Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры через изобразительную деятельность в контексте нравственно-патриотического воспитания

«Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Педагог ДПО: Крохта Е.В.

«Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, мы вырастим угрозу для общества»

Актуальные проблемы

В Томске, как и в целом по России существует проблема снижения показателей здоровья подрастающего поколения. По статистическим данным гПМПК с   ДОУ города Томска увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями поведения с 35% до 68%., которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги.

За последние годы у 99% детей, посещающих детский сад компенсирующего вида № 30, отмечаются неврологические заболевания. У воспитанников старшего дошкольного возраста наблюдаются следующие показатели развития:

  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы у 75%;
  • недостаточный уровень осведомленности об окружающей действительности у 63%;
  • недоразвитие нравственных норм поведения, умения оценить свое поведение и сверстников у 67%;
  • недоразвитие мелкой моторики у 42%.
  • Результаты анкетирования родителей сводятся к необходимости решения следующих задач, стоящих перед семьей и ДОУ: нравственное развитие дошкольников; внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.

Сенситивным периодом в развитии ребенка и при коррекции недостатков его развития является раннее и дошкольное детство. Отсутствие своевременной коррекционной помощи   детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями поведения приводит к возникновению вторичных нарушений в их развитии. Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая может рассматриваться как дезадаптация социальная.

Поэтому актуальность данной методики  определяется её пропедевтической направленностью и заключается в возможности использования периода дошкольного детства для гармоничного развития и коррекции, имеющихся у ребёнка отклонений, через формирование социальной, эмоциональной, нравственной, художественно-эстетической культуры его личности. Усвоение учебного материала у детей с проблемами в развитии проходит тяжело, и поэтому больше внимание стоит уделять как раз воспитательным приемам, через которые идет и обучение.

Нормативно-правовая база

  • В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями поведения. Они призваны обеспечивать правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, реализацию концепции воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
  • Программа  Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину  - задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение  отечественной и народной, культуры.

Культура является одним из факторов национальной безопасности. Чтобы государство было духовно крепким, жило по нравственным законам, человек должен знать свою культуру, традиции, обычаи. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Эти истины на протяжении многих веков разработаны,  отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми.

Дошкольный возраст самый благоприятный для привития культурных традиций, дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг, берут на себя модель поведения  образа жизни взрослых. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это самый естественный, а потому и верный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания чувство любви к семье, Отечеству.

Мы уже в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот это всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и  правилах,  по которым жила могучая Россия. (Данилина Г.Н. «Дошкольнику - об истории и культуре  России». М. 2005)

Почему нравственно- патриотическое воспитание?  Думаю на примере патриотов ребенку дошкольнику, а тем более с ограниченными возможностями в развитии, легче и более действенно разобраться в ценностях жизни, в стремлении быть похожими на людей с большой буквы, но при этом  заложить индивидуальные качества личности. А кого же отнести к патриотам?

Для маленького ребенка самым любимым  патриотом станет его мама, безумно любящая свое чадо.  Затем  семья, которая дарит свою любовь, закладывая первые ростки личности.  Далее  -  дом, природа, улица, город, страна, мир. Люди,  которые его окружают, на которых хочется быть похожими. Вот тут вступают в силу нравственные нормы, на каких людей следует походить, на каких – не стоит.

Русский писатель К. Новиков утверждает: «Процветание государства, благополучие народа зависит, неотменно, от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания». Работая в системе дошкольного образования, часто задаешь себе вопрос: почему при наличии множества хороших программ, педагогов, отдающих все силы и душу детям, нравственные нормы и правила для подрастающего поколения становятся чуждыми. Наблюдая прогресс в науке, технике, внедряя инновационные технологии в сфере образования, мы все же забываем о качественном развитии гармоничной личности, ее духовном развитии, умении жить не только для себя, но и для других, моральном облике цивилизованного человека.

Как исправить такое положение  вещей, да и может ли что-либо сделать один педагог? Конечно,  «один в поле не воин». Нужна выстроенная система.

Система внедрения данного направления педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности

Педагоги часто  затрудняются в выборе темы по самообразованию, для работы с детьми.  Может в этот момент посмотреть в будущее, каким мы его в старости хотим видеть, и тогда с преломлением  своей работы родится та идея, ради которой наша специальность приобретет смысл, ради чего стоит работать, осмысленно проживая свою жизнь.

Хорошим руководством к  любой успешной деятельности  могут служить слова Теодора Рузвельта: «Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть, и там, где ты находишься»

Любой специалист будь то логопед, музыкальный работник, инструктор по физическому воспитанию, педагог по изобразительному искусству, психолог, любой учитель предметник может преломить в своем предмете то, что считает главным  в воспитании будущего поколения, то есть посмотреть на свой предмет через призму  воспитания. Формула простая: воспитание + предмет.

Развитие личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, да и в школьном, следует рассматривать в комплексе со всеми сторонами воспитательно-

-образовательного процесса, а именно межпредметные связи, которые объединяет одна  тема; определение единой концепции педагогического коллектива, совместная разработка планов и согласованное их выполнение; главным фактором реализации поставленных задач должна стать  активная работа с родителями, вовлечение их в воспитательно - образовательный процесс. Такой подход в работе с дошкольниками и школьниками   даст возможность продвинуться вперед в недостающем звене развития  ребенка как личность.

Работая в дошкольном учреждении в должности педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, я определила свое приоритетное направление и работаю над темой «Приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры через изобразительную деятельность в контексте нравственно-патриотического

Тема нравственно-патриотического воспитания дошкольников,  интересовала  меня давно (в системе образования работаю 27 лет), изучаю ее с 2000 года. Если вспомнить обстановку этого времени, то, почему то  эту тему мало рассматривали педагоги, видели в ней какой-то не нужный пережиток нашего общества. И только после указа «сверху», как это обычно бывает, начали появляться статьи, программы, методички и т.д., что позволило быстрее  и эффективно внедрять новое понимание данного направления. В своей дальнейшей работе я применяла технологии и авторские методики, таких   педагогов как:

  • Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.  М.2003
  • «С чего начинается Родина?»  (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) редакция Л.А. Кондрыкинской.  М.2004
  • Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре  России. М.  2005
  • Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. 2005
  • Ажермачева З.Н. программа «Родники»

При планировании, выборе тем, изобразительных задач опираюсь на методику, предложенную Т.А. Копцевой в программе «Природа и художник».

Если брать узко свой предмет, то существует множество тем  в рисовании, лепки, аппликации, где можно преломить, расширить и наполнить свой материал этой воспитательной задачей. Примерные темы:

  • «Я похож на  маму, папу…»- автопортрет
  • «Моя мамочка»- портрет
  • «Мой папа сильный, как богатырь»- портрет
  • «Моя семья»
  • «Мой дом», «Город, где я живу»
  • «Русские умельцы» - рисование по декоративным промыслам, « Русская матрешка»
  • «Томские мастера»- знакомство с творчеством томских умельцев, художников
  • «Девочка- якутка»- знакомство с другими народами, живущими рядом
  • «Кедровая шишка» (лепка)- знакомство с природой Сибири
  • «Мир в наших руках» - коллективная работа ко  Дню Победы, и другие.

А если тематическое планирование, проводить в комплексе с другими занятиями, то воздействие на ребенка будет гораздо эффективнее. О таком  преимуществе говорилось в программе «Родники» З.Н. Ажермачевой

В нашем учреждении такая связь с педагогами в планировании существует, а одно из приоритетных направлений  детского сада  является « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Особо хочется отметить работу с родителями в этом направлении. В нашем саду проходят  фотовыставки – это наглядная форма работы помогает  решать разные воспитательные задачи. Названия выставок говорят сами за себя:

  • «Взрослые тоже были маленькими»
  • «Бабушка рядышком с дедушкой»
  • «Томск и Томичи»
  • «Наши Деды - Славные Победы»
  • «Моя мама - самая красивая»
  • «Мой папа - самый сильный»

Много выставок носят информационный характер, это стендовые информации о государственных и православных праздниках; о семейных традициях.

Все это является содержанием предварительной работы с детьми и родителями, после чего полученные впечатления передаются в творческих работах детей, тем самым прочно закрепляясь в сознании.

Совместно с педагогом – психологом была написана программа «Развитие успеха»,

где совместно с родителями решаются  некоторые  задачи и цели воспитания и развития личности, посредством изобразительной деятельности через приобщение к традициям  и ценностям отечественной культуры. Программа удостоена Диплома 1 степени на конкурсе методических разработок в 2008 году.

В рамках работы с родителями проект показал хорошие результаты. А мы, педагоги, получили большое удовлетворение  от пользы задуманного  и, как оказалось необходимости передачи наших знаний родителям. И можно с уверенностью сказать, что работа в данном направлении  проходила  не  напрасно. Родители получали  нужные  знания в воспитании своего ребенка, которые открывали  некую  значимую жизненную грань.

«я успешно делаю, что хорошо знаю, использую то, что у меня есть,  там, где я нахожусь».

Данная методика может использоваться для детей коррекционных  дошкольных учреждений, учреждений общего типа. Такие занятия проводятся   со старшими дошкольниками, ориентируясь на их возрастные особенности. В младших группах можно брать некоторые темы с учетом их возрастных особенностей, используются приемы обыгрывания темы с учетом русских традиций, например: после лепки баранок, устроить игру «чаепитие», или перед рисованием платочка для мамы  обыграть  русскую мелодию с красочными платками и игре на ложках. Таким образом, дети будут обогащаться зрительными образами, накапливать жизненный опыт. Параллельно с темами занятий родителям предлагаются консультации, чтобы родители знали об этой теме больше и могли дать дополнительные знания, закрепить пройденный материал.

Результативность

Изобразительное творчество – это продуктивный вид деятельности, где ребенок выражает  свое отношение к миру. Поэтому через рисунок можно проследить,  как формируется это отношение. А направленное воздействие  занятий позволит формировать необходимые качества личности. Этот союз воспитание +предмет  позволит влиять на:

  • Создание выразительных образов средствами изодеятельности, осмысленного восприятия произведений искусств.
  • Становление гражданственности  и нравственности.
  • Позволит зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни своей семьи, культурного  свершения своего  народа.
  • Воспитания эстетического вкуса  к  предметам искусства,   природе России.
  • Формировать начальные знания традиций семьи, народа  и Отечества, культурных ценностей
  • Расширить представления о  родном городе, крае, мире.
  • Позволит положительно повлиять на эмоционально-волевую сферу ребенка.
  • Сформировать уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожими на них, закладывая тем самым, основу патриотических чувств.
  • Родительскую компетенцию в области воспитания  нравственности своего ребенка, как повысить его эмоциональное отношение к миру, а значит и  социальную успешность.

Дети с проблемами в развитии нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:

  1. Создание условий для развития успешности на занятии через формирование устойчивого положительного эмоционального отношения и интереса к изобразительной деятельности.
  2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
  3. Нравственное воспитание личности ребенка через формирование правильного представления о стандартах поведения в обществе, которые заложены в традициях народа
  4. Развитие познавательной, изобразительной, эмоционально-волевой сфер личности дошкольника, творческих способностей.

Задачи деятельности с родителями:

  1. Повышение родительской компетенции в области возрастных особенностей развития ребенка в сфере предлагаемой методики
  2. Формирование у родителей потребности в частом общении с детьми через повышение педагогических знаний, посредствам совместных мероприятий с детьми и педагогами.
  3. Приобщение к традициям своей семьи, своего народа через организацию совместных выставок, праздников, развлечений
  4. Ознакомление с особенностями детского творчества, с методами и приемами изобразительной деятельности дошкольников.

Работа по приобщению детей- дошкольников к традициям и ценностям отечественной культуры строится по направлениям: (раздать таблицу)

Работа по данной теме ведется в сотрудничестве с педагогами ДОУ .  Одним из приоритетных направлением работы ДОУ является «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников», взаимосвязь педагогов позволит эффективно решать эту задачу.

Один философ сказал: «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». От его эмоционального отношения к миру, интереса к окружающему,  будет зависеть   наше с вами будущее. Поможем сделать его прекраснее!

Мы- педагоги по жизни несем большой багаж знаний где находится информация  как развивать и воспитывать, давайте поделимся со всеми: коллегами, детьми, главное с родителями, и легко пойдем по жизни.

«Ваши знания нужны не только Вам, а тому, кому они нужны!»

Успехов Вам, дорогие педагоги на пути к гармонии!

«Дорогу осилит- идущий»- А. Сайбидинов

Используемая литература:

  • Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.  М.2003
  • «С чего начинается Родина?»  (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) редакция Л.А. Кондрыкинской.  М.2004
  • Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре  России. М.  2005
  • Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. 2005
  • Ажермачева З.Н. программа «Родники»
  • Е.Ю. Александрова и др.  Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Волгоград: Учитель, 2007.
  • Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении / Волгоград: Учитель, 2008

Работа по приобщению детей-дошкольников к традициям и ценностям отечественной культуры строится по направлениям:

Раздел

задачи

«Крепка семья корнями»

 

-Привлечь детей к пониманию и ощущению себя, как части  своей семьи.

-Освоения традиционной семейной культуры. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, старшего поколения, выражению приветствия, благодарности.

-Дать представления о народных, православных праздниках.

-Знакомить детей с  жилищем русского человека. Дать представления о предметах быта: мебели, посуде, одежде, о транспорте, продуктах питания.

-  Воспитывать чувство толерантности на основе знакомство с культурой других  народностей, живущими рядом.

-Привлечь внимание детей к тому, чем занимаются их родители, другие люди, через встречи с интересными людьми.

 

 

 

«Свой край, люби и знай»

 

-Знакомство с малой Родиной, городом, природой Сибири. Подводить к выводу, что человек – часть природы.

-Вызвать интерес к жизни родного края.

-Дать представления о размерах нашей Родины, дать представления о других странах, континентах, климатических особенностях, флоре и фауне других стран.

- Расширять представление о мире. Познакомить с понятием Космос.

- Воспитывать чувство толерантности на основе знакомство с народностями живущими рядом.

 

 

 

 

«Мир искусства»

-Знакомство с русскими, народными промыслами, местными промыслами

-Знакомство с образами, созданными художниками, формируя культуру рассматривания картин. Знакомство с мастерством известных художников, получая при этом удовольствие, желание самим стать художниками.

- Формировать знания, умения  и навыки в создании собственного продукта творчества. Знакомство с дизайном.

-Использовать  художественно-  выразительные средства: линию, цвет, ритм, форму- пятно.

-Развивать художественно-эстетический вкус

- знакомство с людьми разных профессий, их творчеством

 

 

«Наши Деды – Славные Победы»

 

 

 

 

- Знакомство с героическим прошлым российского народа.  Воспитывать уважение к своему народу, их подвигу, закладывая основы гражданственности Желание быть похожими на них.

  • Святые имена защитников
  • Отечества. Имена защитников ВОВ 1941-45 года. Томичи в боях за Родину
  • Первооткрыватели космоса
  • Известные люди Томска. Профессии.

- Знакомить с государственной символикой, вызывая чувство принадлежности к своему государству, формируя гражданственность

«Какое семя- такое и племя»

- работа с родителями

- привлечение родителей к сотрудничеству

- обогащение родителей  дополнительными знаниями в системе воспитания и развития

Перспективный план по теме: «Приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры через изобразительную деятельность в контексте нравственно-патриотического воспитания»

Сроки проведения

темы

Форма работы

Оборудование. литература

1 полугодие

 

 

 

 

2 полугодие

«Крепка семья корнями»:

  • - «Я- веселый и улыбчивый», «Я - художник», «Автопортрет»
  • «Мой папа самый…», «Моя мама самая…», «Моя бабушка, дедушка», «Моя семья»

 

  • «Рождественское панно» (коллективное); «Блины на масленицу» (лепка); «Семья за праздничным столом»; «Пасхальный стол»; «Яркое солнце на масленицу»; «Каравай, каравай – всех друзей собирай!»
  • «Русская изба»; «Эх, вы саночки мои!» (лепка); «Русская одежда»; «Девочка – якутка»

 

 

- рассматривание портретов известных художников, их психологической подоплеки

- изучение строения частей тела

- рассматривание стендовых выставок:  «Мой папа – самый…» «Моя мама- модница», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Когда бабушка была маленькой»

- рассказ притчи о елочке

-комплексное занятие-развлечение «Коляда пришла»

- рассказ о русских традициях с использованием театрализации, музыкальных обыгрываний,

-рассматривание картин известных художников, изображающих русские праздники, быт людей прошлого времени (Суриков, Кустодиев и др.)

- подвижная игра «Катание на тройке» под песню «Три белых коня»

- игра на ложках под музыку

- демонстрация русского костюма

-беседы-встречи с интересными людьми

-Жанровые картины- иллюстрации

- рисунки детей по заданным темам

- музыкальные композиции фоновой мелодии, русских мелодий и песен, современные музыкальные композиции

- фотографии родителей, детей

- Русские костюмы, иллюстрации костюмов

- Слайды бытовой утвари, мебели, одежды, продуктов питания русского народа из экспозиции «Жили, были»

1 полугодие

 

 

2 полугодие

 

 

 

1 полугодие

 

 

1 полугодие

«Свой край, люби и знай»:

  • «Мой любимый город»-коллективная композиция, в которую вошли темы:

- «Окна старого Томска»  , -«Чугунные ограды»,

-«Машины на улицах города»,

«Высокие и низкие дома нашего города» (коллективная),

  • «Зимующие птицы Сибири», «Кто живет в тайге», «Животные в русских сказках», «Животные в сказках народов севера», «Кедровая шишка» (лепка-барельеф), «Животные жарких стран», «Кто живет на северном полюсе и Антарктиде», «Северное сияние»
  • «Путешествие в космос» (коллективная работа в технике батик), «День и ночь», «Такие разные звезды» (барельеф)

 

«Мир искусства»:

  • «Дымковская игрушка» (лепка, роспись), «Посудная лавка»- серия занятий с использованием известных росписей + Богошовская керамика томского завода; «Холодные цветы в холодной вазе» (гжельская роспись, знакомство с холодными оттенками); «Скатерть королевы зимы» (закрепление выразительных средств обучения; «Русская матрешка-игрушка России»
  • «Панно и другие украшения в стиле дизайна к праздникам»,
  • «Я б в художники пошел» - серия занятий- бесед об известных художниках по жанрам живописи и томских художниках

 

- экскурсии по городу

- наблюдения в живой природе животных, птиц, рассматривание иллюстраций

- просмотр видео материалов о природе Сибири

-чтение сказок народов севера

-рассматривание предметов, данной темы

-изучение карты мира

-чтение сказок о животных Сибири

- рассматривание картин-иллюстраций о космосе космонавта Н. Леонова

- знакомство с космонавтами, с космонавтом-земляком Н.Рукавишниковым

- экскурсия в томский планетарий

- Рассматривание произведений художественных промыслов России и региона

-игры с матрешками

-игры театрализации с участием игрушек народного творчества

- комплексные занятия- ярмарки

-  стендовые  информации для родителей

по темам занятий

-встречи с художниками

- посещение  художественного музея по темам: «Здравствуй, музей», «Русская игрушка», «Я- юный художник»

-Рассматривание репродукций художников

-использования приема компьютерной презентации

 

-Сказки народов севера

-детская карта мира

- иллюстративный и видео материалы о Томске, Природе Сибири, природе и жизни в других странах мира

- детские работы для демонстрации

- репродукции картин Н. Леонова о космосе

 

 

 

 

 

- произведения художественных промыслов

- компьютерные презентации

- информация для стендовой презентации для родителей

-репродукции  жанров живописи

- репродукции известных художников Том/p td width=ска

2 полугодие

«Наши Деды – Славные Победы»:

  • «Богатыри земли русской» (лепка), «железная рубашка богатырю», «доспехи богатырю», «Мой папа- солдат»
  • «Российский флаг», «Герб России»
  • «Война и мир», «Мир в наших /tdруках» (коллективная), «Летите голуби, летите» -коллективная работа-каскад, к празднику Победы, «Поздравительные открытки», «Салют победы»

 

 

- Встречи-беседы  с папами детей

- рассматривание репродукций художников на военную тему

- прослушивание гимна Р/pоссии

-рассматривание российского флага, герба

-просмотр иллюстративного  и видео материала о ВОВ, воинов

- использования приема компьютерной презентации

- экскурсия по выставке в ДОУ  «Наши Деды – Славные Победы»

 

- компьютерные презентации

- информация для стендовой презентации для родителей

 

В течении года

«Какое семя- такое и племя» - работа с родителями

- работа детско-родительской группы по  модифицированной программе

«Развитие успеха» привлечение родителей

в организации выставок, участие в них

-участие в семинарах

- консультирование по темам

-выступление на собраниях

- помощь в оснащении учебного процесса

 

cnt.sputnik.ru