Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Мастер класс «Игровые подходы в развитии коммуникативных и эмоционально-волевых способностей детей с ОВЗ»

Выступление на родительской встрече

Выполнила - Толченникова Светлана Петровна - воспитатель

Наблюдая за детьми в период их адаптации к условиям детского сада, я отмечаю, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, кон¬фликтные, дети с эмоциональной неустойчивостью, агрессивно¬стью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми. Это и определило тематику моей работы с детьми.

И сегодня мне хотелось бы представить некоторые моменты моего опыта работы по данной проблеме. Итак, тема нашего мастер-класса: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей»

Цель: мотивировать педагогов на использование в практике своей работы представленные игровые подходы для развития коммуникативных способностей детей.

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

  1. Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в развитии коммуникативных способностей детей.
  2. Обучить вас основным подходам использования игр и игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей.

Оборудование: деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона, фонарик, коробочка «Волшебных конфет», картотеки игр, презентация.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.

Благоприятным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Это актуализируется и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Коммуникация».

В планируемых итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования одними из интегративных качеств ребенка, которые он приобретает в результате освоения Программы это:

  • эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей.

Мною была поставлена задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

В ходе анализа методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были разработаны методические рекомендации “Учите добру”, которые состоят из 3 основных разделов “Чувство добра ”, “Чувства, желания, взгляды” и “Навыки общения”. К каждому разделу прилагается перспективное планирование занятий и практического материала в I разделе решаем задачи:

А) раскрыть сущность понятий “добро” и “зло”.
Б) учить видеть эмоциональное состояние другого и сопереживать ему.
В) учить детей доброжелательному поведению.

II раздел помогает научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а так-же понимать эмоциональное состояние других людей.

III раздел помогает формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать контакты и избегать конфликтных ситуаций.

Помимо методических рекомендаций разработала картотеку бесед, рассказов, сказок, этюдов. Картотеку игр и упражнений для развития коммуникативных способностей. Все это представлено вашему вниманию.

Мною определены наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по направлению в области коммуникации. Это нашло отражение в систематизации игр и игровых упражнений.

I игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

2 игры для развития эмоций – с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса) «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.

3 игры направленные на формирование навыков социальной восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, усвоению моральных норм и правил поведения.

Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряю их попытки разрешать конфликт без применения силы.

Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приемы, такие как:

  • проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций,
  • чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;
  • проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
  • организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, соревнованиях, конкурсах);
  • разбор конфликтной ситуации;
  • использование предметов и пособий для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, боксерские перчатки, подушки. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека.

Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей я разработала рекомендации для родителей с целью:

  • совершенствования собственных умений межличностного общения;
  • «шпаргалка для взрослых» или правила работы с проблемными детьми (гиперактивными, агрессивными, тревожными).

Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

В результате поэтапной коррекционно-развивающей деятельности коммуникативные трудности, свойственные детям с тяжелыми нарушениями речи практически исчезли, этому способствовало использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше играть.

Надеюсь, уважаемые коллеги, что представленный материал пригодится в Вашей дальнейшей работе. Спасибо за внимание!!!

Практическая часть

Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой: «Игра на знакомство и приветствие “Колпачки”: предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Раздаю участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут….», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.

Игра «Дотронься до...». Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а те¬перь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цве¬та одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участ¬ников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Вос¬питатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Комплименты». Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доб¬рое сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого жи¬вотного себе».

"Волшебные конфеты"

Цель: развитие чувства эмпатии.

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей:

  • пусть они избавятся от болезней
  • пусть никогда не умирают
  • пусть все долго живут
  • пусть у всех будет дом
  • пусть у всех будет обед
  • пусть все хорошо живут
  • пусть все дружно живут
  • пусть все будут счастливы

И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!

Всем спасибо!!!

Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», дети кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых встреч!».

ТОРТ

Возраст. От четырех лет

Цель. Развитие навыков телесных контактов, расслабление.

Инвентарь. Не требуется.

Подготовка. Дети рассказывают, как надо печь торт, какие продукты надо использовать и в какой последовательности.

Содержание. Взрослый просит ребенка лечь на коврик и говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать тортик». Один участник — мука, другой — сахар, третий — молоко, четвертый — масло и т. д.

Взрослый замешивает тесто. Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — «сахар» посыпает тело, и немного соли — «соль» чуть-чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам.

Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. Потом кладет тесто в печь, там оно поднимается — ровно и спокойно дышит.

Наконец торт испекся. Чтобы он был красивым, повар предлагает украсить его: все участники, прикасаясь к торту, «дарят» ему свой цветок, фигурку, описывая их словами.

Рекомендации. Взрослый следит в процессе игры за выражением лица лежащего ребенка (оно должно быть довольным).

ВОЛШЕБНЫЙ СОН

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие напряжения и усталости, накопление новых позитивных ощущений, осознание приятного состояния при расслаблении.

Инвентарь. Кассета со спокойной музыкой.

Подготовка. Взрослый беседует с детьми о состояниях усталости, активности, фиксирует внимание на ощущениях в мышцах, в теле в этих состояниях, объясняет, почему человеку необходим отдых.

Содержание. Взрослый говорит с паузами:

Ваши ноги, ваши руки

Целый день не знали скуки...

А теперь они устали,

Отдыхать с тобою стали...

Слышишь этот тихий звон?

К нам идет волшебный сон... (Дети слушают музыку.)

Ручки, ножки тяжелеют...

Расслабляются... Теплеют... (Ведущий помогает улечься.)

Реснички опускаются...

И глазки закрываются...

Отдохните, полежите,

Сон волшебный посмотрите...

(Дети в расслабленных позах молча слушают музыку несколько минут.)

Затем ведущий продолжает:

Вот и стих хрустальный звон,

И закончился ваш сон...

А сейчас ко мне идите

И про сон свой расскажите.

(Дети рассказывают о том, что представляли под музыку.)

Рекомендации. На первых порах эту игру желательно проводить в небольших группах по два-три человека, чтобы у взрослого была возможность уделить внимание, помочь расслабиться каждому из них. Кроме того, в малых группах все дети могут высказаться после игры.

ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО»

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Инвентарь. Не требуется.

Содержание. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др.

Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Рекомендации. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). Ребенок получает возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый — способ управлять его поведением.

КРИЧАЛКИ — ШЕПТАЛКИ — МОЛЧАЛКИ

Возраст. От четырех лет.

Цель. Помощь воспитателю регулировать поведение возбужденных детей, успокаивать их, развитие у детей наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Инвентарь. Три «ладошки» из картона красного, желтого, зеленого цветов..

Подготовка. Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, зеленый. Это сигналы. После изготовления ладошек взрослый спрашивает детей, встречали ли они в жизни подобные знаки-сигналы? Как правило, дети говорят, что по этому же принципу работает светофор, который помогает регулировать безопасное движение транспорта и пешеходов.

Содержание. Когда взрослый поднимает зеленую ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо пере-двигаться и шептаться, на сигнал «молчанка» — красная

Рекомендации. Игра помогает регулировать поведение детей на занятиях, на мероприятиях. Главное условие: дети должны быть уверены, что обязательно будет включена зеленая ладошка. Если игра используется в целях релаксации или успокоения расшалившихся детей, закончить ее следует «молчанками».

Я ВИЖУ

Возраст. От четырех лет.

Цель. Повышение групповой сплоченности, развитие внимания, умения выполнять инструкции, разучивание различных движений.

Инвентарь. Не требуется..

Содержание. Ведущий говорит детям: «Я вижу, что...» Дети спрашивают: «Что вы видите?» Взрослый отвечает: «Я вижу детей, которые кричат и прыгают вокруг меня». Дети выполняют действия, названные ведущим, пока он снова не скажет «Я вижу, что...». Дети должны остановиться и снова спросить: «Что вы видите?» Взрослый называет что-то новое (я вижу воробушков, они прыгают и клюют хлебные крошки, детей, которые лежат на коврике; девочек и мальчиков, которые улыбаются; детей, которые скачут на лошадках; порхающих вокруг меня прекрасных бабочек; перепрыгивающих с кочки на кочку лягушек и т. д.).

Рекомендации. Если после игры детям предстоит серьезная работа или отдых, желательно закончить игру в спокойном темпе.

cnt.sputnik.ru