Размер шрифта:
Цвет сайта
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки



Обычная версия

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 30 г. Томска

Акватория творчества

Консультация для тех, кто занимается изобразительной деятельностью с детьми с ОВЗ,

для родителей воспитанников

«Акватория творчества» -

необитаемый остров детства

Поиски путей раскрытия творческого потенциала детей и необходимости его наличия у человека.

«Где для детей польза, там должно быть и удовольствие»

«У каждого человека есть все, что свойственно роду  людскому»

Монтень


Автор: Педагог дополнительного

образования (ИЗО) в ДОУ

Крохта Евгения Викторовна

1. Часть. Вводная. «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» по программе М.А.  Васильевой

1. Часть. «Приоритет творческому развитию, проблемы развития, авторские наблюдения»

Задание педагогам: Подумайте и  напишите качества личности, которые вы хотели увидеть в своих воспитанниках на выходе из ДОУ

Все когда- то читали   произведение Грина «Алые паруса».  Идея этого произведения:   «верьте всей душой, каждой клеточкой своего тела  в чудо, и оно, может и не так скоро как хотелось, придет  к вам, раздувая свои паруса, помогите свершиться чуду!». Великая сила  доброй веры, терпения и упорство трудом помогают повернуть обстоятельства в лучшую сторону.

Из опыта работы я могу сказать это действительно так.  Порой кажется:  у тебя что то не получается, что то не так делаешь. Но эта мысль и помогает, двигает, заставляет искать новые способы решения. Плоды созревают с разной скоростью, так и дети, начинают выдавать наши положенные знания в разное время, порой мы и не отслеживаем,  когда это происходит, да и как можно отследить ростки творчества. Ведь они могут проявиться не только в искусстве как занятии, но и дать толчок  в формировании  духовных качеств во всех их появлениях. Благодаря этому  ребенок, вырастая, станет не терпимым к злу и насилию, начнет замечать тонкие оттенки души, а значит и сам станет многогранно интересным. Вот такой человек будущего нам и нужен, уж он- то не обидит своего престарелого учителя, украсит жизнь яркими красками.

Всем известна история Николая Чудотворца, который творил добро и оставался не замеченным.  Работа учителя тоже подобна этой истории. Главное, чтобы это история оставила добрый след в душе ребенка.

Сильная личность может многое, а сила в духе. И если из наших воспитанников, хоть один станет такой  душой, он обязательно около себя вырастит добрый плод. И нас станет больше, и алые паруса увидят все, даже кто не верил в это безумие.

Я как тот странник, которого послали посмотреть,  что в мире твориться.  Посмотрела ,как работают педагоги в разных учреждениях, как работают отдельно взятые образовательные системы (Светлинский лицей, ДХШколы города, ДДтворчества, студии живописи, музейные образования), побывала на лекциях Амонашвили, изучала его издания, вновь вернулась к Вальдорфу, ранее его не принимая.

Хочу поделиться результатами своего поиска и выводами:

  1. Положительный и продолжительный результат в образовании ребенка есть, где есть творческое проявление, где предметы эстетического плана стоят на   первом месте, за ними следуют все остальные. И что интересно, все другие трудные предметы начинают легче усваиваться. Например:  процент поступления в высшие уч. заведения у выпускников светленского лицея, выше чем в общеобразовательных учреждениях города, и в  технические вузы то же…
  2. Где детям позволено проявлять творчество царит атмосфера доверия и эмоциональное благолепие.
  3. Где глубоко, а не поверхностно, изучают разные искусства,  дети, как правило, становятся нравственными (всем хочется, чтобы дети имели эти качества).
  4. 4. Современная система образования давно устарела  и на примере светлинского лицея можно убедиться, что новую, эффективную систему можно выстроить только благодаря приоритетам предметов эстетического плана. Так как  искусства находятся ближе к духовности, а духовность ближе к гармонии. Но ведь, мы, же говорим о главной цели: гармоничного воспитания личности.
  5. Я согласна с  позицией   Рудольфа Штейнера о том, что педагог должен раскрыть индивидуальные дарования и сделать их социально плодотворными, а не готовить их к прямолинейному  положению уже положенных путей  технике, экономике и других сферах. Только так вырастит творчески думающая личность. А творчество, как известно это двигатель прогресса, потенциал лучшей жизни общества. «Цель образования в России - создание творческого потенциала»- В.Путин
  6. Но при этом человек не должен оказаться машиной, в которую грузят знания и везут в назначенный пункт. Человек должен получать от обучения радость, что делает его счастливым, а значит творчески реализованным.

«Свобода-основное условие творческой  духовной жизни»

3. Часть «Влияние творчества на формирование личности»

Дети с ограниченными возможностями, как у них развивать творческие способности, желание получать (любые) знания и радоваться  своим успехам?

Из опыта работы могу сказать, что получать удовольствие и радость от продукта своей деятельности  на занятиях ИЗО подобных детей можно научить. Труднее обстоит дело со способностью фантазировать,  а значит к проявлению творчества. Виной всему не только особенности этих детей, но и ошибки взрослых.

Изучая вновь труды Штейнера я нашла причину этого.

Выдержки из педагогике Штейнера:

Способность фантазировать -это фундамент, который либо закладывается, либо разрушается в раннем возрасте.

Первые потребности быть  «творческим» начинает проявляться от 2х до 3х лет.

Дайте ребенку мел, бумагу, прикрепите ее к стене, двери и вы увидите начало проявления воли.

Но только не показывайте заранее,  как надо рисовать-не нужно навязывать свои климированные  изображения, например: человека, домика.

Штейнер считал, что как можно раньше надо давать возможность рисовать  цветными мелками, красками, что способствует особому душевному переживанию, прежде чем эти переживания заглушит рост интеллекта (а он у детей с ЗПР сохранен).

Краткая автобиография Р. Штейнера.

Рудольф Штейнер родился в 1861 г. В Австрии.

Изучал естественные науки, философию, психологию, литературу, медицину, труды Гетте. Написал докторскую диссертацию «Истина и наука», «Философия свободы». Чтобы он не делал, часто обращался к педагогической деятельности, был домашним учителем. Примечательный факт его биографии: занимался с мальчиком с гидроцефалией, которого считали не обучаемым. Используя спец.педагогические приемы, особый распорядок дня, усиленные занятия, сумел добиться положительного результата- мальчик пошел в школу, окончил университет и стал врачом)

Занимаясь художественным творчеством это, как нам кажется, не преодолимый труд, но стоит нам начать знакомство с материалом и способом действия, вжиться в материал, будь то глина, краски, дерево, какая-то форма движений, какое –то стихотворное произведение и мы получим гамму переживаний:

  • Ожидание
  • Разочарование
  • Гнев
  • Решимость
  • Обдумывание
  • Удивление
  • Новые надежды
  • Новые направления воли
  • Интенсивная  радость творчества

В подобном процессе участвует не только эмоции. Сопричастность становится глубоко физической, проникает вплоть  до нервных окончаний.

Художественное творчество занимает особое место в нашей жизни. В век техники и автоматики наши действия автоматические (включить свет, четкие действия при вождения машины…) Когда мы занимаемся творчеством, то получаем от этого иные впечатления, так как оно требует участия не только тела, но и души.

Одна из характерных особенностей детей- тесная взаимосвязь душевного и телесного. Вот почему они топают,  когда злятся, и прыгают когда радуются.

Достижение цели при выполнении некоторых  художественных задач требуют от детей, да и взрослых, внутреннего самообладания:

Так  осторожный человек вынужден стать – отважным;

  • неосмотрительный - осторожным;
  • слабовольный- проявить выдержку;
  • упрямый - суметь приспособиться;

Как воспитатели мы можем содействовать превращению, дремлющих в глубине, инстинктов в постоянное качество: например в желание принять участие во всем что нас окружает, посвящать этому время и пытаться его воплотить.

Самый лучший способ позаботиться о развитии такого глубинного инстинкта еще в раннем детстве- это занятие искусством.

В ходе художественной деятельности человек привыкает бороться, вовлекая все душевные способности и каждую клеточку тела в достижение решения проблемы, важной не потому, что в случаи успеха возможны особые материальные преимущества, а потому, что она интересна в чисто человеческом плане.

Таким путем закладывается основа роста и развития интереса к жизни.

А интерес жизни –это бутон раскрывающий творческий потенциал.

4. Часть.  «Акватория творчества»

С чего начать, как раскрыть эти зажатые бутончики, которые бояться показать свои возможности этому жестокому миру? Какими средствами пробудить зажатые эмоции, прогнать страх, агрессию? Акварель- хорошее средство знакомство со своими возможностями.

«Удивительная штука –акварель. Психологи и психотерапевты разных школ и научных направлений единодушны в оценке терапевтического эффекта, которым обладает процесс занятия акварельной живописью и созерцанием ее готовых листов.

Только представьте: неторопливые движения рук, большой мокрый лист бумаги, ведерко чистой воды, огромная мягкая кисть, прозрачные красочки… Краски растекаются по мокрому листу большими пушистыми кляксами. Кляксы принадлежат сами себе, ширятся во весь лист или убегают ручейками, сливаются между собой, рождая новые образы. Дыхание перехватывает от этого волшебства. Проходит несколько сеансов акварельного бульканья и Вы  начинаете избавляться от множества серьезных недугов; крепнет психика, уходит нервозность, страхи, агрессия; развивается образное мышление и потребность в творчестве.

Психологи убедительно демонстрируют  необходимость таких акварельных развлекалочек для многих из нас и обязательно для каждого современного ребенка, взрослеющего в жестких  условиях цивилизации, когда всякое творческое начало легко подавляется нажатием кнопки копьютера. Дайте вместо этого ребенку акварельную  кисточку, вместо «музыкального центра – дудочку», вместо сомнительных мультиков-  домашний кукольный театр. И тогда есть шанс, что ребенок вырастит физически, психологически и духовно здоровым» (Руман М.В.- томская художница)

Изучено, что работая с красками, мы можем найти спокойный и гармоничный выход из самого возбужденного состояния. Если кто-то стал жертвой безудержного гнева, то он получит больше радости от рисования огненно-красными красками, чем от того что разобьет окно.

Для особо эмоциональных детей (особенно не плохо говорящим)  занятия с красками, мелками могли бы стать идеальным выражением эмоций и освобождения от внутреннего гнета.

Рудольф Штейнер дает практические рекомендации:

  1. Возбудимому ребенку лучше иметь дело с красными или красно-желтыми тонами. Дать возможность одеваться в эти цвета
  2. Если ребенок безучастен, то нужно перейти к сине-зеленым тонам

Цвет, который живет внутри нас  отражается как противоположный: для красного таким цветом будет зеленый; для синего – желтый, оранжевый…

Работа по превращению красного  в зеленый-  действует успокаивающе.

Ребенку легко дается обращение с акварелью, наносимой на мокрую бумагу, она помогает чувствовать воздух. Чтобы чувствовать многокрасочный мир надо исходить из самих красок.

1. Задание педагогам: По жизни вам приходится сталкиваться с разными людьми : работниками различных сфер (образовательных, социальных, медицинских, юридических, торговых…), а так же знакомыми, близкими…  Какими вы их  хотите видеть?

  • Сделайте  вывод   (какие мы хотим заложить качества в детях и какие качества мы ценим, в окружающих нас людях, должны совпадать)

Цель художественных занятий в вольдорфской школе является не подготовка художников, а воспитание творческих людей.

Только в этом случаи социальное устройство будет получать приток новых сил от подрастающего поколения.

Грамотно, гармонично организованная среда даст толчок к развитию творческого потенциала ребенка. Там где царит дух творчества, там живет гармония.

  • Рекомендации по организации эстетической, развивающей среды  в ДОУ см. примечание  №1

 


Примечание №1

Памятка воспитателю по организации художественно эстетического воспитания в группе и ДОУ

Иметь изоуголок доступный для детей, в него входят изобразительные материалы для детского творчества:

  • Бумага плотная «Гост» формат А-1 или 2 (для коллективных работ по аппликации, рисованию, конструированию)  А-3, А-4 (альбомы для рисования),
  • Бумага писчая для свободного рисования и графических работ, зарисовок
  • Цветной набор бумаги для рисования и оформления детских работ

Примечание: бумага хранится в шкафу и выдается по необходимости  и  малым количеством находится в спец. коробочке в изоуголке

Графический материал

  • Карандаши цветные, простые  средней твердости НВ, Мягкий графитный(8-9 В),ластик белый натуральный
  • Масляная пастель 12-24 цвета, «Гамма», «Faber-castel»
  • Фломастеры, реально пишущие
  • Цветной мел для рисования на доске, на асфальте
  • Доска для мела
  • Доски пластиковые для рисования фломастерами, размещенные в разных уголках.

Материал для живописи

  • Краски акварельные, художественные Санкт-Петербургского завода « Сонет», 12-24 цвета, белую краску вынуть
  • Краски гуашевые художественные 6-12 цветов:  «Гамма», «Невская палитра»
  • Кисть нейлон или колонок, №3 (№4)
  • Кисть «белка» №4 (или №3, №5)
  • Кисть «белка»№ 9 (или №10)
  • Поролоновая губка
  • Палитра

Акварельные краски после работы подсушивать, гуашевые -доливать водой

Пластический материал

  • Цв. пластилин «Гамма» 12 цв., стеки, доски для пластилина
  • Глина

Материал для аппликации

  • Цв. бумага по цветам в папках, для детей в коробочках размером А- 6
  • Листочки из журналов с картинками для творческого коллажирования
  • Бросовый материал в коробочке для самостоятельного конструирования
  • Клей ПВА
  • Кисти и клеенки для клея, салфетки
  • Ножницы хорошо режущие
  • Цв. картон  матовый

Примечание №2

Необходимо иметь в группе и использовать демонстрационный материал .

Демонстрационным материалом являются иллюстрации в изоуголке, по всей группе, сезонного характера (репродукции картин  художников по программе и не только); предметы ДПИ, образцы ДПИ с элементами, которые поочередно вывешиваются на общее обозрение или находятся в альбомчике для просмотра; альбомы, книги с иллюстрациями известных художников (Сутеева, Чарушина, Васнецова); серии тематических картинок  в файлах, которые выкладываются на столик ИЗО,  для свободного просмотра и рисования по ним;  демонстрация этапа лепки, рисования  какого – либо предмета (можно использовать туже тему, которая была на занятии)

Демонстрационным материалом может служить рисунок старшего ребенка, на который педагог обратил внимание и повесил в ИЗОуголок, предложил нарисовать так же и добавить свое (например в на тарелке нарисовать не ягоды а огурцы- найти картинки с огурцами, посмотреть на них и нарисовать) и прикрепить рядом, педагогу оценить положительное.

Раздаточный материал:

  • раскраски  хорошего качества, с малым количеством предметов, если ребенок справляется дать сложнее (лучше выдавать штучно, добиваясь качественного закрашивания). К раскраскам дать  цветной образец
  • хорошо если у ребенка будет свой альбом для рисования, в котором он будет работать под контролем педагога, по его  предложению нарисовать ,например по образцу, или наклеить по образцу… в альбоме можно выполнять задания по типу сотворчества- наклеить кораблик, а ребенок, поразмыслив, дорисовывает все остальное
  • раздаточный материал это чистые листы разного формата и силуэта, подсказывающие тему для рисования  в коробочке в свободном доступе (например: силуэты цветка, разных домиков, геометрические фигуры, полоски)
  • коробочка с бумагой разных  цветных обрезков,  для пробуждения фантазии, и цв. картон-основа для аппликации

Примечание: при самостоятельном творчестве направлять, подсказывать ребенку, знакомые приемы рисования, аппликации, спросить:  чтобы он хотел нарисовать, вылепить, и помочь ему осуществить его задумку закрепляя пройденный материал

Обязательно учить ребенка находить изобразительные материалы, пользоваться ими, убирать за собой место, помогать убрать товарищу, подчеркивая, как аккуратно и красиво все убрали.

Демонстрация, оформление  и хранение работ.

  • Детские работы не должны быть брошены, необходимо убедить  ребенка, что вы дорожите его творением. Приучайте складывать рисунки в определенное место, или вывешивать на выставку в изоуголке, а потом находить им место в своей папке, которую он может брать и пересматривать.
  • Помогите ребенку увидеть неопрятность смятой или свернутой работы (художники так не делают), маленькие зарисовки вклеивайте  к нему в альбомчик, или оформляйте на плотную основу-паспорту.  Объясните, что опрятную, красиво оформленную работу приятно будет смотреть на выставке всем.
  • Время от времени устраивайте выставки в группу в саду свободного творчества детей, рассматривайте по всем правилам + и - детские альбомчики, папки вместе с  детьми.
  • Из детских работ можно составить коллективную работу, обыграть ее. Например,  дети делали аппликацию посуды, оформите в коллективную работу, «Посудная лавка», покупатель  «дает деньги» и говорит почему он покупает этот кувшин, чем он понравился.
  • Не забывайте, что работы детей  могут украсить группу, зал, лестничные марши, витрины ДОУ (по программе Васильевой)

Все эти  советы и рекомендации   помогут выстроить систему художественного воспитания  с пользой не только для детей, но и получить удовольствие от результатов работы и в  других направлениях коррекционной работы.

Творческих успехов и удовольствия от  результатов вашей работы!

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильева
  2. Штейнер Р., Воспитание к Свободе. Педагогика. М. 1993
  3. Руман М. В. Область культуры.  /Акватория надежды: акварельная живопись и композиция» автор.  Томский Областной учебно-методический центр культуры и искусства Научно-практический журнал №2 (8), 2009г.