Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Младший дошкольный возраст (3—4 год жизни). Сенсорное воспитание. Развитие элементарных математических представлений

«Складывание матрешки»

«Спрячь матрешку»
Цели, познакомить с принципом склады­вания матрешки, вызывать положительное отношение к игрушке.
Оборудование: 2(3)-составная матрешка.
Дефектолог показывает ребенку матрешку, предлагает потрогать ее. Затем разбирает, комментируя свои действия, просит собрать, при необходимости помогает

«Шар. Формирование понятий большой — маленький

«Покатай шарик»
Цели, познакомить со свойствами шара.
Оборудование: шарики различной величины и цвета.
Ребенок катает шарики по столу, по полу, по ковру. Взрослый комментирует действия ребенка, называет величину и цвет шариков, просит ребенка повторить

«Куб. Формирование понятий один — много»

«Строим башни»
Цели закрепить знания о геометрической форме куб, развивать умение выполнять инструкции взрослого, развивать мелкую моторику.
Оборудование: объемные фигуры (кубики и шарики).
Совместные действия с комментариями. После построения башни из кубиков следует предложить ребенку построить башню из шариков, сравнить свойства шарика и кубика

«Знакомство с формой крыша. Деление предметов по величине на две группы»

«Строим домики»
Цель развивать конструктивные навыки.
Оборудование: объемные геометрические формы.
Ребенок обследует фигуры различными спо­собами, выполняет действия с ними (пробует катать, двигать), затем строит домики, ставя крышу на кубик

«Дифференциация: куб,      шар. Один — много»

«Чудесный мешочек»
Цели: развивать тактильные ощущения, закреплять названия изученных форм.
Оборудование: «чудесный мешочек», шарики, кубики.
Ребенок узнает фигуру на ощупь, называет, достает из мешочка, считает названные фигуры (один — много)

«Знакомство с формой кирпичик. Про­талкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Один — много»

«Найди окошко»
Цели учить соотносить форму в практическом действии с предметами с помощью проб, определять количество предметов (один — много).
Оборудование: ящик Сегена.
Взрослый показывает ребенку способ действия, просит повторить его и найти окошко для каждой фигуры

«Складывание матрешки. Один — много — ни одною»

«Подружки»
Цели, развивать умение выполнять простые действия с матрешкой: открывать и закрывать, вкладывать и вынимать, сравнивать по величине, считать и соотносить с количеством пальцев.
Оборудование матрешка 5-составная.
Взрослый обучает ребенка элементарным действиям с матрешкой. Матрешкам можно дать имена

«Нанизывание колец, убывающих по величине (складывание пирамидки). Один — иного — ни одного»

«Кто быстрей»
Цели: закрепить умение складывать пирамидку, определять количество колец.
Оборудование две одинаковые пирамидки.
Вначале дефектолог показывает способ складывания пирамидки, комментируя свои действия. Затем предлагает ребенку сложить пирамидку самостоятельно. После этого ребенок и взрослый соревнуются

«Цвет предметов. Один — много в окружающей обстановке»

«Один — много»
Цели побуждать к различению понятий один — много, пониманию инструкций, содержащих слова в форме единственного и множественного числа.
Оборудование предметы окружающей обстановки, картинки с изображением одного и множества предметов. По заданию взрослого ребенок показывает куклу или кукол, приносит мяч или мячи, прячет мишку или мишек и т д.

«Цвет предмета. Пространственные направления: вверху — внизу»

«Кубик на кубик»
Цели закрепить пространственные представления вверху — внизу, названия основных цветов.
Оборудование кубики четырех основных цветов.
Дефектолог ставит кубик на кубик и фиксирует внимание: красный — вверху, синий — внизу. Затем меняет положение кубиков и цвета. Ребенок выполняет действия по подражанию

«Сравнение двух групп предметов приемом наложения. Понятие поровну»

«Угости кукол»
Цель закрепить понятие поровну.
Оборудование, плоскостные фигурки кукол, муляжи конфет и фруктов в равном количестве.
Ребенок раздает куклам угощение, накладывая муляжи на фигурки кукол. Сравнивает количество кукол и конфет, фруктов

«Сравнение двух групп предметов приемом наложения.
Пространственные направления вверху — внизу, впереди — сзади>>

«Где спрятался»
Цели закрепить пространственные представления, развивать память и внимание.
Оборудование предметы окружающей обстановки.
Перед началом игры дефектолог показывает ребенку игрушки и другие предметы, обращает внимание на их местоположение. Затем ребенок закрывает глаза и отвечает на вопросы взрослого

«Понятия больше, меньше. Установление равенства»

«Гости и стулья»
Цель в практической деятельности закрепить понятие поровну.
Оборудование: стулья, куклы, мишки.
Ребенок должен посадить каждую игрушку на стул. Дефектолог меняет количество игрушек и стульев, подводит ребенка к необходимости сравнения по количеству

«Прием приложения. Различение правой и левой руки»

«Чашки и блюдца»
Цель закрепить умение сравнивать приемом приложения.
Оборудование: карточки для обучения приему приложения.
На верхней полоске изображения чашек. Под каждой чашкой блюдце (модель). Ребенок берет блюдца правой рукой и раскладывает справа налево

«Геометрическая фигура квадрат»

«Чудесный мешочек»
Цели: закрепить название плоскостной фигуры, умение определять фигуру на ощупь.
Оборудование мешочек, различные пло­скостные фигуры, мелкие игрушки.
Доставать из мешочка ребенок должен только квадраты

«Сравнение путем приложения. Развитие пространствен­ных представлений»

«Доползи до игрушки»
Цели учить воспринимать расстояние, действовать в зависимости от расстояния, выбирать направление.
Оборудование: игрушки, коробка для игрушек.
Дефектолог располагает игрушки на разных расстояниях и направлении от ребенка. Предлагает ребенку доползти до каждой игрушки, принести, положить в коробку

«Сравнение групп предметов путем наложения и приложения. Части суток»

«Что на картинке?»
Цели: закрепить представления о частях суток, развивать мышление и воображение.
Оборудование: сюжетные картинки по теме, фишки для поощрения.
Работа по перевернутой картине. По описанию дефектолога ребенок должен узнать и назвать время суток, изображенное на картинке. После этого картинка открывается. За правильно выполненное задание ребенок получает призовую фишку

«Различение форм круг — квадрат»

«Узнай на ощупь»
Цели: закрепить названия геометрических фигур, развивать умение сравнивать, раз­вивать тактильные ощущения.
Оборудование, модели геометрических фигур, экран из картона или пластика. Экран ставится перед ребенком, руки заво­дятся за экран. Обследуемую фигуру ребенок не видит, должен узнать на ощупь, выделяя отличительные признаки, и назвать

«Понятия: длинный — короткий»

«Кто быстрее свернет ленту»
Цели, закрепить понятия длинный, короткий, длиннее, короче: развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Оборудование: ленты различной длины.
Дефектолог и ребенок берут по одной развернутой ленте. По сигналу начинают сворачивать. Подводя итог, взрослый каждый раз сравнивает ленты по длине

«Сравнение предме­тов по длине приемами наложения и приложения»

«Измерялки»
Цели, учить использовать приемы наложения и приложения в практической деятельности.
Оборудование: различные по длине ленточки четырех основных цветов.
При совместной деятельности дефектолога и ребенка ленточки сравниваются между собой. Затем ленточками можно измерять высоту стола, стула, длину ковра и т. д.

«Формирование на­выка ориентировки на ограниченной плоскости (лист бу­маги)»

«Коврик»
Цели: закрепить понятия вверху, внизу, справа, слева, посередине.
Оборудование: лист бумаги, модели гео­метрических фигур.
Ребенок раскладывает фигуры на листе по заданию дефектолога. После выполнения задания дефектолог обращает внимание ребенка на расположение фигур на листе, проговаривает вместе с ребёнком место­положение каждой фигуры

«Различение фор­мы предметов на ощупь. Соотнесение плоскостной и объ­емной формы»

«Собираем бусы куклам»
Цели учить соотносить шарики и кружочки в практической деятельности.
Оборудование бусинки круглой формы, кружочки из картона (кружочки и бусинки одного цвета), два шнурка, две куклы.
Вначале шарик (бусинка) и круг сравнива­ются между собой. По заданию дефектолога ребенок собирает бусы двум куклам: одной — из шариков (круглых бусинок), другой — из кружочков

«Формирование умения распозна­вать геометрическую фигуру в окружаю­щей обстановке, на картинках»

«Найди круглое»
Цели: закрепить представление о геоме­трической форме круг.
Оборудование предметы окружающей об­становки.
Ребенок показывает и называет: колеса игрушечной машинки, шарик, мячик, колечки пирамидки и др. Дефектолог закрепляет с ребенком прием тактильного обследования предметов круглой формы

«Выделение двух и трех предметов из множества по об­разцу, по слову»

«Делай как я»
Цели развивать умение выделять один, два, три предмета из множества, учить понимать инструкции, содержащие слова в форме единственного и множественного числа.
Оборудование: объемные геометрические формы, игрушки.
Ребенок выполняет задания с опорой на действия дефектолога.
Я беру одного мишку. И ты тоже.
Я качу два шарика. И ты тоже

«Соотнесение одного, двух, трех предметов с коли­чеством пальцев. Умение посчитать один, два предмета и назвать итог»

«Покажи столько же пальчиков»
Цели: учить соотносить количество пред­метов, выделенных из множества, с коли­чеством пальцев.
Оборудование: счетный материал.
Дефектолог дает различные задания на счет и отсчет предметов из множества. Затем ребенку необходимо подвести итог счета и показать соответствующее количе­ство пальчиков

«Счет до трех»

«Топай, хлопай»
Цели, учить счету движений, развивать общую и мелкую моторику.
Ребенок топает, хлопает, подпрыгивает, выполняет другие несложные движения по заданию дефектолога

«Ориентировка в помещении. Ориен­тировка в простран­стве»

«Найди игрушку»
Цели: организовать зрительное восприятие ребенка, учить находить игрушку в заданном пространстве, соотносить игрушку с ее изо­бражением на картинке.
Оборудование, игрушки, предметные картинки.
Вначале ребенку предъявляются картинки с изображением игрушек. Дефектолог просит назвать игрушку на картинке и найти такую же игрушку в кабинете

«Различение правой и левой руки (по­вторение)»

«Наши руки не для скуки»
Цели: учить различению правой и левой руки в практических действиях.
Оборудовать пальчиковые краски, альбом, карандаши, пластилин и т д.
Ребенок выполняет задания попеременно левой и правой рукой, приходит к выводу о том, какой рукой ему удобнее работать

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Тема

Игра

«Знакомство
с окружающей
обстановкой»

«Посмотри, назови и запомни»
Цели: познакомить с названием и назначе­нием предметов окружающей обстановки.
Оборудование: флажки.
Дефектолог, знакомя ребенка с кабинетом, отмечает цветными флажками названные предметы. После того как расставлены все флажки, просит ребенка рассказать о том, что каждый флажок обозначает

«Части тела и лица»

«Назови ласково»
Цели, закрепить названия частей тела и лица человека, учить образованию уменьшительно- ласкательной формы слов.
Оборудование: большая и маленькая куклы. Дефектолог показывает кукол, называет их (кукла, куколка), предлагает рассмотреть и называет, стимулируя ребенка к повторению: «У куклы — нос, а у куколки — носик, у ку­клы — рот, а у куколки — ротик...» и т. д.

«Игрушки (кукла, мяч)»

«Подбери одежду куклам»
Цели учить играть с куклой, закрепить знания о величине как свойстве предметов.
Оборудование: куклы двух размеров, одежда для них.
Дефектолог показывает кукол, называет их (кукла, куколка), сравнивает по величине, предлагает собрать кукол на прогулку. Обра­щает внимание ребенка на то, что маленькие вещи не подходят большой кукле, и наоборот

«Игрушки (мишка, машина)»

«Уложим мишку спать»
Цели закрепить умение укачивать игрушку, петь колыбельную песенку тихим, спокойным голосом (по возможностям ребенка).
Оборудование кукольная постель, игрушеч­ный медведь.
Дефектолог читает ребенку стихотворение А.Барто «Мишка», показывает игрушечного медведя и просит уложить его спать

«Время года осень»

«Дождик»
Цели: развивать внимание, умение согла­совывать действия со звуковым сигналом.
Оборудование: бубен, зонтик.
Ребенок ходит по кабинету, называет зна­комые ему предметы обстановки. При зву­ках бубна и словах «кап-кап» садится на стульчик под зонтик, который держит над ним дефектолог

«Овощи»

«Узнай на вкус»
Цели: закрепить знания об овощах, умение определять овощи на вкус.
Оборудование: натуральные овощи, ножик и деревянные шпажки для овощей, тарелка для овощей.
Дефектолог показывает ребенку овощи, на­зывает дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать овощ на вкус с закрытыми глазами

«Фрукты»

«Узнай на вкус»
Цели закрепить знания о фруктах, умения определять фрукты на вкус.
Оборудование натуральные фрукты, ножик и деревянные шпажки для фруктов.
Дефектолог показывает ребенку фрукты, на­зывает; дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать фрукты на вкус с закрытыми глазами

«Овощи — фрукты. Обобщение и диф­ференциация»

«Высоко или низко»
Цели дифференцировать представления об овощах и фруктах
Оборудование, муляжи овощей и фруктов, две корзинки.
Ребенок «собирает» овощи и фрукты. За фруктами тянется высоко, за овощами наклоняется низко. Овощи складывает в корзинку, стоящую на полу, а фрукты — в корзинку, стоящую на столе

«Семья»

«Играем в маму»
Цели: учить ребенка подражать действиям взрослых.
Оборудование игрушки и предметы, необ­ходимые для имитации действий взрослых членов семьи, сюжетные картинки.
Дефектолог показывает ребенку картинку, называет действие персонажа и предлагает: «Покажи, как мама стирает (гладит; моет по­суду). Покажи, как папа пилит (рубит; красит)»

«Соотнесение пло­скостной и объемной форм в практической деятельности»

«Бусы»
Цели учить соотносить шарики и кружочки в практической деятельности.
Оборудование круглые бусинки и вырезанные из бумаги кружочки с отверстиями, веревочка.
Вначале бусинки и кружочки раскладываются попарно, сравниваются. Затем собираются бусы из шариков, потом из кружочков, сравниваются.

«Группировка пред­метов по цвету»

«Разложи по баночкам»
Цели: закрепить умение делить предметы по цвету на две группы.
Оборудование баночки и счетные палочки двух цветов.
Палочки двух цветов перемешиваются между собой. Ребенок получает задание расста­вить палочки в баночки по цвету, назвать (показать) цвет.

«Одежда»

«Уложим куклу спать»
Цели закрепить знания о предметах и дета­лях одежды, последовательности раздевания.
Оборудование: кукла, одежда для куклы, кукольная кровать.
Ребенок получает задание раздеть куклу, назвать и аккуратно сложить ее одежду, уложить куклу в кроватку и спеть ей колы­бельную песенку

«Одежда»

«Какой картинки не хватает?»
Цели: развивать внимание и память, учить правильно называть предметы одежды.
Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда».
Перед ребенком раскладывается 4—5 карти­нок, которые он должен назвать и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а дефекто­лог в это время убирает одну из картинок. Ребенок должен назвать убранную картинку

«Цвет как признак»

«Подарим кукле бусы»
Цели: учить выполнять чередование цвета по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.
Оборудование, кукла, колечки (крупные бусин­ки) двух цветов, веревочка для нанизывания.
Дефектолог показывает образец способа действия при выполнении задания, обращает внимание ребенка на чередование бусинок по цвету, просит назвать цвета и продолжить собирать бусы для куклы

«Посуда»

«Подбери чашки к блюдцам»
Цели закрепить знания о посуде, умение сличать по цвету.
Оборудованиемодели чашек и блюдец из цветного картона.
По заданию дефектолога ребенок переме­шивает модели чашек и блюдец, а затем подбирает чашки к блюдцам, используя прием приложения и называя цвета


«Посуда»

«Только посуда»
Цели: закрепить умение классифицировать и обобщать.
Оборудование: картинки с изображением предметов посуды, одежды, игрушек, мебели.
Предметные картинки переворачиваются изображением вниз. Ребёнок открывает каждую картинку, называет и откладывает в сторону изображения предметов посуды. Далее можно имитировать действия с ото­бранными предметами посуды

«Мебель»

«Что для чего?»
Цели: закрепить знания названия и назна­чения предметов мебели.
Оборудование: предметы игрушечной мебели, посуды, белья, маленькие куклы и т д.
Ребенок называет каждый предмет мебели и демонстрирует его предназначение, ис­пользуя имеющееся у него оборудование. Накрывает стол, убирает в шкаф кукольную одежду, укладывает куклу спать и т. д.

«Мебель»

«Только мебель»
Цели: закрепить умение классифицировать и обобщать.
Оборудование картинки с изображением предметов посуды, игрушек, мебели, одежды.
Предметные картинки переворачиваются изображением вниз, перемешиваются. Про­должая работу, ребенок открывает каждую картинку, называет и откладывает в сторону изображения предметов мебели. Далее можно имитировать действия с отобранными предметами мебели

«Транспорт»

«Узнай по звуку»
Цели закрепить умение соотносить звуко­подражание с картинкой, учить движениям, имитирующим различные виды транспорта.
Оборудование: предметные картинки по теме. Дефектолог имитирует звуки, характерные для каждого вида транспорта, показывая при необходимости картинку. Ребенок с помощью дефектолога изображает движения поезда, самолета, лодочки и т. д.

«Транспорт»

«Подскажи словечко»
Цели закрепить знания о способах пере­движения различных видов транспорта.
Оборудование: сюжетная картина по теме.
Ребенок должен закончить фразу, начатую дефектологом: «Корабль по реке...», «Самолет по небу...», «Машина по дороге...», «Поезд по рельсам...»

«Домашние живот­ные»

«Киска, киска»
Цели учить инсценировке текста потешки, закрепить знания о частях тела кошки.
Оборудование: тексты потешек, картинный материал, игрушка.
Потешка прочитывается ребенку два раза. После второго прочтения дефектолог пред­лагает поиграть с кошечкой, читая текст еще раз:
«Поглажу кошечку по головке, по спинке, по хвостику»

«Домашние живот­ные»

«Собачка»
Цели: учить имитации движений, звукопо­дражаниям, стимулировать самостоятельную речь, учить слушать и понимать стихотвор­ный текст.
Оборудование: тексты потешек, картинный материал, игрушка.
Дефектолог читает потешки , стараясь вовлечь ребенка в прочтение, побуждая к имитации действий и звукоподражаний.
Ты, собачка, не лай. Ты Ванюшку не пугай.
Вот собачка лежит, Она дом сторожит.

«Дикие животные»

«Лиса на охоте»
Цели: закрепить знания о внешнем виде и повадках лисы, учить имитации движений.
Оборудование игрушечная лиса.
Дефектолог и ребенок вместе изображают движения, о которых говорится в стихот­ворении.
По лесу лиса крадется, Ступит шаг и оглянется, А затем к земле пригнется  И в комочек вся сожмется, Тихо-тихо затаится... А потом вдруг как помчится!
С. Боровский

«Дикие животные»

«Заинька»
Цели: учить выполнять действия по словес­ному заданию.
Оборудование Заинька, попляши, серенький, попляши... Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой... Заинька, повернись, серенький, повернись... Заинька, поклонись, серенький, поклонись...

«Дикие и домашние   животные (обобще­ние и дифференциа­ция)»

«Кто где живет?»
Цели закрепить знания о домашних и диких животных.
Оборудование картинки по теме.
Показывая картинку, дефектолог говорит: «Это корова. Вот корова. Где живет корова? Покажи. Как голос  подает корова? Корова мычит. Как  корова  мычит?

«Разрезные картинки.          Составление целого из частей»

«Сложи картинку»
Цели: учить разделять предмет на части, составлять целостный образ предмета из частей.
Оборудование парные картинки, в каждой паре одна разрезана на 2, 3, 4 части

«Время года — лето»

«Когда это бывает?»
Цели: закрепить умение слушать и пони­мать стихотворный текст, соотносить текст с сюжетной картинкой
Оборудование: сюжетные картинки по теме.
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна — Значит, это уже... (лето)\ Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
Вот и... (лето) подоспело — Земляника покраснела... И малина покраснела, Потому что вся созрела...
М. Шенсен

Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет

Развитие элементарных математических представлений

Тема

Игра

«Сравнение предметов по величине»

"Большие и маленькие"
Цели: Определять по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь.
Оборудование: «чудесный мешочек», объемные геометрические формы двух размеров.
Из «чудесного мешочка» ребенок выбирает объ­емные геометрические формы заданной величины

«Сравнение по величине»

«Две корзины»
Цели: закрепить умение делить предметы по величине на две группы.
Оборудование: игрушки двух величин, большая и маленькая корзины.
Ребенок раскладывает большие игрушки в большую корзину маленькие — в маленькую. Называет их, сравнивает по величине

«Длинный — короткий»

«Гусеница»
Цели: закрепить понятия «длинный — короткий», развивать конструктивные навыки.
Оборудование: счетные палочки.
Дефектолог предлагает ребенку изобразить гусеницу, используя счетные палочки. Следует обратить внимание ребенка на то, что гусеница коротенькая и понадобятся всего три палочки. «Словно крохотная змейка, Проползает по скамейке: Это гусеница Крошка Захотела есть немножко.»                              С. Боровский

«Сравнение двух предметов раз­ной длины»

«Кто быстрее свернет ленту?» — игра- соревнование между дефектологом и ребенком
Цели, закрепить понятия «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Оборудование, ленты различной длины.
Дефектолог и ребенок берут себе по одной развернутой ленте. По сигналу начинают сво­рачивать. Подводя итог взрослый каждый раз сравнивает ленты по длине

«Свойства пред­метов — цвет»

«Разноцветная вода»
Цели, закрепить знание четырех основных цветов. Оборудование четыре баночки с водой, краски четырех цветов, кисточка.
Дефектолог предлагает ребенку покрасить воду в баночках и правильно назвать получившийся цвет. Для усложнения задания краски можно смешивать

«Свойства пред­метов — фор­ма»

«Узнай фигуру»
Цели: учить выделять контур предмета, соот­носить объемную фигуру с плоскостной.
Оборудование, объемные геометрические фигуры, фломастеры, бумага для рисования.
Дефектолог показывает объемные фигуры, назы­вает их, предлагает каждую обвести по контуру. Затем рисует на листе бумаги плоскостное изображение каждой объемной фигуры. Взрос­лый называет нарисованные фигуры, а ребенок соотносит их с объемными

«Сравнение предметов по высоте»

«Домик для матрешки»
Цели: закрепить понятия «высокий — низкий», «выше — ниже».
Оборудование: строительный материал, две матрешки.
По заданию дефектолога ребенок должен по­строить домик для каждой матрешки. Следует обратить внимание ребенка на то, что ростом матрешки разные, соответственно разными по высоте должны быть и домики


«Сравнение предметов по длине и высоте»

«Дома и дорожки»
Цели, закрепить представления длинный — ко­роткий, низкий — высокий.
Оборудование плоскостные и объемные гео­метрические формы.
Ребенок получает задания: построить длинную дорогу и короткую дорожку (из квадратиков); вдоль длинной дороги расположить высокие дома, вдоль короткой — низкие домики (из брусочков или кирпичиков)


«Сравнение предметов по длине и высоте (по памяти)»

«Вспоминай-ка!»
Цели: закрепить умение правильно употреблять изученные понятия при сравнении по величине, развивать внимание, память.
Оборудование: картинный материал (змея — гу­сеница, шнурок — веревка, дерево — цветок, жираф — лошадь и др.)
Ребенок рассматривает картинки, называет, сравнивает. Затем дефектолог переворачивает картинки, а ребенок вспоминает и называет рассмотренные пары


«Геометрические фигуры — круг»

«Найди круг»
Цели развивать умение выбирать из множества фигуру нужной формы.
Оборудование плоскостные геометрические фигуры, более крупная фигура-эталон.
Дефектолог -показывает ребенку фигуру-эталон. Просит ребёнка найди геометрическую фигуру такой же формы.


«Круг. Соотнесение с предмета­ми окружающего мира»

«Что бывает круглым?»
Цели развивать умение определять заданную форму в предметах ближайшего окружения.
Оборудование, предметы окружающей обстанов­ки, предметные и сюжетные картинки. Вначале ребенок находит круглые предметы вокруг себя, затем — на предметных картинках, потом — на сюжетных

«Геометрические фигуры — ква­драт»

«Сложи квадрат»
Цели: закрепить знания о форме квадрат, раз­вивать конструктивные навыки.
Оборудование счетные папочки, карандаши, эталон фигуры.
Показывая эталон фигуры, дефектолог напоми­нает отличительные признаки квадрата. Ребенок получает задание сложить несколько маленьких (из счетных палочек) и несколько больших (из карандашей) квадратов

«Геометрические фигуры — тре­угольник»

«Сделай узор»
Цели: развитие восприятия формы, умения рас­полагать предметы на плоскости листа.
Оборудование: эталоны фигуры пяти цветов, лист бумаги.
Дефектолог дает задание ребенку сложить узор из треугольников, указывая расположение каж­дого: посередине, под, над, слева, справа

«Сравнение круга, квадрата, треугольника»

«Бусы для елки»
Цели, закрепить знания об изученных геомет­рических фигурах, умение располагать фигуры в определенной последовательности.
Оборудование: плоскостные геометрические фи­гуры с отверстиями для нанизывания, веревочка.
Дефектолог начинает собирать бусы для елочки, чередуя круг, квадрат и треугольник. Ребенок должен продолжить нанизывать фигуры, со­блюдая заданный ритм

«Ориентировка в пространстве. Части тела»

«Слушай и выполняй»
Цели: закрепить пространственные представ­ления, знание частей тела, умение выполнять словесные инструкции.
Оборудование: флажки.
Возьми флажок в левую руку.
Спрячь флажок за спинку.
Подними флажок над головой.
От ребенка требуется быстро и четко выполнять задания дефектолога

«Направление от себя»

«Где звенит колокольчик?»
Цели: закрепить умение определять направ­ление звука.
Оборудование: стул для ребенка, колокольчик.
Дефектолог предлагает ребенку присесть на стул, поставленный посередине комнаты (кабинета), закрыть глаза и определить, с какой стороны слышен звон колокольчика. Следует продолжить фразу начатую дефектологом.
Колокольчик звенит... справа. Колокольчик звенит... внизу, под стулом

«Ориентировка на плоскости листа»

«Стрелочка»
Цели: закрепить представления о верхней, нижней, правой и левой сторонах листа.
Оборудование: лист картона с прикрепленной к нему стрелочкой (стрелочка должна свободно вращаться).
Дефектолог просит показать сторону листа, ре­бенок выполняет задание, поворачивая стрелочку Можно использовать словесный отчет после выполнения задания

«Ориентировка во времени»

«Когда это бывает?»
Цели: закрепить знания о частях суток.
Оборудование: сюжетные картинки по теме.
Дефектолог описывает картинку, ребенок ее находит и определяет время суток, в которое происходит действие, изображенное на картинке

«Один — много, по одному, ни одного»

«Купание утят»
Цели, закрепить понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
Оборудование:
тазик с водой, игрушечные утята. Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть утят, вспомнить, как они подают голос, как умеют плавать и нырять. В процессе игры де­фектолог меняет количество утят, привлекая к этому внимание ребенка.
Было много утят...
А теперь мало...
Остался один утенок...

Прием наложе­ния»

«Чашки и блюдца»
Цели закрепить умение сравнивать, не при­бегая к счету.
Оборудование чашки и блюдца из набора ку­кольной посуды.
Дефектолог предлагает поставить чашки на блюдца - в ходе игры количество чашек и блюдец меняется. Взрослый побуждает ребенка к  срав­нению приемом наложения      сложения (чашка ставится на блюдце)

«Прием прило­жения»

Чашки для кукол»
Цели закрепить умение сравнивать, не при­бегая к счету.
Оборудование куклы, чашки из набора куколь­ной посуды.
Дефектолог предлагает поставить чашку каждой кукле. В ходе игры количество чашек и кукол меняется. Взрослый побуждает ребенка к срав­нению приемом приложения (чашка ставится перед куклой)

«Сравнение групп предме­тов»

«Больше, меньше и равно»
Цели: закрепить умение сравнивать количество предметов, не прибегая к счету.
Оборудование мягкие игрушки, стулья.
Ребенок должен определить, хватит ли стульев для всех игрушек. Для этого необходимо посадить каждую игрушку на стул. Количество игрушек и стульев меняется. Каждый раз необходимо установить соотношение между ними

«Развитие про­странственного восприятия»

«Какая игрушка?»
Цели закрепить пространственные представ­ления: впереди, сзади, справа, слева.
Оборудование игрушки.
Ребенок закрывает глаза, дефектолог расстав­ляет вокруг него игрушки. Открыв глаза, ребе­нок должен правильно назвать расположение каждой игрушки. В ходе игры расположение игрушек меняется

«Счет до трех»

«Покажи столько же пальчиков»
Цели: закрепить навык счета до трех.
Оборудование: счетный материал.
Дефектолог показывает ребенку предметы (не более трех), считает их. Ребенок должен показать соответствующее количество пальчиков

«Счет до трех. Итоговое число»

«Собери и посчитай»
Цели: закреплять навык счета до трех, умение подводить итог.
Оборудование: модели грибов, корзинка.
Дефектолог дает ребенку задание: «Положи в корзинку три грибочка... Покажи мне. Сколько у тебя грибочков?»
Задание предлагается несколько раз, количество грибов варьируется

«Счет до четы­рех»

«Глазки спят, ручки считают»
Цели: закрепить навыки счета на ощупь.
Оборудование: счетный материал, коробка.
Вначале дефектолог предлагает внимательно посмотреть, что лежит в коробке, и посчитать. Затем ребенок должен пересчитать предметы из коробки с закрытыми глазами, открыть глаза и проверить себя

«Счет по на­званному числу»

«Найди столько же»
Цели: закрепить навык счета до четырех, по­нятие столько же.
Оборудование: счетный материал, карточки с цифрами.
Дефектолог называет любое число до четырех, показывает карточку с цифрой, читает стихо­творение об этом числе (С. Маршак «Веселый счет»). Затем просит ребенка отсчитать нужное количество предметов

«Счет на ощупь, на слух. Счет движений»

«Слушай, выбирай, хлопай»
Цели: закрепить навык счета до четырех с ис­пользованием различных анализаторов.
Оборудование: «чудесный мешочек», счетный материал, бубен.
Ребенок считает количество ударов в бубен (в бубен ударяет взрослый), отсчитывает соот­ветствующее количество предметов на ощупь, столько же раз хлопает в ладоши

«Развитие про­странственного восприятия»

«Продолжи ряд»
Цели: развивать умения анализировать располо­жение предметов в пространстве, продолжать ряд, соблюдая ритм.
Оборудование: модели плоскостных геомет­рических фигур.
Дефектолог выкладывает начало трех рядов гео­метрических фигур. Ребенок продолжает каждый ряд, соблюдая заданную последовательность расположения фигур

 

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Тема

Игра

«Знакомство с ближайшим окружением»

«Путешествие»
Цели: закрепить названия и назначение оборудо­вания кабинета дефектолога
Оборудование: предметы окружающей обстановки. Дефектолог и ребенок встают «паровозиком» и отправляются в «путешествие» по кабинету. При этом необходимо рассказать ребенку о назначении учебных пособий, предметов мебели, игрушек и другого оборудования кабинета, напомнить правила поведения на занятиях, имя и отчество дефектолога

«Игрушки»

«Починим машинку»
Цели, учить различать и называть части грузовой машины, подражать действиям взрослых, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: игрушечная машинка, сюжетные картинки по теме.
Ребенок рассматривает машинку называет ее части. Затем дефектолог говорит, что машинка сломалась и ее необходимо починить. Ребенок «ремонтирует» машинку подражая знакомым действиям взрослых и опираясь на картинный материал

«Наше тело»

«Не ошибись»
Цели, закрепить знание детьми названий частей собственного тела и лица.
Дефектолог предлагает прятать глаза (уши, нос, колени, живот и т. д.), закрывая руками, но при этом сама закрывает другую часть тела или лица. Ребенок должен заметить ошибку взрослого и не ошибиться сам

«Осень»

«Найди парные листочки»
Цели: закрепить знания о признаках осени, раз­вивать зрительное восприятие.
Оборудование: по два засушенных листочка березы, дуба, рябины, клена.
Перед ребенком раскладывают засушенные листочки. Дефектолог напоминает названия деревьев, с кото­рых собраны листья. Затем ребенку предлагается выбрать парные листочки

«Осень»

«Выбери картинку»
Цели: закрепить знания об осени, развивать умение выбирать заданный объект из множества.
Оборудование: сюжетные картинки по временам года. Из предъявленных картинок ребенок должен вы­брать только осенние

«Овощи»

«Магазин»
Цели: закрепить умение составлять описания, узнавать предметы по описанию.
Оборудование: муляжи овощей.
Дефектолог и ребенок играют, меняясь ролями «продавец — покупатель». Дефектолог дает ребенку образец составления описания, помогает при со­ставлении описания, подсказывая ключевые слова: форма, цвет, величина, вкус

«Овощи»

«Узнай на вкус»
Цели, закрепить знания об овощах, умение опреде­лять овощи на вкус.
Оборудование: натуральные овощи, ножик и дере­вянные шпажки для овощей, тарелка для овощей. Дефектолог показывает ребенку овощи, называет, дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать овощ на вкус с закрытыми глазами

«Фрукты»

«Урожай»
Цели: закрепить знание отличительных признаков фруктов, умение группировать по заданному признаку
Оборудование: две корзины, муляжи фруктов.
В одну корзину складывают фрукты красного цвета, а в другую — желтого. Каждый фрукт необходимо правильно назвать

«Фрукты»

«Узнай на вкус»
Цели: закрепить знания о фруктах, умение опреде­лять фрукты на вкус.
Оборудование: натуральные фрукты, ножик и дере­вянные шпажки для фруктов.
Дефектолог показывает ребенку фрукты, называет, дает попробовать, обратив внимание на вкус. За­тем предлагает узнать фрукты на вкус с закрытыми глазами

«Дифферен­циация овощи — фрукты»

«Поваренок»
Цели: закрепить знания о способах употребления овощей и фруктов.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, две ка­стрюли (для супа и для компота).
Ребенок получает задание — «сварить» суп и компот. Для этого следует правильно отобрать и назвать необходимые компоненты. При выполнении задания ребенок комментирует свои действия

«Ягоды»

«Разгадай и загадай»
Цели: закреплять умение узнавать предмет по его наиболее характерным признакам, учить описывать предмет, не называя его.
Оборудование: картинки по теме.
Вначале дефектолог дает образец описания какой- либо ягоды, ребенок разгадывает и называет. За­тем они меняются ролями: ребенок загадывает, а дефектолог разгадывает загадку-описание

«Грибы»

«Шляпки и ножки»
Цели, закрепить знания о строении гриба, названия грибов, развивать конструктивные навыки.
Оборудование плоскостные изображения грибов (шляпки отделены от ножек).
По заданию дефектолога ребенок подбирает каждую шляпку к ножке, называет получившийся грибок. При необходимости дефектолог помогает правильно назвать гриб

«Деревья»

«Одинаковые — разные»
Цели: учить сравнивать деревья, находить в них признаки сходства и различия.
Оборудование: картинки с изображениями елки, березы, клена, дуба.
Дефектолог напоминает названия деревьев, харак­терные признаки каждого дерева. Затем предлагает сравнить два дерева, указав, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга

«Зима»

«Бывает — не бывает»
Цели: закрепить умение выделять характерные признаки зимы.
Оборудование:
картинки с изображениями четырех времен года.
При предъявлении дефектологом каждой картинки ребенок должен определить, относится она к зиме или к другому времени года.
Желтые листочки на деревьях зимой бывают?
На коньках зимой катаются?

«Зима — осень»

«Когда это бывает?»
Цели: закрепить знания о временах года (осень, зима), учить сравнивать.
Оборудование: сюжетные картинки по теме.
Ребенок должен продолжить фразу, начатую дефектологом.
Урожай овощей и фруктов собирают...
Дети катаются на санках...
Листья на деревьях желтеют и опадают...
Снег идет, а дождь...

«Зима. Новый год»

«Посмотри, запомни, назови»
Цели: закреплять знания о новогоднем празднике, развивать память, внимание, речь.
Оборудование: новогодняя елочка.
Дефектолог напоминает ребенку о традиции празд­нования Нового года, предлагает рассмотреть елочку и запомнить, как она украшена. Необходимо помочь ребенку более детально рассмотреть елочку. После этого ребенок закрывает глаза и называет все, что смог запомнить

«Одежда»

«Кукла Катя одевается»
Цели: закрепить названия предметов одежды, по­следовательность одевания и раздевания.
Оборудование:
кукла, кукольная одежда.
Ребенок одевает и раздевает куклу, комментируя свои действия:
Сначала Катя наденет брюки.
Потом Катя наденет свитер....
Сначала Катя снимет куртку.
Потом Катя снимет кофту...

«Обувь»

«Обувь для Ванечки»
Цели: закрепить названия и назначение предметов обуви.
Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинка с изображениями различных видов обуви.
По заданию дефектолога ребенок должен выбрать и правильно назвать обувь для дома, для прогулки зимой, в сырую и теплую погоду Указать взрослую обувь, которая не подходит для ребенка, обувь для девочки и др.

«Посуда»

«Что для чего?»
Цели: закрепить название и назначение различных предметов посуды.
Оборудование: предметные картинки по теме. Дефектолог дает ребенку задание: показать, на­звать и объяснить назначение (в зависимости от возможностей) столовой и чайной ложек, глубокой и мелкой тарелок, чашки, блюдца, вилки, сковороды, кастрюли и т. п.

«Домашние жи­вотные»

«Кто как голос подает?»
Цели закрепить знания о домашних животных, раз­вивать произносительную сторону речи.
Оборудование ширма, фигурки домашних животных. Дефектолог за ширмой подражает голосам домашних животных. Ребенок должен узнать и назвать животное. — Это корова. Она мычит. После правильного ответа фигурка животного до­стается ребенку, при не верном ответе остается у дефектолога

«Домашние жи­вотные»

«Узнай, про кого говорю»
Цели развивать умение узнавать предмет по описанию.
Оборудованиекартинки с изображениями домашних животных.
Картинки прикрепляются к магнитной доске. Дефек­толог составляет описания, ребенок разгадывает загадки-описания, показывает картинку-отгадку

«Дикие живот­ные»

«Кто, кто по лесу идет?»
Цели развивать умения узнавать предмет по опи­санию, имитировать повадки диких животных.
Оборудование картинки с изображениями диких животных.
Картинки прикрепляются к магнитной доске. Де­фектолог составляет описания, ребенок разгады­вает загадки, показывает картинку-отгадку. После этого взрослый предлагает ребенку показать, как крадется лисичка, скачет зайчик, рыщет по лесу волк, ковыляет медведь, (лаголы движения должны быть отработаны

«Дикие живот­ные»

«Путаница»
Цели: закрепить знания о диких и домашних жи­вотных.
Оборудование: картинка с изображением леса, картинка с изображением деревенского дворика, фигурки животных.
Фигурки домашних и диких животных дефектолог размещает на двух картинках, сознательно допуская ошибки. Ребенок должен исправить эти ошибки, «распутав путаницу»

«Весна»

«Бывает — не бывает»
Цели: закрепить знания о характерных признаках весны.
Оборудование:
сюжетные картинки по теме.
Взрослый называет какое-то явление или действие. Ребенок должен ответить, бывает такое на самом деле или нет.
Весной желтеют и опадают листочки.
Весной тает снег.
Весной дети катаются на санках. (И т. п.)

«Весна»

«Запоминай-ка»
Цели: развивать память, закрепить знания о харак­терных признаках весны.
Оборудование: сюжетная картина по теме.
Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть кар­тину, запомнить, что на ней изображено. Затем переворачивает картину. Ребенок должен назвать как можно больше деталей, которые он запомнил

«Птицы»

«Петушок»
Цели, закрепить знания о повадках домашних птиц, развивать умение имитировать движения согласно тексту стихотворения.
Дефектолог читает стихотворение, ребенок слушает, подражает действиям петушка. Как у наших у ворот петух зернышки клюет... Петух зернышки клюет, к себе курочек зовет. Я нашел для вас орех, разделю орех на всех

«Птицы»

«Запомни птичек»
Цели: закрепить знания названий птиц, развивать память и внимание.
Оборудование предметные картинки с изображе­ниями птиц.
Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть 4—5 картинок с изображениями птиц. Называет каждую птицу, обращает внимание на ее характерные осо­бенности. Затем взрослый переворачивает картинки, а ребенок должен вспомнить и назвать тех птичек, которых он видел

«Транспорт»

«Называем, узнаем»
Цели: закрепить названия транспортных средств, развивать умение узнавать целое по его части.
Оборудование:
предметные картинки с изображе­ниями транспортных средств, разрезные картинки, идентичные целым.
Вначале следует внимательно рассмотреть и назвать изображения на целых картинках. Далее взрослый показывает ребенку одну из ча­стей разрезной картинки, ребенок должен узнать и сказать, от чего эта часть.
Это кабина грузовика.
Это крыша трамвая. (И т. п.)

«Продукты пита­ния»

«Магазин»
Цели: закрепить названия продуктов питания, учить образованию прилагательных от существительных. Оборудование: муляжи продуктов, корзинка для «покупок».
В начале игры муляжи продуктов расставлены в произвольном порядке.
Дефектолог берет на себя роль продавца, а ребенку предлагает быть покупателем. — Ты пришел в молочный отдел. Что здесь можно купить?
При необходимости следует помочь ребенку выбрать молочные продукты, положить в корзинку те из них, которые ребенок решил «купить». Далее можно выбрать мясные продукты, сласти и т п.

«Цветы. Лето»

«Доскажи и покажи»
Цели, закрепить знание признаков лета, умение соотносить фразу с картинкой, учить продолжать предложение, начатое взрослым (с опорой на картинку).
Оборудование:
сюжетные картинки по теме.
Ребенок продолжает фразу, начатую взрослым, и показывает соответствующую картинку.
Летом в лесу растут...
Люди купаются и...

cnt.sputnik.ru