Проведение онлайн-анкетирования с 10 по 26 июня граждан-участников образовательных отношений в ДОУ

expert.tomedu.ru

Архив материалов

Система Orphus

Значение музыкально – ритмической деятельности в процессе подготовки детей к обучению грамоте

Проблема подготовки детей к обучению в школе по-прежнему остается акту­альной на современном этапе развития образования. Одной из современных тенденций в системе дошкольного образования явля­ется снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. На наш взгляд, это связано, во-первых, с изменением содержания школьных программ, обучение по которым требует уже в первом классе сформированности навыка беглого чтения. Во-вторых, очень многие родители считают по­казателем готовности к школьному обучению не уровень психологической, интел­лектуальной, коммуникативной готовности, а именно сформированность навыка чтения и даже в некоторых случаях навыка письма. Все это зачастую приводит к тому, что процесс подготовки ребенка к обучению грамоте начинает носить форси­рованный характер. Не следует забывать о том, что от того, как ребенок овладеет грамотой, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвое­нии школьной программы в целом, поскольку данные навыки являются «базовыми» учебными навыками. Обучение грамоте – это обучение первоначальным навыкам письма и чтения.

Следовательно, содержание работы по обучению грамоте детей 6 – 7 лет должно основываться на психологических, психофизиологиче­ских, нейропсихологических представлениях о механизмах письма и чтения, пред­посылках их формирования.  Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития ме­жанализаторного взаимодействия позволил прийти к выводу, что одним из на­правлений работы по развитию межанализаторных связей (слухо-двигательных, зрительно-двигательных, слухо-зрительно-двигательных) является развитие чувства ритма. Ритм буквально пронизывает всю нашу жизнь, организовывает человеческую деятельность. Развитие ритмических способностей способствует формированию новых интегративных связей между различными анализаторны­ми зонами в коре головного мозга. Следовательно, работа по развитию чувства - ритма должна лежать в основе формирования функциональной базы навыков чтения и письма.

Значительные возможности для развития чувства ритма имеет музыкаль­но-ритмическая деятельность. Рассмотрим, какие виды работы и упражнения могут способствовать подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Одной из основных задач развития чувства ритма в процессе музыкально-рит­мической деятельности можно определить усвоение способов вслушивания при различении ритмических отношений, которое предполагает у детей наличие:

умения сопоставлять сходные и контрастные сочетания свойств музыкальных звуков;

умения находить те или иные свойства музыкальных звуков в условиях раз­личной музыкальной практики (пения, музыкально – ритмические движения, игры на музыкальных инструментах).

Для решения данной задачи возможно использование перечисленных видов игровых заданий и упражнений в предложенной последовательности.

 

  • Игровой этап «ритм – слово» предполагает обучение ребенка:пониманию и слышанию рифмы, ритма слов и стихов, подбору и самостоя­тельно придумыванию рифмы к словам; определению наличия ударения и расположения его словах, передаче его с помощью сильных и слабых хлопков.
  • ü    Игровой этап «ритм – слово – жест» нацелен на воспроизводство ритмиче­ского рисунка слов и озвучивание стихотворных строк с помощью звучащих жестов.
  • ü    Игровой этап «ритм – слово – жест – декодирование» включает самостоя­тельный подбор и выключение ребенком карточек, изображающих долгие звуки в соответствии с ритмом музыкальной фразы.
  • ü    Игровой этап «ритм – слово – жест – декодирование – воспроизведение 1» имеет целью правильную передачу ребенком ритмического рисунка мелодии на са­мостоятельно выбранном им для исполнения музыкальном инструменте.
  • ü     Игровой этап «ритм – слово – жест – декодирование – воспроизведение – 1 – воспроизведение 2» направлен на формирование у ребенка умения придумывать, подбирать и выполнять движения в соответствии с ритмическим характером музы­ки, выделяя сильную долю.
  • ü    Игровой этап «ритм – слово – жест – декодирование – воспроизведение - 1 – воспроизведение - 2 – импровизация» нацелен на развитие самостоятельной исполнительской деятельности дошкольника, поощрение творческой активности.

 

Представленные направления работы по развитию чувства ритма могут быть реализованы через игровые задания, предложенные Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Ко­стиной. Таким образом, чувство ритма является одним из компонентов функциональной базы навыков чтения и письма. Его развитие в дошкольном возрасте в процессе музыкально-ритмической деятельности способствует предупреждению возникнове­ния трудностей в овладении навыками чтения и письма.

Литература:

Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развива­ющего процессов в дошкольных учреждениях : материалы VIII Международной на­учно-практической конференции 31 марта 2015 года, г. Томск / под редакцией А. В. Ящук, Т. И. Соврасовой, С. А. Коротковой. - Томск : ЦНТИ, 2015. - 304 с.

 
© CopyRight Официальный сайт МАДОУ № 50 г.Томск, 2012, создание сайта: «Меридиан»