Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Воспитание нравственных чувств у детей с ОВЗ

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

С.П. Толченникова, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский

сад компенсирующего вида

№30 г. Томск, Томская область

Значительное количество детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в межличностном общении.  У них нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых групп общения. Отмечается не толерантность к сверстнику. Не значительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, не адекватную ситуацию. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим то в друг становится злым и агрессивным. Этим и объясняются столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.
При частых проявлениях беспокойства, тревоги, напряженности, таких детей отличает дефицит эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям, в том числе и к сверстникам. Они как правило без различны к слезам, ушибам, не приятностям сверстников.
Главной задачей нравственного воспитания детей является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не приобретение детьми знаний о правильном поведении.
За частую детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность  «увидеть» другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми в то время  как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности с другими и возможность видеть в сверстниках друзей и партнёров.
Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому.
Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие. Сформировав гуманное отношение в группе, мы можем предложить ребенку разные способы взаимодействии с людьми.
Исходя из этих положений, нами были разработаны методические рекомендации «Учите добру »- которые состоят из трех основных разделов: «Чувство добра», «Чувства, желания, взгляды» и «Навыки общения», к каждому разделу прилагается перспективное планирование занятий и практического материала.

В первом разделе решаем ряд важных задач:
- раскрыть сущность полярных понятий - «добро» и «зло» и эмоции которые им соответствуют.
- учить видеть эмоциональное состояние другого и соответственный эмоциональный образ, соотносить его с конкретной ситуацией.
- учить детей доброжелательному поведению; конструктивным способам решения конфликтных ситуаций; развивать способность сопереживать, сочувствовать.
Второй раздел помогает научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а так же понимать эмоциональное состояние других людей. Одновременно содержание этого раздела поможет педагогу понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что его тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку который испытывает  эмоциональный дискомфорт особое внимание. Таким образом педагог может установить с детьми более доверительные отношения, что облегчает процесс воспитания.
Третий раздел. Как обеспечить комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи и одиночества, что бы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте? Для этого необходимо формирование коммуникативных навыков умение устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.

Обозначенные три раздела не только тесно связанны между собой, но их содержание постоянно перекликаются.
Для развитии эмпатии, способности к пониманию чувств и сопереживанию другому человеку мы проводим коммуникативные игры.
Также проводим беседы с обсуждением и анализом ситуации.
Слушание и беседы обязательно должны быть активными.  Для этого стараемся почаще обращаться к детям с вопросами по поводу событий: « Как вы думаете, что будет дальше?», « Хорошо ли поступил?», «Умеет ли дружить?», «Жалко вам?», «Что значит дружба?». Стараемся включать в обсуждения ситуации, которые возникают в группе, но делаем это не называя конкретного ребёнка, а через героев сказок или кукол, игрушки. Собственная оценка данной ситуации поможет ребёнку осмыслить и понять свою ошибку.

Эмоциональное состояние и эмоции можно развивать через этюды и ритуалы. Этюды необходимо выполнять вместе с детьми и не делать детям замечаний, что они изобразили  неправильно. Все дети  должны быть успешны. Педагог должен быть актёром, ведь эмоции и чувства нужно показать. Дети очень верят в образ, обязательно ответят чувством на чувство.

Систематическая работа по нравственному воспитанию  способствует повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей  эмпатии, творческих способностей, воображения, наблюдательности, воспитанию основ нравственности.

Литература:

  1. Карелина, И. О. Эмоциональное развитие детей / Н.В. Павлычева - Ярославль : Академия развития, 2006. – 144с.
  2. Панфилова, М. А.. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – Москва : «Издательство ГНОМ и Д», 2005.- 160 с.

cnt.sputnik.ru