросы можно,
наступая на правильные ответы или управляя любыми другми движениями в игровой зоне в зависимости от конкретного типа игры.

 

 

Волшебный фонтан с пультом управления. Уютный уголок с колонной и световыми нитями, поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса, в так же, отличный тренажер для восстановления и профилактики зрения и развития зрительной памяти, тактильных ощущений.

 

Световой стол для рисования на воде.  Универсальный стол-модуль для рисования на воде, песке, предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии.

 

 

 

 

 

Угловой фибероптический занавес на пульте управления. Фибероптические волокна – потрясающий тренажер для развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения. Фибероптический занавес способствует развитию фантазии, активизации творческих способностей, способствует избавлению от тревоги и усталости.

 

 

 

Сенсорный уголок «Зеркальный обман ТРИО».

Уютный уголок с колоннами поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса, в так же, отличный тренажер для восстановления и профилактики зрения и развития зрительной памяти.

 

 

Ковер «звездное небо» на пульте управления. Данное изделие способствует развитию зрения, тактильных ощущений, моторики, памяти, активизации творческих способностей и познавательной деятельности, благотворно влияет на центральную нервную систему, способствует снятию стресса и напряжения.

 

Световой занавес.  

 

 

Доска совы, яйцо совы, подушки напольные.

 

 

 

 

Тактильная дорожка.

Тактильная дорожка развивает тактильные ощущения, формируют правильное строение стопы, массажирует ножки, развивает зрительную память.

 

 

Фибероптическая тактильно-акустическая панель.  Тактильная панель предназначена для развития тактильных ощущений, развития мелкой моторики, тренировки памяти и развития восприятия. Грамотно расположенные элементы на тактильных панелях позволяют активировать позновательную деятельность, развить творческий потенциал. Тактильные панели с встроенными фибероптическими волокнами привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание.

Организованная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда инициирует познавательную и творческую активность детей,  предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное развитие личности.