Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Как развивать мышление у дошкольников 4-6 лет

Как развивать мышление у дошкольников (4-6 лет)? Практические игры и упражнения.

В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.

Традиционно выделяют следующие виды мышления (по форме):

  • наглядно – образное,
  • наглядно – действенное,
  • предметно – действенное,
  • абстрактно – логическое.

Детям  дошкольного возраста (4 – 6 лет) доступно пока наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Эти виды мышления служат основой для формирования  абстрактно - логического мышления, которое необходимо для овладения большинством школьных предметов.

Представленные упражнения являются универсальными, они позволяют развивать наглядно - образное и наглядно – действенное мышление у детей.

Упражнение «Сделай целое».

Оборудование: разрезные картинки из 2–6 частей с разной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры: перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого ребенку предмета, например, мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изображением того же предмета (если на первой картинке мяч был разрезан пополам вдоль, то на второй – поперек, а на третьей – по диагонали).

Упражнение «Найди место для матрешки»

Оборудование: матрешка.

Ход игры. Необходимо разобрать перед детьми матрешку и собирать вкладыши попарно. Затем выстраивает матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Дальше предлагаем ребенку закрыть глаза, берем одну из матрешек, выравниваем интервалы между оставшимися и просим ребенка посмотреть и найти место матрешке.

Упражнение "Данетка".

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игрок (ребенок) должен разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из двух ответов: "да" или "нет".

Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. Цель "данеток" - научить ребенка задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Визуальные "данетки".

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:
- Предмет лежит в правой половине стола? "Да".
- Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.
Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

Ситуативные "данетки".

Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло произойти? Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные "данетки" развивают умение находить причинно-следственные связи.

Если придумать ситуацию будет трудно, то возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, например сказки. Из сказки выбирается ключевая или необычная ситуация и обыгрывается таинственными вопросами.

Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка-дурачок).

1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок)
2. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)
3. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)
4.  Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)
5. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)

6. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)

Темы для "данеток" и возможные продолжения игры.

Какой овощ я задумал?
- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)
- Это листовой овощ? (Капуста, салат)
- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?
- Это мужское имя?
- Имя начинается с гласной?
- В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?
- Это верхняя одежда?
- Это мужская одежда?

Какое дело я делаю утром обязательно?
Какой цвет я задумал?
Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?
Какую страну я задумал?
Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?

Упражнение "Противоположность".

Ведущий показывает одну картинку ребенку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка".

Ребенок может назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д. Ребенок после выбора должен объяснить почему он выбрал этот предмет.

Упражнение "Кто кем (чем) будет?"

Упражнение хорошо тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. 

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) 
- цыпленок - петухом; 
- мальчик - мужчиной; 
- теленок - коровой или быком;
- снег – водой; 
- вода – льдом;
- семечко – цветком;
- мука – блинчиками и т. д. 
Игра-наоборот: "Кто кем был?".
- лошадь – жеребенком. 
- цветок – семенем.

Такие не замысловатые игры помогут вашему малышу развивать мышление, которое является базовым психическим процессом для учебной деятельности.

cnt.sputnik.ru