Архив материалов

Система Orphus

Страничка психолога

Cоветы педагога-психолога по адаптации к детскому саду:

Как подготовить ребенка к школе?

МАДОУ №50 г. Томска,

педагог – психолог Вихрова Т.В.

Как подготовить ребенка к школе?

Что же должен уметь будущий первоклассник?

Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный.

В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку на этом основании, так как задача школы в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки и позаниматься с ребенком, либо поручить это профессионалам – подготовительным курсам.

Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:

– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);

– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;

– формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);

– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи. То есть необходимо больше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами.

– тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен;

– тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи).

Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.

То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:

– обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться;

– не бояться вступать в контакты с взрослыми и сверстниками;

– уметь не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости;

– осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;

– знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;

– иметь положительную мотивацию, желание учиться;

– уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель);

– иметь позитивное отношение к самому себе.

 

Капризы и упрямство

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет это признавать, и поэтому "стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к неврозам, раздражительности.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  2. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  3. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  4. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  5. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", удобном способе манипулирования ребёнком своими родителями.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  7. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета". Спокойный тон общения, без раздражительности.
  8. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Обновлено 18.04.2018 10:24
 

Компьютер для ребенка

Педагог – психолог: Вихрова Т.В. МАДОУ №50 г. Томска

Компьютер для ребенка

– это вред или польза?

Когда родители позволяют ребенку пользоваться компьютером, они должны учитывать следующие положительные и отрицательные аспекты:

Положительные
* Работа на компьютере может принести большую пользу в процессе обучения ребенка.

* В компьютере информация подается динамично, красочно, текст сочетается с картинками и графиками, используется мультипликация, происходит воздействие цветом и звуком, задействуется много ассоциативных связей. Все это положительно влияет на эмоциональную и волевую сферы психики ребенка, стимулирует подвижность высшей нервной деятельности, развивает внимание и точность.

* Изменение отношения к своим ошибкам. На бессознательном уровне у человека существует желание избегать ошибок, а при наличии негативного опыта в прошлом, связанного с совершением ошибок, и страх перед ошибкой. Вместе с тем страх совершить ошибку парализует творчество, стремление осваивать новое. Найдя какие-то стандартные решения, ребенок перестает искать новые варианты, так как ошибки.

сопровождаются негативными эмоциями. В условиях общения с компьютером ошибки легко исправляются. В реальности быстро провести коррекцию ошибки часто не удается. Компьютер же организует быстрый контакт со своими ошибками, и в этих условиях они не несут последствий.
* Логические и стратегические игры, использующие национальный колорит, исторические события способствуют развитию творческих способностей, способствуют использованию стратегического и тактического мышления, знакомят с традициями различных народов и с разными культурами.

Отрицательные:
* Привыкнув к легкости в исправлении ошибок в работе с компьютером, ребенок может перенести эту привычку в полной мере на жизнь, и  приобретет склонность необоснованно рисковать и вести себя безответственно.

* При игре на компьютере происходит настолько сильная концентрация внимания человека на действии, происходящем на экране, что теряется ощущение реального времени. Возникает проблема «зависания в компьютере», когда ребенок по несколько часов не может оторваться от экрана. При частом повторении подобных ситуаций возникает угроза возникновения компьютерной зависимости.
* Если используются низкопробные игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, где в роли жертв выступают люди, то может резко снизиться психологический барьер на подобные поступки. Когда подобные игры используются часто и подолгу, такое отношение к насилию становится бессознательным и может резко снизить ответственность ребенка при совершении каких-то проступков в реальном мире.

* Возникает проблема общения. Для нормального психического и социального развития ребенку необходим опыт общения с людьми, это является основой понимания других людей, себя, своего места в мире и самого мира.
* Медицинский аспект. При работе на компьютере обязательно должны соблюдаться санитарные нормы, иначе вред от компьютера превысит пользу. При длительной работе  перегрузку испытывают зрение, позвоночник, некоторые группы мышц спины, мышцы рук. Происходит переутомление, а при многочасовой работе и истощение нервной системы. Работа на компьютере не должна превышать 30-40 мин.

Так же как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания ребенка, им следует заботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком «компьютерной продукции»; приучить ребенка с детства к обучающим и развивающим играм, не допускать использование низкопробных игр и следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером.

Обновлено 21.03.2018 20:09
 

Ребенок кусается

Педагог – психолог: Вихрова Татьяна Владимировна,

МАДОУ №50

Ребенок кусается: почему это происходит и что с этим делать

 

Привычка кусаться - очень распространенная проблема у детей, начиная с полугодовалого возраста вплоть до младшего дошкольного возраста. Обычно ребенок начинает кусать грудь кормящей его мамы, если ему недостаточно молока или если молоко туго идет, либо же малыш может впиваться деснами в сосок, если он неправильно или неудобно приложен к груди. Позже, после появления первых зубок, ребенок начинает с упоением вгрызаться в игрушки, погремушки, руки держащих его взрослых - у него ноют и зудят десны, и так он облегчает раздражение.

В перечисленных выше случаях с привычкой ребенка кусаться, можно справиться: необходимо чтобы ребенок был сыт, удобно приложен к груди. Во время прорезывания зубок можно воспользоваться специальными гелями для десен, и дать ребенку игрушки, предназначенные для грызения.

У детей двух - трехлетнего возраста пристрастие к укусам может проявиться уже как один из социальных навыков. Таким образом, ребенок старается ответить на обиды ровесникам или же привлечь к себе внимание взрослых. Во время активной игры со сверстниками укус может быть следствием перевозбуждения или стресса (у малыша забрали игрушку, или смеются над ним, или игнорируют в кругу других детей). Кусая же взрослых, ребенок привлекает к себе внимание. Это не означает, что у ребенка имеет некий дефект развития - к поступлению в садик большинство деток уже выражают свои чувства другими способами.

Иногда в привычке ребенка кусаться косвенно виноваты родители. Во время игры с малышом аккуратно покусывая его пальчики, пяточки, вы показываете ему, что укус - это средство выразить свою любовь, и в последствии он будет кусать вас и других детей, испытывая даже положительные эмоции. Спокойно расскажите ребенку, как вам больно, неприятно и обидно от его укусов.

Более сложная ситуация может возникнуть, если ребенок кусается в детском коллективе. Если на вашего ребенка часто поступают жалобы от воспитателей и других родителей - начните с беседы с ребенком. Постарайтесь выяснить причины такого его поведения. Укусы в садике – могут быть следствием стресса от пребывания в недружественном ребенку коллективе.  Постарайтесь на какое-то время сократить срок пребывания ребенка в садике. Возможно, это резко сократит количество споров и ссор с другими детками, и стресс малыша развеется за счет большего по времени спокойного пребывания дома, с близкими.

Помимо слишком напряженного графика или конфликта в коллективе, причиной может стать и домашний стресс, например, если у ребенка появился братик или сестричка, если родители ссорятся или разошлись. Постарайтесь отследить источник стресса ребенка, общайтесь с ним на равных как можно чаще, объясняйте, почему больно и обидно, когда тебя кусают, хвалите за каждый раз, когда он мог кого-то укусить (поцарапать, ударить) и не кусал.

Если вашего малыша кусают в группе ясель или детского сада - постарайтесь выяснить обстановку в группе. Если он слишком робок и застенчив с другими детьми и поэтому является объектом нападок - подумайте, не выбрать ли меньший коллектив, где ребенку будет проще войти в контакт. Иногда объектом укусов становится слишком активный или агрессивный ребенок - постарайтесь выяснить, по какой причине ваш малыш так провоцирует других деток.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА :

* Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям.

* Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок кусается; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

* Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в обществе.

* Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что   «кусаться нельзя!'».

* Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что  «игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет»
Спросите, почему укусил:  «Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помог»
Таким образом, Вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.

* Разумеется, что не следует наказывать ребёнка. Ведь наказывая, Вы  продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения.

 

Агрессивное поведение

Вихрова Т.В., педагог-психолог

МАДОУ№50

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

"Семейные" причины

Неприятие детей родителями

Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Безразличие или враждебность со стороны родителей

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

Разрушение эмоциональных связей в семье

К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил, ребенок пытается примирить родителей, но в результате он сам может попасть под горячую руку.

В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, - в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых), агрессивное поведение "угнетаемого" ребенка. Его агрессия - это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое "Я", и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто даже и не думает на него нападать.

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где, как говорится "и мамки и няньки". Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он - небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся - вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся - держи, мы ее тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили мне игрушку, - я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу.

Диаметральная природа возникновения агрессии - у детей вечно занятых родителей. Их агрессия - это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: "лучше пусть отчитает, чем не заметит".

"Взрослое" восприятие мира очень отличается от детского. То, что представляется нам пустяком, может показаться нашему ребенку катастрофой вселенского масштаба. Мы, взрослые, иногда смеемся над тем, что происходит в детских душах, не верим им, считаем, что они притворяются или балуются. Нередко случается, что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую душевную боль, но при этом придаем огромное значение тому, что для них кажется пустяками. В результате у ребенка может сложиться ощущение, или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять - значит, не способны и помочь. Вокруг ребенка сгущается атмосфера одиночества и безысходности, он чувствует себя напуганным, незащищенным и беспомощным. И как результат - неадекватные, агрессивные реакции.

Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители, а не удалившейся домой Фрекен Бок. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

А если учесть, что вы пришли домой после нелегкого рабочего дня и, возможно, не в самом радужном настроении, остается только посочувствовать вам и воспользоваться бессмертным советом Карлсона: "Спокойствие, только спокойствие". Потому что если и вы попытаетесь поставить ребенка по стойке "смирно", он, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Ведь вы посягнули на главный закон поведения ребенка: его энергия обязательно должна найти выход. Поэтому активным детям совершенно необходимо посещать детский сад, где они могут вволю набегаться и наиграться, не боясь проявления эмоций. И тогда дома ваше своенравное дитя будет тихим ангелом.

В детском саду активный ребенок часто становится объектом жалоб со стороны других детей, их родителей и воспитателей. Не принимайте поспешных решений о наказании, поговорите с ребенком, постарайтесь узнать истинную причину его агрессивного поведения. Вполне возможно, что кто-то исподтишка обижает вашего ребенка, а он не умеет еще правильно реагировать на ситуацию, и вследствие "бурного" темперамента дерется или ломает игрушки.

Отказ в праве на личную свободу

Как только ребенок начинает осознавать свое "Я", он начинает делить мир на "своих" и "чужих", соответственно, и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента, ему требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить его персональный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной. Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

"Личные" причины

Подсознательное ожидание опасности

Часто к психологам с просьбами о помощи обращаются родители малышей с чрезмерными проявлениями совершенно немотивированной агрессивности.

В личных беседах с родителями этих детей выясняются некоторые общие для всех случаев факты. Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.

Повышенная агрессивность может быть криком о помощи, за которым подчас стоят неподдельное горе и настоящая трагедия. Иногда поведение ребенка диктуется страхом. Мы знаем по себе, что очень испуганный человек в большинстве случаев мыслит и действует неадекватно ситуации. Когда ребенок напуган, он иногда перестает понимать, кто ему друг, а кто враг.

Неуверенность в собственной безопасности

Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность, возникающая то от неуверенности в себе, то от чувства страха и ожидания нападения. Ребенок психологически сжимается в комочек и, замирая от страха, ждет "удара". Удивительно ли, что он боится приближающейся руки? Откуда ему знать, каково ее намерение - погладить или ударить? Тем более, что он всегда подсознательно настроен на плохое. Такой ребенок в ответ на невинное утверждение: "Сегодня плохая погода" ответит с вызовом: "Ну и что?!" Если родитель поддается на вызов, проигрывают оба. Главное в такой ситуации, - убедить ребенка в том, что на него никто не нападает и, следовательно, он может спрятать "колючки" и расслабиться.

Тип темперамента и особенности характера как возможные причины агрессивности Психологические особенности детей, склонных к агреcсии.

Страхи и агрессия у детей

Возможно, агрессивное поведение – повод для вас задуматься о том, что не так в жизни в вашего ребенка. Выделяют три основных причины появления злости у детей:

  • Отстаивание своей личности и интересов
  • Невыполнение отдельных его желаний
  • Чувство страха и недоверия к окружающим
  • Агрессивный ребенок: симптомы неблагополучия
  • Причины детской агрессивности
  • Роль семьи в проявлении детской агрессивности
  • Детская агрессивность требует внимания
  • О причинах детской агрессивности
  • Мой любимый маленький тиран

Причины детской агрессивности

Особенности проявления детской агрессивности

Девять возможных причин гнева вашего ребенка

Агрессивный ребенок – почему?

Откуда агрессия родом?

Почему он такой агрессивный?

Агрессивные дети: почему они такие?

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Что желательно бы сделать родителям, у которых агрессивный ребенок

В первую очередь проверить все болевые точки в семье,

Привести в порядок отношения в семье, оздоровить психологическую атмосферу дома, ребенок не должен быть заложником ссор и скандалов

Пересмотреть свой стиль воспитания ребенка, маме и папе договориться придерживаться одного стиля воспитания. Рассказать об этом стиле бабушкам и дедушкам!!!

Сократить "нельзя", "не надо", иначе ребенок на них просто перестанет реагировать

Полюбить ребенка таким, какой он есть. Принять все его недостатки, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями.

Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких ребенку людей, помня, что малыш, подражая, видит все.

Не наказывать ребенка физическими способами, отказаться даже от шлепков! Давно уже известно, что чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.

Требуя что-то с ребенка, основывайтесь на его реальных возможностях, а не на то, что вам хочется от него получить в этот момент

В ваших силах погасить конфликтную ситуацию, до того, как она разгорится. Вы в силах заинтересовать ребенка, чем-то другим, переключить его внимание.

Научитесь сами, и приучите ребенка не держать гнев в себе, а выплескивать его приемлемыми способами – можно нарисовать обидчика, придумать про него сказку, поговорить о том, какой он плохой, то есть уйти от физической агрессии к вербальной. Можно закопать гнев в песке, слепить обидчика из пластилина, и отправить одного в кругосветку, нарисовать обидчика, и залить его красками. Этим вы научите ребенка снимать нервно-психическое напряжение. Родители должны понять, что нельзя ребенка постоянно заставлять сдерживать свой гнев. Сдерживание гнева приведет к различным и психосоматическим расстройствам от псориаза и мигрени до язвы желудка и гипертонии. Гнев — естественная реакция нашего организма, она присуща всем людям, и избавиться от него совсем, да еще раз и навсегда, нельзя. ВЫ ДОЛЖНЫ учить ребенка освобождаться от разрушительной энергии гнева, приемлемыми для наших социальных норм способами, вспомните хотя бы, придуманные японцами куклы для битья.

Разрешите ребенку остаться одному, поплакать, или даже покричать.

С ребенком можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть ему свои негативные эмоции.

Здорово, если вы с разгневанным ребенком поиграйте в мяч, или пробежитесь по стадиону.

Ребенок должен чувствовать, что он любим, и если у вас родился второй ребенок, не отдаляйтесь от старшего ребенка, привлеките его к уходу за младенцем, подчеркивая, как маленькие сестричка или братик нуждаются в нем.

Нередко причиной агрессивного поведения ребенка становится соперничество детей в семье. Придумайте игру, где агрессор, будет в роли воспитателя, или следящего за порядком и за поведением других — сестер и братьев. Возможно, это предотвратит его драчливость.

До поступления в детский сад вы должны научить ребенка общаться со сверстниками.

Ребенок должен понять, что можно контролировать свои эмоции и их негативные импульсы, что последствия его агрессивности не приемлемы в обществе, где он живет.

Научить сочувствию другим людям.

Помнить, что не только шлепок, но и слово может ранить малыша.

Понимать ребенка!

Когда нет видимых причин для агрессии малыша, обратитесь к психологу и психоневрологу.

Что не желательно делать родителям, у которых агрессивный ребенок

Постоянно внушать ему, что он плохой, это способствует становлению у него заниженной или даже отрицательной самооценки, что очень мешает его общению с внешним миром.

  • Не унижайте ребенка, не загоняйте ребенка в угол, ожесточая его.
  • Забудьте про агрессию (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность — это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия — не орудия сражения.
  • Не мучайте домашних животных
  • Не учит ребенка подавлять свой гнев, загонять его в себя
  • Не ставьте его в тупик, постоянными вопросами о любви к одному из родителей
  • Не сравнивайте детей, постоянно напоминая, что один лучше другого
  • Не становитесь причиной соперничества между детьми в семье
  • Не оскорбляйте достоинство малыша грубыми словами.

Помните, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.

 

«Особенности общения дошкольников со сверстниками»

Педагог-психолог МАДОУ№50

Вихрова Т.В.

Общения со сверстниками является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социально - психологический, где в центре внимания находятся структура и возрастные изменения детского коллектива. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. Психологические исследования показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение «отверженных». Повышается устойчивость и количественный состав детских объединений. Содержание и обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребенка в группе сверстников.

Исследования, показали, что примерно к четырем годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность поведения, и в то же время нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.

Как показали исследования, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и в уважении сверстника. Дошкольники предпочитают и выбирают тех сверстников, которые могут их выслушать, похвалить, поддержать и помочь им.

В современной психологии существуют различные подходы к пониманию межличностных отношений:

— социометрический (избирательные предпочтения детей);

— социокогнитивный (и познание другого, и решение социальных проблем);
— деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельность детей).

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает во взаимодействие с ними. Поэтому опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Первое общение с людьми также во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Группа детского сада определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами. В ней различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий) отношения.

Применительно к детской группе   выделяют следующие структурные единицы:

Поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

Эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности),

Оценочная (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения.

Когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом являются взаимные оценки и самооценки.

В условиях дошкольного учреждения, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет целая группа сверстников. На каждом этапе дошкольного возраста влияние на межличностные отношения детей проявляется по-разному.

Так, межличностные отношения и общение детей старших дошкольников имеют свои специфические особенности: у детей возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками, поэтому общение со взрослыми носит второстепенное значение и уходит на второй план; в общении друг с другом дети весьма быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются предпочитаемые и отвергаемые воспитанники.

Старший дошкольный возраст отличается богатством коммуникативных действий у детей, чрезвычайной эмоциональной насыщенностью, нестандартностью и нерегламентированностью коммуникативных игр, что позволяет детям легко общаться через игровую деятельность, которая в этом возрасте является ведущей деятельностью.

Наряду с потребностью в сотрудничестве в этом возрасте отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребята становятся более доброжелательными, внимательными друг к другу, способными к оказанию помощи и взаимопомощи. В связи с этим, общение между старшими дошкольниками становятся искренними, более чувственными, эмоционально - окрашенными в положительные тона, непринуждёнными, приобретает черты детской дружбы.

К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи, а конкурентные отношения уменьшаются, но сохраняются соревновательное начало в общении у детей. Однако в общении детей появляется умение видеть в сверстнике не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования – его настроения, предпочтения и желания. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстникам, интересуются их делами, потребностями и желаниями. Их общение приобретает внеситуативный характер.

В этом возрасте у детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстников. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями детей и включены в них эмоционально. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся подсказать правильный ход, помочь им. Все это свидетельствует о том, что действия старших дошкольников направлены не на соблюдение моральных норм и не на положительную оценку взрослого, что наблюдается у более младших детей, а непосредственно на другого ребёнка.

Также у старших дошкольников возникает желание бескорыстно помочь сверстникам, что-либо им уступить или подарить. И поэтому, конкурентность, зависть, злорадство уходят на второй план и проявляются не так остро, как раньше и гораздо реже. Все это свидетельствует о том, что сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером, не только предметом сравнения с собой и средством самоутверждения, но и самоценной личностью, интересной и важной, независимо от своих предметов и достижений.

Важно отметить, что к старшему дошкольному возрасту появляется феномен первой детской дружбы. И в детском саду многие дети получают возможность впервые завязать эту дружбу. Дошкольники, имеющие друзей, более уверенны в себе, у них более позитивная самооценка. Поддерживать дружбу - значит, делиться своими игрушками, даже самыми любимыми, друг за друга заступаться и в чем-то помогать. Друзья учатся договариваться друг с другом.  Время от времени они меняются ролями в игре.  Мирятся, если вдруг произошла ссора, просят прощения у другого, сохраняют общие тайны и секреты.  Взрослому уже нет места в детской дружбе, ведь навязать ее нельзя. И поэтому для старших дошкольников сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем воспитатель или родитель.

Но, несмотря на положительные изменения в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста, ни на одном этапе возрастного развития нельзя избежать конфликтных ситуаций. Самыми типичными для дошкольников вариантами конфликтных отношений являются застенчивость, обидчивость, демонстративность и повышенная агрессивность детей.

Еще одним поводом для конфликтов и ссор между детьми является словесная агрессия (всевозможные обзывалки, дразнилки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, взгляд, жесты и т.д.), то отрицательные эмоции проявляются самым обычным и простым способом – их словесным выражением (ругательства, жалобы и т.д.).

Стоит отметить, что межличностные отношения сверстников старшего дошкольного возраста зависят от многих факторов, таких как взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

 

Адаптация ребенка в детском саду

Система обеспечения социального благополучия ребенка

Система обеспечения социального благополучия ребенка раннего возраста в ДОУ и семье

(Разработана кандидатом психол. наук Л. Н. Павловой)

 

Организация контроля, формы и методы, схемы

 

Организация работы по адаптации

Перспективное планирование работы по адаптации детей к ДОУ

Этапы

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с документами

Подготовительный этап (июнь – август)

Первое знакомство и наблюдение

 

 

 

 

Прогноз вероятной степени адаптации

Разработка рекомендаций для воспитателей групп по организации адаптационного периода.

Составление памятки-опросника для воспитателей «Наблюдение в группе за поведением детей».

Консультация: «Система работы с воспитанниками и их родителями в адаптационный период»

Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребёнка раннего возраста, поступающего в детский сад

Деятельность по созданию психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности.

Планёрка «Адаптационный период, наблюдение за детьми и ведение документации»

Первая встреча, беседа с родителями. Экскурсия по детскому саду.

Анкета – знакомство

«Расскажите о своем ребенке» (его индивидуальные особенности) или «Анкета-знакомство с характерными чертами поведения ребенка».

Памятка: «Информация для родителей, дети которых собираются в детский сад»

Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду

Анкетирование: «Готов ли ваш ребёнок к посещению ДОУ?»

Родительское собрание: «Основные трудности при поступлении ребёнка в детский сад. Способы их преодоления».

Разработка и оформление пакета документов по проблемам адаптации для педагогов и родителей

Оформление

карты наблюдения за ребенком до поступления в ясли.

Изучение медицинской документации для ознакомления с физическим здоровьем воспитанников.

Подготовка и оформление информационного «Справочника для родителей»

Подготовка адаптационных листов на каждого ребенка, анкет для родителей

Составление графика поступления детей в группы

 

Основной этап (сентябрь – ноябрь)

Поэтапный приём детей в группу. Постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Организация с детьми игр адаптационного периода.

Наблюдение за детьми в процессе занятий, игр, самостоятельной деятельности, режимных моментов с учетом диагностических показателей.

«Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации».

Наблюдение, фиксация данных.

Выявление детей «группы риска».

 

Диагностика  детей раннего возраста (Шкала развития детей от 1 года 3 мес. до 3,5 лет (RCDI-2000)

Памятки:

«Меры, облегчающие адаптацию (для воспитателей)».

«Роль воспитателя в создании условий для безболезненной адаптации ребёнка в детском саду»

Памятки по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

«Адаптационный лист». Оформление и ведение индивидуальных  листов адаптации.

Заседание первичного консилиума ПМПк

Оказание помощи педагогам по проблемам адаптационного периода.

Семинар «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» («терапия» песком, игры с песком)

Консультирование по подготовке и проведению

психодиагностической работы с родителями воспитанников.

Педагогический совет «Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада»

Информационные памятки:

«Внимание! Адаптация!»

«Алгоритм адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения».

«Меры, облегчающие адаптацию».

«Как пережить разлуку, или научим ребёнка любить детский сад».

«Первый раз в детский сад (основные правила)».

Наш «Чудо-альбом». Оформление и выставка семейных фотоальбомов

Оформление информационного материала «Психологические особенности детей раннего возраста».

Индивидуальное консультирование родителей по проблемам адаптации детей.

Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»

Анкетирование родителей (вопросник по Шкале развития детей от 1 года 3 мес. до 3,5 лет (RCDI-2000)

 

Оформление информационных карт:

  • Карта наблюдения за ребенком  при поступлении в д/ сад.
  • Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период.

Справка-анализ по  итогам готовности детей к поступлению в д/у и результатам наблюдений адаптационного периода (прогноз адаптации, промежуточные результаты)

Определение степени социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Обработка результатов наблюдений и диагностики.

Оформление результатов наблюдения адаптационного периода. Анализ-справка.

Заключительный этап (декабрь /январь)

Работа с детьми, требующих индивидуальных занятий.

 

Оформление группового (сводного) адаптационного листа по результатам наблюдений и диагностики.

Плановый консилиум:

«Результаты адаптационного периода».

Оформление памяток для педагогов по обеспечению психологической безопасности личности ребенка и эмоционального комфорта.

Педсовет – круглый стол:

«Достижения, проблемы».

Подготовка к родительскому собранию.

«Очень многое мы можем, очень многое умеем!» Родительские собрания в группах с предоставлением информации о результатах адаптационного периода.

Индивидуальные консультации для родителей детей с тяжелой адаптацией.

 

 

Обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций (ГПМПК)

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста». Составление методических рекомендаций

Разработка системы мероприятий по дезадаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Аналитические материалы.

 

Обновлено 21.11.2013 12:53
 

Адаптация детей к ДОУ

Обоснование необходимости разработки и внедрения данного направления в образовательный процесс

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существен­ным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоян­ный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе мно­го неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль обще­ния.

Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для не­го стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психи­ческой регрессии и т. д.).

Адаптация детей к ДОУ нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Речь идет не только о мероприятиях, проводимых педагогами для детей и их родителей. Как показывает опыт, заведующий, педагог-психолог и старший воспитатель должны также контролировать готовность самих воспитателей к приему новых воспитанников. Лишь с учетом этих требо­ваний привыкание детей к детскому саду пройдет максимально легко.

Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со сто­роны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится, в первую оче­редь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в до­школьном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, что­бы у него формировались положительное iотношение к детскому саду и навыки об­щения, прежде всего со сверстниками. Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адап­тации к ДОУ не дает должного результата. Необходимо, во-первых, активно сотрудничать с родителями по этому вопросу.

Во-вторых, старший воспитатель и психологическая служба дет­ского сада должны контролировать знания и действия самих педаго­гов, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.

В связи с этим необходимо планировать и организовывать психолого-педагогическую работу по трем направлениям:

  • с родителями;
  • с педагогами;
  • с воспитанниками.

Задачи:

1.Совместная подготовка ДОУ и семьи ребенка к посещению ДОУ.
2. Поиск и внедрение в практику работы нетрадиционных форм и методов сотрудничества с родителями, призванных решить проблемы адаптационного периода.
3. Способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Расширение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями.

Организация работы по адаптации детей к ДОУ
Работа с педагогами

Памятки

  • Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребёнка раннего возраста, поступающего в детский сад
  • Памятки по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
  • Роль воспитателя в создании условий для безболезненной адаптации ребёнка в детском саду
  • Меры, облегчающие адаптацию (для воспитателей)

Консультации

  • «Игры адаптационного периода: игры для детей от 1,5 до 2 лет, игры для детей от 2 до 3 лет»
  • «Считалочки и уговорушки для самых маленьких»
  • «Система работы с воспитателями и их родителями в адаптационный период»
  • «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Советы педагога или «Как помочь ребёнку в период адаптации»
  • «Особенности развития детей раннего возраста. Основные направления деятельности, задачи»
  • Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностям психического развития в дошкольном возрасте

Педсоветы, семинары:

  • Педагогический совет «Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада»
  • Семинар-практикум «Психическое здоровье детей в ДОУ»
  • Семинар «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» («терапия» песком, игры с песком)

С воспитанниками

Оформление:

  • Карта наблюдения за ребенком до поступления в ясли
  • Карта наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад
  • Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период
  • Прогноз вероятной степени адаптации
  • Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в ДОУ
  • Психо-медико-педагогическое сопровождение режимных моментов
  • Наблюдение за детьми в процессе занятий, игр, самостоятельной деятельности, режимных моментов с учетом диагностических показателей
  • Проведение игр адаптационного периода
  • Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией: сказкотерапия, арт-терапия, игры с водой, игры с тестом, песочная терапия, релаксационные и дыхательные техники
  • Оформление листов адаптации
  • Определение степени социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
  • Игры адаптационного периода

Сотрудничество с родителями

Анкетирование

  • Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ
  • Анкета – знакомство. «Расскажите о своем ребенке» (его индивидуальные особенности) для вновь прибывших детей или «Анкета-знакомство с характерными чертами поведения ребенка»
  • Анкета для родителей «Портрет моего ребенка»

Памятки для родителей (Оформление наглядно-информационного материала):

  • «Информация для родителей, дети которых собираются в детский сад»
  • «Психологические особенности детей раннего возраста»
  • «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
  • «Признаки психоэмоционального напряжения»
  • «Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
  • «Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
  • «Алгоритм адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения»
  • «Меры, облегчающие адаптацию (для родителей)»
  • Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду
  • «Внимание! Адаптация!»
  • «Как пережить разлуку, или научим ребёнка любить детский сад»
  • «Первый раз в детский сад (основные правила)»

Консультирование

  • Консультация для родителей «Какова причина детских страхов»
  • «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы врача)
  • «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы психолога)
  • «Особенности развития детей раннего возраста»
  • Индивидуальное консультирование родителей по проблемам адаптации

Родительские собрания:

  • «Основные трудности при поступлении ребёнка в детский сад. Способы их преодоления»

Практикум для родителей

  • «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»
  • Наш «Чудо-альбом». Оформление и выставка семейных фотоальбомов
  • Подготовка информационного материала «Справочник для родителей»
Обновлено 21.11.2013 12:46
 

«Первый раз в детский сад!»

Уважаемые родители!

Поступление вашего ребенка в детский сад – важный этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для него обстановки, режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребенку необходимо приспособиться к новым условиям жизни. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются. Продолжительность адаптационного периода и характер его течения во многом зависят от состояния здоровья ребенка и его подготовленности поступления в детское учреждение.

Как должен быть подготовлен ваш ребенок к периоду адаптации

Непосредственно в период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации

1.У ребенка должны быть сформированы культурно – гигиенические навыки:

  • Самостоятельно ест разнообразную пищу,
  • Своевременно сообщает о своих потребностях – просится в туалет, или на горшок,
  • Мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком

2.Перед поступлением в детский  сад домашний режим вашего ребенка целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.

3.С персоналом группы, куда пойдет ваш малыш, вам необходимо познакомиться заранее, рассказать о его привычках, особенностях поведения.

Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

1.Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

2.Убирайте игрушки вместе.

3.Разговаривайте в этот момент с ребенком, объясняйте, для чего это происходит.

4.Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

5.Учитывайте возраст и возможности ребенка.

1.Устройство ребенка в детское учреждение лучше проводить во время вашего отпуска, т.к. в течение первой недели он должен проводить в детском саду не более двух – трех часов.

2.В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка и своевременно сообщать о них работникам детского сада.

3.При появлениях первых признаков заболевания необходимо ребенка оставить дома и вызвать врача.

4.Период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы.

5.Не перегружайте ребенка впечатлениями, не принимайте гостей и не покупайте игрушек.

6.Разрешите взять в детский сад  ребенку его любимую игрушку, лучше, если она будет хорошо мыться.

7.Не удивляйтесь, что вы справились с проблемой, но она опять возникла после продолжительных выходных или болезни. Помните, что в страхе расставания нет ничего плохого, это лишь свидетельство того, что между вами и ребенком существует тесная связь.

Как общаться с ребенком в период адаптации

Как облегчить  ребенку адаптацию в детском саду

1.Настраивайте ребенка на позитивный лад. Первое время забирайте ребенка домой пораньше, создайте спокойный, благоприятный для ребенка климат в семье.

2.Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите посещение многолюдных мероприятий и мест, сократите просмотр телепередач.

3.Дома поиграйте в детский сад. Роль ребенка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре ребенок покажет, с какими проблемами сталкивается в детском саду, а вы сможете предложить пути решения.

Что делать если ребенок не хочет ложиться спать

1.Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает). Переключайте ребенка на спокойные игры (совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

Во время вечернего туалета дайте ребенку поиграть с водой.

2.Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж. Расскажите ребенку, как вы его любите. Если у вас двое детей посещают детский сад, не забудьте, что это все нужно сказать и сделать обоим детям.

1.Научитесь прощаться с ребенком быстро, давая понять ему, что вы уверены в нем и его умении справиться с собой. Не затягивайте процесс расставания, ребенок почувствует ваше беспокойство за него.

2.Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.

3.Не обещайте покупать ребенку игрушки за согласие остаться в детском саду. Четко дайте ребенку понять, что в сад ему придется ходить. Если вы хоть раз ребенку уступите, то в дальнейшем вам будет гораздо сложнее справиться  с его слезами и капризами.

4.Привлеките воспитателя, вам нужен человек, который радушно бы встретил вашего ребенка. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

5.После детского сада погуляйте с ребенком в парке, или на детской площадке.

Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания (воздушный поцелуй, обнимание, поглаживание). Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду ( режимные моменты, новые занятия, друзья).

Не проявляйте беспокойство.

6.Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

7.Читайте ребенку сказки, пойте песенки, это лучше всего формирует у ребенка способность к чистому речевому произношению.

Надеюсь, что общие рекомендации по периоду адаптации помогут вам.
С пожеланиями успехов и хорошего посещения в детском саду!
Педагог – психолог: Вихрова Татьяна Владимировна
Часы консультаций:
Среда 16:00 – 18:00
Пятница 16:00 – 18:00

Обновлено 02.04.2013 12:52
 

 
© CopyRight Официальный сайт МАДОУ № 50 г.Томск, 2012, создание сайта: «Меридиан»