Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Младший дошкольный возраст (3—4 год жизни). Сенсорное воспитание. Развитие элементарных математических представлений
«Складывание матрешки»
«Спрячь матрешку» Цели, познакомить с принципом складывания матрешки, вызывать положительное отношение к игрушке. Оборудование: 2(3)-составная матрешка. Дефектолог показывает ребенку матрешку, предлагает потрогать ее. Затем разбирает, комментируя свои действия, просит собрать, при необходимости помогает
«Шар. Формирование понятий большой — маленький
«Покатай шарик» Цели, познакомить со свойствами шара. Оборудование: шарики различной величины и цвета. Ребенок катает шарики по столу, по полу, по ковру. Взрослый комментирует действия ребенка, называет величину и цвет шариков, просит ребенка повторить
«Куб. Формирование понятий один — много»
«Строим башни» Цели закрепить знания о геометрической форме куб, развивать умение выполнять инструкции взрослого, развивать мелкую моторику. Оборудование: объемные фигуры (кубики и шарики). Совместные действия с комментариями. После построения башни из кубиков следует предложить ребенку построить башню из шариков, сравнить свойства шарика и кубика
«Знакомство с формой крыша. Деление предметов по величине на две группы»
«Строим домики» Цель развивать конструктивные навыки. Оборудование: объемные геометрические формы. Ребенок обследует фигуры различными способами, выполняет действия с ними (пробует катать, двигать), затем строит домики, ставя крышу на кубик
«Дифференциация: куб, шар. Один — много»
«Чудесный мешочек» Цели: развивать тактильные ощущения, закреплять названия изученных форм. Оборудование: «чудесный мешочек», шарики, кубики. Ребенок узнает фигуру на ощупь, называет, достает из мешочка, считает названные фигуры (один — много)
«Знакомство с формой кирпичик. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Один — много»
«Найди окошко» Цели учить соотносить форму в практическом действии с предметами с помощью проб, определять количество предметов (один — много). Оборудование: ящик Сегена. Взрослый показывает ребенку способ действия, просит повторить его и найти окошко для каждой фигуры
«Складывание матрешки. Один — много — ни одною»
«Подружки» Цели, развивать умение выполнять простые действия с матрешкой: открывать и закрывать, вкладывать и вынимать, сравнивать по величине, считать и соотносить с количеством пальцев. Оборудование матрешка 5-составная. Взрослый обучает ребенка элементарным действиям с матрешкой. Матрешкам можно дать имена
«Нанизывание колец, убывающих по величине (складывание пирамидки). Один — иного — ни одного»
«Кто быстрей» Цели: закрепить умение складывать пирамидку, определять количество колец. Оборудование две одинаковые пирамидки. Вначале дефектолог показывает способ складывания пирамидки, комментируя свои действия. Затем предлагает ребенку сложить пирамидку самостоятельно. После этого ребенок и взрослый соревнуются
«Цвет предметов. Один — много в окружающей обстановке»
«Один — много» Цели побуждать к различению понятий один — много, пониманию инструкций, содержащих слова в форме единственного и множественного числа. Оборудование предметы окружающей обстановки, картинки с изображением одного и множества предметов. По заданию взрослого ребенок показывает куклу или кукол, приносит мяч или мячи, прячет мишку или мишек и т д.
«Кубик на кубик» Цели закрепить пространственные представления вверху — внизу, названия основных цветов. Оборудование кубики четырех основных цветов. Дефектолог ставит кубик на кубик и фиксирует внимание: красный — вверху, синий — внизу. Затем меняет положение кубиков и цвета. Ребенок выполняет действия по подражанию
«Сравнение двух групп предметов приемом наложения. Понятие поровну»
«Угости кукол» Цель закрепить понятие поровну. Оборудование, плоскостные фигурки кукол, муляжи конфет и фруктов в равном количестве. Ребенок раздает куклам угощение, накладывая муляжи на фигурки кукол. Сравнивает количество кукол и конфет, фруктов
«Сравнение двух групп предметов приемом наложения. Пространственные направления вверху — внизу, впереди — сзади>>
«Где спрятался» Цели закрепить пространственные представления, развивать память и внимание. Оборудование предметы окружающей обстановки. Перед началом игры дефектолог показывает ребенку игрушки и другие предметы, обращает внимание на их местоположение. Затем ребенок закрывает глаза и отвечает на вопросы взрослого
«Понятия больше, меньше. Установление равенства»
«Гости и стулья» Цель в практической деятельности закрепить понятие поровну. Оборудование: стулья, куклы, мишки. Ребенок должен посадить каждую игрушку на стул. Дефектолог меняет количество игрушек и стульев, подводит ребенка к необходимости сравнения по количеству
«Прием приложения. Различение правой и левой руки»
«Чашки и блюдца» Цель закрепить умение сравнивать приемом приложения. Оборудование: карточки для обучения приему приложения. На верхней полоске изображения чашек. Под каждой чашкой блюдце (модель). Ребенок берет блюдца правой рукой и раскладывает справа налево
«Геометрическая фигура квадрат»
«Чудесный мешочек» Цели: закрепить название плоскостной фигуры, умение определять фигуру на ощупь. Оборудование мешочек, различные плоскостные фигуры, мелкие игрушки. Доставать из мешочка ребенок должен только квадраты
«Сравнение путем приложения. Развитие пространственных представлений»
«Доползи до игрушки» Цели учить воспринимать расстояние, действовать в зависимости от расстояния, выбирать направление. Оборудование: игрушки, коробка для игрушек. Дефектолог располагает игрушки на разных расстояниях и направлении от ребенка. Предлагает ребенку доползти до каждой игрушки, принести, положить в коробку
«Сравнение групп предметов путем наложения и приложения. Части суток»
«Что на картинке?» Цели: закрепить представления о частях суток, развивать мышление и воображение. Оборудование: сюжетные картинки по теме, фишки для поощрения. Работа по перевернутой картине. По описанию дефектолога ребенок должен узнать и назвать время суток, изображенное на картинке. После этого картинка открывается. За правильно выполненное задание ребенок получает призовую фишку
«Различение форм круг — квадрат»
«Узнай на ощупь» Цели: закрепить названия геометрических фигур, развивать умение сравнивать, развивать тактильные ощущения. Оборудование, модели геометрических фигур, экран из картона или пластика. Экран ставится перед ребенком, руки заводятся за экран. Обследуемую фигуру ребенок не видит, должен узнать на ощупь, выделяя отличительные признаки, и назвать
«Понятия: длинный — короткий»
«Кто быстрее свернет ленту» Цели, закрепить понятия длинный, короткий, длиннее, короче: развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Оборудование: ленты различной длины. Дефектолог и ребенок берут по одной развернутой ленте. По сигналу начинают сворачивать. Подводя итог, взрослый каждый раз сравнивает ленты по длине
«Сравнение предметов по длине приемами наложения и приложения»
«Измерялки» Цели, учить использовать приемы наложения и приложения в практической деятельности. Оборудование: различные по длине ленточки четырех основных цветов. При совместной деятельности дефектолога и ребенка ленточки сравниваются между собой. Затем ленточками можно измерять высоту стола, стула, длину ковра и т. д.
«Формирование навыка ориентировки на ограниченной плоскости (лист бумаги)»
«Коврик» Цели: закрепить понятия вверху, внизу, справа, слева, посередине. Оборудование: лист бумаги, модели геометрических фигур. Ребенок раскладывает фигуры на листе по заданию дефектолога. После выполнения задания дефектолог обращает внимание ребенка на расположение фигур на листе, проговаривает вместе с ребёнком местоположение каждой фигуры
«Различение формы предметов на ощупь. Соотнесение плоскостной и объемной формы»
«Собираем бусы куклам» Цели учить соотносить шарики и кружочки в практической деятельности. Оборудование бусинки круглой формы, кружочки из картона (кружочки и бусинки одного цвета), два шнурка, две куклы. Вначале шарик (бусинка) и круг сравниваются между собой. По заданию дефектолога ребенок собирает бусы двум куклам: одной — из шариков (круглых бусинок), другой — из кружочков
«Формирование умения распознавать геометрическую фигуру в окружающей обстановке, на картинках»
«Найди круглое» Цели: закрепить представление о геометрической форме круг. Оборудование предметы окружающей обстановки. Ребенок показывает и называет: колеса игрушечной машинки, шарик, мячик, колечки пирамидки и др. Дефектолог закрепляет с ребенком прием тактильного обследования предметов круглой формы
«Выделение двух и трех предметов из множества по образцу, по слову»
«Делай как я» Цели развивать умение выделять один, два, три предмета из множества, учить понимать инструкции, содержащие слова в форме единственного и множественного числа. Оборудование: объемные геометрические формы, игрушки. Ребенок выполняет задания с опорой на действия дефектолога. Я беру одного мишку. И ты тоже. Я качу два шарика. И ты тоже
«Соотнесение одного, двух, трех предметов с количеством пальцев. Умение посчитать один, два предмета и назвать итог»
«Покажи столько же пальчиков» Цели: учить соотносить количество предметов, выделенных из множества, с количеством пальцев. Оборудование: счетный материал. Дефектолог дает различные задания на счет и отсчет предметов из множества. Затем ребенку необходимо подвести итог счета и показать соответствующее количество пальчиков
«Счет до трех»
«Топай, хлопай» Цели, учить счету движений, развивать общую и мелкую моторику. Ребенок топает, хлопает, подпрыгивает, выполняет другие несложные движения по заданию дефектолога
«Ориентировка в помещении. Ориентировка в пространстве»
«Найди игрушку» Цели: организовать зрительное восприятие ребенка, учить находить игрушку в заданном пространстве, соотносить игрушку с ее изображением на картинке. Оборудование, игрушки, предметные картинки. Вначале ребенку предъявляются картинки с изображением игрушек. Дефектолог просит назвать игрушку на картинке и найти такую же игрушку в кабинете
«Различение правой и левой руки (повторение)»
«Наши руки не для скуки» Цели: учить различению правой и левой руки в практических действиях. Оборудовать пальчиковые краски, альбом, карандаши, пластилин и т д. Ребенок выполняет задания попеременно левой и правой рукой, приходит к выводу о том, какой рукой ему удобнее работать
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Тема
Игра
«Знакомство с окружающей обстановкой»
«Посмотри, назови и запомни» Цели: познакомить с названием и назначением предметов окружающей обстановки. Оборудование: флажки. Дефектолог, знакомя ребенка с кабинетом, отмечает цветными флажками названные предметы. После того как расставлены все флажки, просит ребенка рассказать о том, что каждый флажок обозначает
«Части тела и лица»
«Назови ласково» Цели, закрепить названия частей тела и лица человека, учить образованию уменьшительно- ласкательной формы слов. Оборудование: большая и маленькая куклы. Дефектолог показывает кукол, называет их (кукла, куколка), предлагает рассмотреть и называет, стимулируя ребенка к повторению: «У куклы — нос, а у куколки — носик, у куклы — рот, а у куколки — ротик...» и т. д.
«Игрушки (кукла, мяч)»
«Подбери одежду куклам» Цели учить играть с куклой, закрепить знания о величине как свойстве предметов. Оборудование: куклы двух размеров, одежда для них. Дефектолог показывает кукол, называет их (кукла, куколка), сравнивает по величине, предлагает собрать кукол на прогулку. Обращает внимание ребенка на то, что маленькие вещи не подходят большой кукле, и наоборот
«Игрушки (мишка, машина)»
«Уложим мишку спать» Цели закрепить умение укачивать игрушку, петь колыбельную песенку тихим, спокойным голосом (по возможностям ребенка). Оборудование кукольная постель, игрушечный медведь. Дефектолог читает ребенку стихотворение А.Барто «Мишка», показывает игрушечного медведя и просит уложить его спать
«Время года осень»
«Дождик» Цели: развивать внимание, умение согласовывать действия со звуковым сигналом. Оборудование: бубен, зонтик. Ребенок ходит по кабинету, называет знакомые ему предметы обстановки. При звуках бубна и словах «кап-кап» садится на стульчик под зонтик, который держит над ним дефектолог
«Овощи»
«Узнай на вкус» Цели: закрепить знания об овощах, умение определять овощи на вкус. Оборудование: натуральные овощи, ножик и деревянные шпажки для овощей, тарелка для овощей. Дефектолог показывает ребенку овощи, называет дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать овощ на вкус с закрытыми глазами
«Фрукты»
«Узнай на вкус» Цели закрепить знания о фруктах, умения определять фрукты на вкус. Оборудование натуральные фрукты, ножик и деревянные шпажки для фруктов. Дефектолог показывает ребенку фрукты, называет; дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать фрукты на вкус с закрытыми глазами
«Овощи — фрукты. Обобщение и дифференциация»
«Высоко или низко» Цели дифференцировать представления об овощах и фруктах Оборудование, муляжи овощей и фруктов, две корзинки. Ребенок «собирает» овощи и фрукты. За фруктами тянется высоко, за овощами наклоняется низко. Овощи складывает в корзинку, стоящую на полу, а фрукты — в корзинку, стоящую на столе
«Семья»
«Играем в маму» Цели: учить ребенка подражать действиям взрослых. Оборудование игрушки и предметы, необходимые для имитации действий взрослых членов семьи, сюжетные картинки. Дефектолог показывает ребенку картинку, называет действие персонажа и предлагает: «Покажи, как мама стирает (гладит; моет посуду). Покажи, как папа пилит (рубит; красит)»
«Соотнесение плоскостной и объемной форм в практической деятельности»
«Бусы» Цели учить соотносить шарики и кружочки в практической деятельности. Оборудование круглые бусинки и вырезанные из бумаги кружочки с отверстиями, веревочка. Вначале бусинки и кружочки раскладываются попарно, сравниваются. Затем собираются бусы из шариков, потом из кружочков, сравниваются.
«Группировка предметов по цвету»
«Разложи по баночкам» Цели: закрепить умение делить предметы по цвету на две группы. Оборудование баночки и счетные палочки двух цветов. Палочки двух цветов перемешиваются между собой. Ребенок получает задание расставить палочки в баночки по цвету, назвать (показать) цвет.
«Одежда»
«Уложим куклу спать» Цели закрепить знания о предметах и деталях одежды, последовательности раздевания. Оборудование: кукла, одежда для куклы, кукольная кровать. Ребенок получает задание раздеть куклу, назвать и аккуратно сложить ее одежду, уложить куклу в кроватку и спеть ей колыбельную песенку
«Одежда»
«Какой картинки не хватает?» Цели: развивать внимание и память, учить правильно называть предметы одежды. Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда». Перед ребенком раскладывается 4—5 картинок, которые он должен назвать и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а дефектолог в это время убирает одну из картинок. Ребенок должен назвать убранную картинку
«Цвет как признак»
«Подарим кукле бусы» Цели: учить выполнять чередование цвета по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания. Оборудование, кукла, колечки (крупные бусинки) двух цветов, веревочка для нанизывания. Дефектолог показывает образец способа действия при выполнении задания, обращает внимание ребенка на чередование бусинок по цвету, просит назвать цвета и продолжить собирать бусы для куклы
«Посуда»
«Подбери чашки к блюдцам» Цели закрепить знания о посуде, умение сличать по цвету. Оборудованиемодели чашек и блюдец из цветного картона. По заданию дефектолога ребенок перемешивает модели чашек и блюдец, а затем подбирает чашки к блюдцам, используя прием приложения и называя цвета
«Посуда»
«Только посуда» Цели: закрепить умение классифицировать и обобщать. Оборудование: картинки с изображением предметов посуды, одежды, игрушек, мебели. Предметные картинки переворачиваются изображением вниз. Ребёнок открывает каждую картинку, называет и откладывает в сторону изображения предметов посуды. Далее можно имитировать действия с отобранными предметами посуды
«Мебель»
«Что для чего?» Цели: закрепить знания названия и назначения предметов мебели. Оборудование: предметы игрушечной мебели, посуды, белья, маленькие куклы и т д. Ребенок называет каждый предмет мебели и демонстрирует его предназначение, используя имеющееся у него оборудование. Накрывает стол, убирает в шкаф кукольную одежду, укладывает куклу спать и т. д.
«Мебель»
«Только мебель» Цели: закрепить умение классифицировать и обобщать. Оборудование картинки с изображением предметов посуды, игрушек, мебели, одежды. Предметные картинки переворачиваются изображением вниз, перемешиваются. Продолжая работу, ребенок открывает каждую картинку, называет и откладывает в сторону изображения предметов мебели. Далее можно имитировать действия с отобранными предметами мебели
«Транспорт»
«Узнай по звуку» Цели закрепить умение соотносить звукоподражание с картинкой, учить движениям, имитирующим различные виды транспорта. Оборудование: предметные картинки по теме. Дефектолог имитирует звуки, характерные для каждого вида транспорта, показывая при необходимости картинку. Ребенок с помощью дефектолога изображает движения поезда, самолета, лодочки и т. д.
«Транспорт»
«Подскажи словечко» Цели закрепить знания о способах передвижения различных видов транспорта. Оборудование: сюжетная картина по теме. Ребенок должен закончить фразу, начатую дефектологом: «Корабль по реке...», «Самолет по небу...», «Машина по дороге...», «Поезд по рельсам...»
«Домашние животные»
«Киска, киска» Цели учить инсценировке текста потешки, закрепить знания о частях тела кошки. Оборудование: тексты потешек, картинный материал, игрушка. Потешка прочитывается ребенку два раза. После второго прочтения дефектолог предлагает поиграть с кошечкой, читая текст еще раз: «Поглажу кошечку по головке, по спинке, по хвостику»
«Домашние животные»
«Собачка» Цели: учить имитации движений, звукоподражаниям, стимулировать самостоятельную речь, учить слушать и понимать стихотворный текст. Оборудование: тексты потешек, картинный материал, игрушка. Дефектолог читает потешки , стараясь вовлечь ребенка в прочтение, побуждая к имитации действий и звукоподражаний. Ты, собачка, не лай. Ты Ванюшку не пугай. Вот собачка лежит, Она дом сторожит.
«Дикие животные»
«Лиса на охоте» Цели: закрепить знания о внешнем виде и повадках лисы, учить имитации движений. Оборудование игрушечная лиса. Дефектолог и ребенок вместе изображают движения, о которых говорится в стихотворении. По лесу лиса крадется, Ступит шаг и оглянется, А затем к земле пригнется И в комочек вся сожмется, Тихо-тихо затаится... А потом вдруг как помчится! С. Боровский
«Дикие животные»
«Заинька» Цели: учить выполнять действия по словесному заданию. Оборудование Заинька, попляши, серенький, попляши... Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой... Заинька, повернись, серенький, повернись... Заинька, поклонись, серенький, поклонись...
«Дикие и домашние животные (обобщение и дифференциация)»
«Кто где живет?» Цели закрепить знания о домашних и диких животных. Оборудование картинки по теме. Показывая картинку, дефектолог говорит: «Это корова. Вот корова. Где живет корова? Покажи. Как голос подает корова? Корова мычит. Как корова мычит?
«Разрезные картинки. Составление целого из частей»
«Сложи картинку» Цели: учить разделять предмет на части, составлять целостный образ предмета из частей. Оборудование парные картинки, в каждой паре одна разрезана на 2, 3, 4 части
«Время года — лето»
«Когда это бывает?» Цели: закрепить умение слушать и понимать стихотворный текст, соотносить текст с сюжетной картинкой Оборудование: сюжетные картинки по теме. Если солнышком согрета вся вода в реке до дна — Значит, это уже... (лето)\ Значит, кончилась весна! Е. Трутнева Вот и... (лето) подоспело — Земляника покраснела... И малина покраснела, Потому что вся созрела... М. Шенсен
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
Развитие элементарных математических представлений
Тема
Игра
«Сравнение предметов по величине»
"Большие и маленькие" Цели: Определять по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь. Оборудование: «чудесный мешочек», объемные геометрические формы двух размеров. Из «чудесного мешочка» ребенок выбирает объемные геометрические формы заданной величины
«Сравнение по величине»
«Две корзины» Цели: закрепить умение делить предметы по величине на две группы. Оборудование: игрушки двух величин, большая и маленькая корзины. Ребенок раскладывает большие игрушки в большую корзину маленькие — в маленькую. Называет их, сравнивает по величине
«Длинный — короткий»
«Гусеница» Цели: закрепить понятия «длинный — короткий», развивать конструктивные навыки. Оборудование: счетные палочки. Дефектолог предлагает ребенку изобразить гусеницу, используя счетные палочки. Следует обратить внимание ребенка на то, что гусеница коротенькая и понадобятся всего три палочки. «Словно крохотная змейка, Проползает по скамейке: Это гусеница Крошка Захотела есть немножко.» С. Боровский
«Сравнение двух предметов разной длины»
«Кто быстрее свернет ленту?» — игра- соревнование между дефектологом и ребенком Цели, закрепить понятия «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Оборудование, ленты различной длины. Дефектолог и ребенок берут себе по одной развернутой ленте. По сигналу начинают сворачивать. Подводя итог взрослый каждый раз сравнивает ленты по длине
«Свойства предметов — цвет»
«Разноцветная вода» Цели, закрепить знание четырех основных цветов. Оборудование четыре баночки с водой, краски четырех цветов, кисточка. Дефектолог предлагает ребенку покрасить воду в баночках и правильно назвать получившийся цвет. Для усложнения задания краски можно смешивать
«Свойства предметов — форма»
«Узнай фигуру» Цели: учить выделять контур предмета, соотносить объемную фигуру с плоскостной. Оборудование, объемные геометрические фигуры, фломастеры, бумага для рисования. Дефектолог показывает объемные фигуры, называет их, предлагает каждую обвести по контуру. Затем рисует на листе бумаги плоскостное изображение каждой объемной фигуры. Взрослый называет нарисованные фигуры, а ребенок соотносит их с объемными
«Сравнение предметов по высоте»
«Домик для матрешки» Цели: закрепить понятия «высокий — низкий», «выше — ниже». Оборудование: строительный материал, две матрешки. По заданию дефектолога ребенок должен построить домик для каждой матрешки. Следует обратить внимание ребенка на то, что ростом матрешки разные, соответственно разными по высоте должны быть и домики
«Сравнение предметов по длине и высоте»
«Дома и дорожки» Цели, закрепить представления длинный — короткий, низкий — высокий. Оборудование плоскостные и объемные геометрические формы. Ребенок получает задания: построить длинную дорогу и короткую дорожку (из квадратиков); вдоль длинной дороги расположить высокие дома, вдоль короткой — низкие домики (из брусочков или кирпичиков)
«Сравнение предметов по длине и высоте (по памяти)»
«Вспоминай-ка!» Цели: закрепить умение правильно употреблять изученные понятия при сравнении по величине, развивать внимание, память. Оборудование: картинный материал (змея — гусеница, шнурок — веревка, дерево — цветок, жираф — лошадь и др.) Ребенок рассматривает картинки, называет, сравнивает. Затем дефектолог переворачивает картинки, а ребенок вспоминает и называет рассмотренные пары
«Геометрические фигуры — круг»
«Найди круг» Цели развивать умение выбирать из множества фигуру нужной формы. Оборудование плоскостные геометрические фигуры, более крупная фигура-эталон. Дефектолог -показывает ребенку фигуру-эталон. Просит ребёнка найди геометрическую фигуру такой же формы.
«Круг. Соотнесение с предметами окружающего мира»
«Что бывает круглым?» Цели развивать умение определять заданную форму в предметах ближайшего окружения. Оборудование, предметы окружающей обстановки, предметные и сюжетные картинки. Вначале ребенок находит круглые предметы вокруг себя, затем — на предметных картинках, потом — на сюжетных
«Геометрические фигуры — квадрат»
«Сложи квадрат» Цели: закрепить знания о форме квадрат, развивать конструктивные навыки. Оборудование счетные папочки, карандаши, эталон фигуры. Показывая эталон фигуры, дефектолог напоминает отличительные признаки квадрата. Ребенок получает задание сложить несколько маленьких (из счетных палочек) и несколько больших (из карандашей) квадратов
«Геометрические фигуры — треугольник»
«Сделай узор» Цели: развитие восприятия формы, умения располагать предметы на плоскости листа. Оборудование: эталоны фигуры пяти цветов, лист бумаги. Дефектолог дает задание ребенку сложить узор из треугольников, указывая расположение каждого: посередине, под, над, слева, справа
«Сравнение круга, квадрата, треугольника»
«Бусы для елки» Цели, закрепить знания об изученных геометрических фигурах, умение располагать фигуры в определенной последовательности. Оборудование: плоскостные геометрические фигуры с отверстиями для нанизывания, веревочка. Дефектолог начинает собирать бусы для елочки, чередуя круг, квадрат и треугольник. Ребенок должен продолжить нанизывать фигуры, соблюдая заданный ритм
«Ориентировка в пространстве. Части тела»
«Слушай и выполняй» Цели: закрепить пространственные представления, знание частей тела, умение выполнять словесные инструкции. Оборудование: флажки. Возьми флажок в левую руку. Спрячь флажок за спинку. Подними флажок над головой. От ребенка требуется быстро и четко выполнять задания дефектолога
«Направление от себя»
«Где звенит колокольчик?» Цели: закрепить умение определять направление звука. Оборудование: стул для ребенка, колокольчик. Дефектолог предлагает ребенку присесть на стул, поставленный посередине комнаты (кабинета), закрыть глаза и определить, с какой стороны слышен звон колокольчика. Следует продолжить фразу начатую дефектологом. Колокольчик звенит... справа. Колокольчик звенит... внизу, под стулом
«Ориентировка на плоскости листа»
«Стрелочка» Цели: закрепить представления о верхней, нижней, правой и левой сторонах листа. Оборудование: лист картона с прикрепленной к нему стрелочкой (стрелочка должна свободно вращаться). Дефектолог просит показать сторону листа, ребенок выполняет задание, поворачивая стрелочку Можно использовать словесный отчет после выполнения задания
«Ориентировка во времени»
«Когда это бывает?» Цели: закрепить знания о частях суток. Оборудование: сюжетные картинки по теме. Дефектолог описывает картинку, ребенок ее находит и определяет время суток, в которое происходит действие, изображенное на картинке
«Один — много, по одному, ни одного»
«Купание утят» Цели, закрепить понятия «много», «мало», «один», «ни одного». Оборудование: тазик с водой, игрушечные утята. Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть утят, вспомнить, как они подают голос, как умеют плавать и нырять. В процессе игры дефектолог меняет количество утят, привлекая к этому внимание ребенка. Было много утят... А теперь мало... Остался один утенок...
Прием наложения»
«Чашки и блюдца» Цели закрепить умение сравнивать, не прибегая к счету. Оборудование чашки и блюдца из набора кукольной посуды. Дефектолог предлагает поставить чашки на блюдца - в ходе игры количество чашек и блюдец меняется. Взрослый побуждает ребенка к сравнению приемом наложения сложения (чашка ставится на блюдце)
«Прием приложения»
Чашки для кукол» Цели закрепить умение сравнивать, не прибегая к счету. Оборудование куклы, чашки из набора кукольной посуды. Дефектолог предлагает поставить чашку каждой кукле. В ходе игры количество чашек и кукол меняется. Взрослый побуждает ребенка к сравнению приемом приложения (чашка ставится перед куклой)
«Сравнение групп предметов»
«Больше, меньше и равно» Цели: закрепить умение сравнивать количество предметов, не прибегая к счету. Оборудование мягкие игрушки, стулья. Ребенок должен определить, хватит ли стульев для всех игрушек. Для этого необходимо посадить каждую игрушку на стул. Количество игрушек и стульев меняется. Каждый раз необходимо установить соотношение между ними
«Развитие пространственного восприятия»
«Какая игрушка?» Цели закрепить пространственные представления: впереди, сзади, справа, слева. Оборудование игрушки. Ребенок закрывает глаза, дефектолог расставляет вокруг него игрушки. Открыв глаза, ребенок должен правильно назвать расположение каждой игрушки. В ходе игры расположение игрушек меняется
«Счет до трех»
«Покажи столько же пальчиков» Цели: закрепить навык счета до трех. Оборудование: счетный материал. Дефектолог показывает ребенку предметы (не более трех), считает их. Ребенок должен показать соответствующее количество пальчиков
«Счет до трех. Итоговое число»
«Собери и посчитай» Цели: закреплять навык счета до трех, умение подводить итог. Оборудование: модели грибов, корзинка. Дефектолог дает ребенку задание: «Положи в корзинку три грибочка... Покажи мне. Сколько у тебя грибочков?» Задание предлагается несколько раз, количество грибов варьируется
«Счет до четырех»
«Глазки спят, ручки считают» Цели: закрепить навыки счета на ощупь. Оборудование: счетный материал, коробка. Вначале дефектолог предлагает внимательно посмотреть, что лежит в коробке, и посчитать. Затем ребенок должен пересчитать предметы из коробки с закрытыми глазами, открыть глаза и проверить себя
«Счет по названному числу»
«Найди столько же» Цели: закрепить навык счета до четырех, понятие столько же. Оборудование: счетный материал, карточки с цифрами. Дефектолог называет любое число до четырех, показывает карточку с цифрой, читает стихотворение об этом числе (С. Маршак «Веселый счет»). Затем просит ребенка отсчитать нужное количество предметов
«Счет на ощупь, на слух. Счет движений»
«Слушай, выбирай, хлопай» Цели: закрепить навык счета до четырех с использованием различных анализаторов. Оборудование: «чудесный мешочек», счетный материал, бубен. Ребенок считает количество ударов в бубен (в бубен ударяет взрослый), отсчитывает соответствующее количество предметов на ощупь, столько же раз хлопает в ладоши
«Развитие пространственного восприятия»
«Продолжи ряд» Цели: развивать умения анализировать расположение предметов в пространстве, продолжать ряд, соблюдая ритм. Оборудование: модели плоскостных геометрических фигур. Дефектолог выкладывает начало трех рядов геометрических фигур. Ребенок продолжает каждый ряд, соблюдая заданную последовательность расположения фигур
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Тема
Игра
«Знакомство с ближайшим окружением»
«Путешествие» Цели: закрепить названия и назначение оборудования кабинета дефектолога Оборудование: предметы окружающей обстановки. Дефектолог и ребенок встают «паровозиком» и отправляются в «путешествие» по кабинету. При этом необходимо рассказать ребенку о назначении учебных пособий, предметов мебели, игрушек и другого оборудования кабинета, напомнить правила поведения на занятиях, имя и отчество дефектолога
«Игрушки»
«Починим машинку» Цели, учить различать и называть части грузовой машины, подражать действиям взрослых, воспитывать бережное отношение к игрушкам. Оборудование: игрушечная машинка, сюжетные картинки по теме. Ребенок рассматривает машинку называет ее части. Затем дефектолог говорит, что машинка сломалась и ее необходимо починить. Ребенок «ремонтирует» машинку подражая знакомым действиям взрослых и опираясь на картинный материал
«Наше тело»
«Не ошибись» Цели, закрепить знание детьми названий частей собственного тела и лица. Дефектолог предлагает прятать глаза (уши, нос, колени, живот и т. д.), закрывая руками, но при этом сама закрывает другую часть тела или лица. Ребенок должен заметить ошибку взрослого и не ошибиться сам
«Осень»
«Найди парные листочки» Цели: закрепить знания о признаках осени, развивать зрительное восприятие. Оборудование: по два засушенных листочка березы, дуба, рябины, клена. Перед ребенком раскладывают засушенные листочки. Дефектолог напоминает названия деревьев, с которых собраны листья. Затем ребенку предлагается выбрать парные листочки
«Осень»
«Выбери картинку» Цели: закрепить знания об осени, развивать умение выбирать заданный объект из множества. Оборудование: сюжетные картинки по временам года. Из предъявленных картинок ребенок должен выбрать только осенние
«Овощи»
«Магазин» Цели: закрепить умение составлять описания, узнавать предметы по описанию. Оборудование: муляжи овощей. Дефектолог и ребенок играют, меняясь ролями «продавец — покупатель». Дефектолог дает ребенку образец составления описания, помогает при составлении описания, подсказывая ключевые слова: форма, цвет, величина, вкус
«Овощи»
«Узнай на вкус» Цели, закрепить знания об овощах, умение определять овощи на вкус. Оборудование: натуральные овощи, ножик и деревянные шпажки для овощей, тарелка для овощей. Дефектолог показывает ребенку овощи, называет, дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать овощ на вкус с закрытыми глазами
«Фрукты»
«Урожай» Цели: закрепить знание отличительных признаков фруктов, умение группировать по заданному признаку Оборудование: две корзины, муляжи фруктов. В одну корзину складывают фрукты красного цвета, а в другую — желтого. Каждый фрукт необходимо правильно назвать
«Фрукты»
«Узнай на вкус» Цели: закрепить знания о фруктах, умение определять фрукты на вкус. Оборудование: натуральные фрукты, ножик и деревянные шпажки для фруктов. Дефектолог показывает ребенку фрукты, называет, дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать фрукты на вкус с закрытыми глазами
«Дифференциация овощи — фрукты»
«Поваренок» Цели: закрепить знания о способах употребления овощей и фруктов. Оборудование: муляжи овощей и фруктов, две кастрюли (для супа и для компота). Ребенок получает задание — «сварить» суп и компот. Для этого следует правильно отобрать и назвать необходимые компоненты. При выполнении задания ребенок комментирует свои действия
«Ягоды»
«Разгадай и загадай» Цели: закреплять умение узнавать предмет по его наиболее характерным признакам, учить описывать предмет, не называя его. Оборудование: картинки по теме. Вначале дефектолог дает образец описания какой- либо ягоды, ребенок разгадывает и называет. Затем они меняются ролями: ребенок загадывает, а дефектолог разгадывает загадку-описание
«Грибы»
«Шляпки и ножки» Цели, закрепить знания о строении гриба, названия грибов, развивать конструктивные навыки. Оборудование плоскостные изображения грибов (шляпки отделены от ножек). По заданию дефектолога ребенок подбирает каждую шляпку к ножке, называет получившийся грибок. При необходимости дефектолог помогает правильно назвать гриб
«Деревья»
«Одинаковые — разные» Цели: учить сравнивать деревья, находить в них признаки сходства и различия. Оборудование: картинки с изображениями елки, березы, клена, дуба. Дефектолог напоминает названия деревьев, характерные признаки каждого дерева. Затем предлагает сравнить два дерева, указав, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга
«Зима»
«Бывает — не бывает» Цели: закрепить умение выделять характерные признаки зимы. Оборудование: картинки с изображениями четырех времен года. При предъявлении дефектологом каждой картинки ребенок должен определить, относится она к зиме или к другому времени года. Желтые листочки на деревьях зимой бывают? На коньках зимой катаются?
«Зима — осень»
«Когда это бывает?» Цели: закрепить знания о временах года (осень, зима), учить сравнивать. Оборудование: сюжетные картинки по теме. Ребенок должен продолжить фразу, начатую дефектологом. Урожай овощей и фруктов собирают... Дети катаются на санках... Листья на деревьях желтеют и опадают... Снег идет, а дождь...
«Зима. Новый год»
«Посмотри, запомни, назови» Цели: закреплять знания о новогоднем празднике, развивать память, внимание, речь. Оборудование: новогодняя елочка. Дефектолог напоминает ребенку о традиции празднования Нового года, предлагает рассмотреть елочку и запомнить, как она украшена. Необходимо помочь ребенку более детально рассмотреть елочку. После этого ребенок закрывает глаза и называет все, что смог запомнить
«Одежда»
«Кукла Катя одевается» Цели: закрепить названия предметов одежды, последовательность одевания и раздевания. Оборудование: кукла, кукольная одежда. Ребенок одевает и раздевает куклу, комментируя свои действия: Сначала Катя наденет брюки. Потом Катя наденет свитер.... Сначала Катя снимет куртку. Потом Катя снимет кофту...
«Обувь»
«Обувь для Ванечки» Цели: закрепить названия и назначение предметов обуви. Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинка с изображениями различных видов обуви. По заданию дефектолога ребенок должен выбрать и правильно назвать обувь для дома, для прогулки зимой, в сырую и теплую погоду Указать взрослую обувь, которая не подходит для ребенка, обувь для девочки и др.
«Посуда»
«Что для чего?» Цели: закрепить название и назначение различных предметов посуды. Оборудование: предметные картинки по теме. Дефектолог дает ребенку задание: показать, назвать и объяснить назначение (в зависимости от возможностей) столовой и чайной ложек, глубокой и мелкой тарелок, чашки, блюдца, вилки, сковороды, кастрюли и т. п.
«Домашние животные»
«Кто как голос подает?» Цели закрепить знания о домашних животных, развивать произносительную сторону речи. Оборудование ширма, фигурки домашних животных. Дефектолог за ширмой подражает голосам домашних животных. Ребенок должен узнать и назвать животное. — Это корова. Она мычит. После правильного ответа фигурка животного достается ребенку, при не верном ответе остается у дефектолога
«Домашние животные»
«Узнай, про кого говорю» Цели развивать умение узнавать предмет по описанию. Оборудованиекартинки с изображениями домашних животных. Картинки прикрепляются к магнитной доске. Дефектолог составляет описания, ребенок разгадывает загадки-описания, показывает картинку-отгадку
«Дикие животные»
«Кто, кто по лесу идет?» Цели развивать умения узнавать предмет по описанию, имитировать повадки диких животных. Оборудование картинки с изображениями диких животных. Картинки прикрепляются к магнитной доске. Дефектолог составляет описания, ребенок разгадывает загадки, показывает картинку-отгадку. После этого взрослый предлагает ребенку показать, как крадется лисичка, скачет зайчик, рыщет по лесу волк, ковыляет медведь, (лаголы движения должны быть отработаны
«Дикие животные»
«Путаница» Цели: закрепить знания о диких и домашних животных. Оборудование: картинка с изображением леса, картинка с изображением деревенского дворика, фигурки животных. Фигурки домашних и диких животных дефектолог размещает на двух картинках, сознательно допуская ошибки. Ребенок должен исправить эти ошибки, «распутав путаницу»
«Весна»
«Бывает — не бывает» Цели: закрепить знания о характерных признаках весны. Оборудование: сюжетные картинки по теме. Взрослый называет какое-то явление или действие. Ребенок должен ответить, бывает такое на самом деле или нет. Весной желтеют и опадают листочки. Весной тает снег. Весной дети катаются на санках. (И т. п.)
«Весна»
«Запоминай-ка» Цели: развивать память, закрепить знания о характерных признаках весны. Оборудование: сюжетная картина по теме. Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть картину, запомнить, что на ней изображено. Затем переворачивает картину. Ребенок должен назвать как можно больше деталей, которые он запомнил
«Птицы»
«Петушок» Цели, закрепить знания о повадках домашних птиц, развивать умение имитировать движения согласно тексту стихотворения. Дефектолог читает стихотворение, ребенок слушает, подражает действиям петушка. Как у наших у ворот петух зернышки клюет... Петух зернышки клюет, к себе курочек зовет. Я нашел для вас орех, разделю орех на всех
«Птицы»
«Запомни птичек» Цели: закрепить знания названий птиц, развивать память и внимание. Оборудование предметные картинки с изображениями птиц. Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть 4—5 картинок с изображениями птиц. Называет каждую птицу, обращает внимание на ее характерные особенности. Затем взрослый переворачивает картинки, а ребенок должен вспомнить и назвать тех птичек, которых он видел
«Транспорт»
«Называем, узнаем» Цели: закрепить названия транспортных средств, развивать умение узнавать целое по его части. Оборудование: предметные картинки с изображениями транспортных средств, разрезные картинки, идентичные целым. Вначале следует внимательно рассмотреть и назвать изображения на целых картинках. Далее взрослый показывает ребенку одну из частей разрезной картинки, ребенок должен узнать и сказать, от чего эта часть. Это кабина грузовика. Это крыша трамвая. (И т. п.)
«Продукты питания»
«Магазин» Цели: закрепить названия продуктов питания, учить образованию прилагательных от существительных. Оборудование: муляжи продуктов, корзинка для «покупок». В начале игры муляжи продуктов расставлены в произвольном порядке. Дефектолог берет на себя роль продавца, а ребенку предлагает быть покупателем. — Ты пришел в молочный отдел. Что здесь можно купить? При необходимости следует помочь ребенку выбрать молочные продукты, положить в корзинку те из них, которые ребенок решил «купить». Далее можно выбрать мясные продукты, сласти и т п.
«Цветы. Лето»
«Доскажи и покажи» Цели, закрепить знание признаков лета, умение соотносить фразу с картинкой, учить продолжать предложение, начатое взрослым (с опорой на картинку). Оборудование: сюжетные картинки по теме. Ребенок продолжает фразу, начатую взрослым, и показывает соответствующую картинку. Летом в лесу растут... Люди купаются и...