Архив материалов

Система Orphus

Страничка психолога

Cоветы педагога-психолога по адаптации к детскому саду:

Система обеспечения социального благополучия ребенка

Система обеспечения социального благополучия ребенка раннего возраста в ДОУ и семье

(Разработана кандидатом психол. наук Л. Н. Павловой)

 

Организация контроля, формы и методы, схемы

 

Организация работы по адаптации

Перспективное планирование работы по адаптации детей к ДОУ

Этапы

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с документами

Подготовительный этап (июнь – август)

Первое знакомство и наблюдение

 

 

 

 

Прогноз вероятной степени адаптации

Разработка рекомендаций для воспитателей групп по организации адаптационного периода.

Составление памятки-опросника для воспитателей «Наблюдение в группе за поведением детей».

Консультация: «Система работы с воспитанниками и их родителями в адаптационный период»

Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребёнка раннего возраста, поступающего в детский сад

Деятельность по созданию психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности.

Планёрка «Адаптационный период, наблюдение за детьми и ведение документации»

Первая встреча, беседа с родителями. Экскурсия по детскому саду.

Анкета – знакомство

«Расскажите о своем ребенке» (его индивидуальные особенности) или «Анкета-знакомство с характерными чертами поведения ребенка».

Памятка: «Информация для родителей, дети которых собираются в детский сад»

Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду

Анкетирование: «Готов ли ваш ребёнок к посещению ДОУ?»

Родительское собрание: «Основные трудности при поступлении ребёнка в детский сад. Способы их преодоления».

Разработка и оформление пакета документов по проблемам адаптации для педагогов и родителей

Оформление

карты наблюдения за ребенком до поступления в ясли.

Изучение медицинской документации для ознакомления с физическим здоровьем воспитанников.

Подготовка и оформление информационного «Справочника для родителей»

Подготовка адаптационных листов на каждого ребенка, анкет для родителей

Составление графика поступления детей в группы

 

Основной этап (сентябрь – ноябрь)

Поэтапный приём детей в группу. Постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Организация с детьми игр адаптационного периода.

Наблюдение за детьми в процессе занятий, игр, самостоятельной деятельности, режимных моментов с учетом диагностических показателей.

«Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации».

Наблюдение, фиксация данных.

Выявление детей «группы риска».

 

Диагностика  детей раннего возраста (Шкала развития детей от 1 года 3 мес. до 3,5 лет (RCDI-2000)

Памятки:

«Меры, облегчающие адаптацию (для воспитателей)».

«Роль воспитателя в создании условий для безболезненной адаптации ребёнка в детском саду»

Памятки по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

«Адаптационный лист». Оформление и ведение индивидуальных  листов адаптации.

Заседание первичного консилиума ПМПк

Оказание помощи педагогам по проблемам адаптационного периода.

Семинар «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» («терапия» песком, игры с песком)

Консультирование по подготовке и проведению

психодиагностической работы с родителями воспитанников.

Педагогический совет «Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада»

Информационные памятки:

«Внимание! Адаптация!»

«Алгоритм адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения».

«Меры, облегчающие адаптацию».

«Как пережить разлуку, или научим ребёнка любить детский сад».

«Первый раз в детский сад (основные правила)».

Наш «Чудо-альбом». Оформление и выставка семейных фотоальбомов

Оформление информационного материала «Психологические особенности детей раннего возраста».

Индивидуальное консультирование родителей по проблемам адаптации детей.

Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»

Анкетирование родителей (вопросник по Шкале развития детей от 1 года 3 мес. до 3,5 лет (RCDI-2000)

 

Оформление информационных карт:

  • Карта наблюдения за ребенком  при поступлении в д/ сад.
  • Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период.

Справка-анализ по  итогам готовности детей к поступлению в д/у и результатам наблюдений адаптационного периода (прогноз адаптации, промежуточные результаты)

Определение степени социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Обработка результатов наблюдений и диагностики.

Оформление результатов наблюдения адаптационного периода. Анализ-справка.

Заключительный этап (декабрь /январь)

Работа с детьми, требующих индивидуальных занятий.

 

Оформление группового (сводного) адаптационного листа по результатам наблюдений и диагностики.

Плановый консилиум:

«Результаты адаптационного периода».

Оформление памяток для педагогов по обеспечению психологической безопасности личности ребенка и эмоционального комфорта.

Педсовет – круглый стол:

«Достижения, проблемы».

Подготовка к родительскому собранию.

«Очень многое мы можем, очень многое умеем!» Родительские собрания в группах с предоставлением информации о результатах адаптационного периода.

Индивидуальные консультации для родителей детей с тяжелой адаптацией.

 

 

Обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций (ГПМПК)

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста». Составление методических рекомендаций

Разработка системы мероприятий по дезадаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Аналитические материалы.

 

Обновлено 21.11.2013 12:53
 

Адаптация детей к ДОУ

Обоснование необходимости разработки и внедрения данного направления в образовательный процесс

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существен­ным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоян­ный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе мно­го неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль обще­ния.

Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для не­го стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психи­ческой регрессии и т. д.).

Адаптация детей к ДОУ нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Речь идет не только о мероприятиях, проводимых педагогами для детей и их родителей. Как показывает опыт, заведующий, педагог-психолог и старший воспитатель должны также контролировать готовность самих воспитателей к приему новых воспитанников. Лишь с учетом этих требо­ваний привыкание детей к детскому саду пройдет максимально легко.

Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со сто­роны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится, в первую оче­редь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в до­школьном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, что­бы у него формировались положительное iотношение к детскому саду и навыки об­щения, прежде всего со сверстниками. Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адап­тации к ДОУ не дает должного результата. Необходимо, во-первых, активно сотрудничать с родителями по этому вопросу.

Во-вторых, старший воспитатель и психологическая служба дет­ского сада должны контролировать знания и действия самих педаго­гов, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.

В связи с этим необходимо планировать и организовывать психолого-педагогическую работу по трем направлениям:

  • с родителями;
  • с педагогами;
  • с воспитанниками.

Задачи:

1.Совместная подготовка ДОУ и семьи ребенка к посещению ДОУ.
2. Поиск и внедрение в практику работы нетрадиционных форм и методов сотрудничества с родителями, призванных решить проблемы адаптационного периода.
3. Способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Расширение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями.

Организация работы по адаптации детей к ДОУ
Работа с педагогами

Памятки

  • Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребёнка раннего возраста, поступающего в детский сад
  • Памятки по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
  • Роль воспитателя в создании условий для безболезненной адаптации ребёнка в детском саду
  • Меры, облегчающие адаптацию (для воспитателей)

Консультации

  • «Игры адаптационного периода: игры для детей от 1,5 до 2 лет, игры для детей от 2 до 3 лет»
  • «Считалочки и уговорушки для самых маленьких»
  • «Система работы с воспитателями и их родителями в адаптационный период»
  • «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Советы педагога или «Как помочь ребёнку в период адаптации»
  • «Особенности развития детей раннего возраста. Основные направления деятельности, задачи»
  • Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностям психического развития в дошкольном возрасте

Педсоветы, семинары:

  • Педагогический совет «Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада»
  • Семинар-практикум «Психическое здоровье детей в ДОУ»
  • Семинар «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» («терапия» песком, игры с песком)

С воспитанниками

Оформление:

  • Карта наблюдения за ребенком до поступления в ясли
  • Карта наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад
  • Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период
  • Прогноз вероятной степени адаптации
  • Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в ДОУ
  • Психо-медико-педагогическое сопровождение режимных моментов
  • Наблюдение за детьми в процессе занятий, игр, самостоятельной деятельности, режимных моментов с учетом диагностических показателей
  • Проведение игр адаптационного периода
  • Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией: сказкотерапия, арт-терапия, игры с водой, игры с тестом, песочная терапия, релаксационные и дыхательные техники
  • Оформление листов адаптации
  • Определение степени социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
  • Игры адаптационного периода

Сотрудничество с родителями

Анкетирование

  • Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ
  • Анкета – знакомство. «Расскажите о своем ребенке» (его индивидуальные особенности) для вновь прибывших детей или «Анкета-знакомство с характерными чертами поведения ребенка»
  • Анкета для родителей «Портрет моего ребенка»

Памятки для родителей (Оформление наглядно-информационного материала):

  • «Информация для родителей, дети которых собираются в детский сад»
  • «Психологические особенности детей раннего возраста»
  • «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
  • «Признаки психоэмоционального напряжения»
  • «Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
  • «Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
  • «Алгоритм адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения»
  • «Меры, облегчающие адаптацию (для родителей)»
  • Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду
  • «Внимание! Адаптация!»
  • «Как пережить разлуку, или научим ребёнка любить детский сад»
  • «Первый раз в детский сад (основные правила)»

Консультирование

  • Консультация для родителей «Какова причина детских страхов»
  • «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы врача)
  • «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы психолога)
  • «Особенности развития детей раннего возраста»
  • Индивидуальное консультирование родителей по проблемам адаптации

Родительские собрания:

  • «Основные трудности при поступлении ребёнка в детский сад. Способы их преодоления»

Практикум для родителей

  • «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»
  • Наш «Чудо-альбом». Оформление и выставка семейных фотоальбомов
  • Подготовка информационного материала «Справочник для родителей»
Обновлено 21.11.2013 12:46
 

«Первый раз в детский сад!»

Уважаемые родители!

Поступление вашего ребенка в детский сад – важный этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для него обстановки, режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребенку необходимо приспособиться к новым условиям жизни. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются. Продолжительность адаптационного периода и характер его течения во многом зависят от состояния здоровья ребенка и его подготовленности поступления в детское учреждение.

Как должен быть подготовлен ваш ребенок к периоду адаптации

Непосредственно в период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации

1.У ребенка должны быть сформированы культурно – гигиенические навыки:

  • Самостоятельно ест разнообразную пищу,
  • Своевременно сообщает о своих потребностях – просится в туалет, или на горшок,
  • Мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком

2.Перед поступлением в детский  сад домашний режим вашего ребенка целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.

3.С персоналом группы, куда пойдет ваш малыш, вам необходимо познакомиться заранее, рассказать о его привычках, особенностях поведения.

Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

1.Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

2.Убирайте игрушки вместе.

3.Разговаривайте в этот момент с ребенком, объясняйте, для чего это происходит.

4.Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

5.Учитывайте возраст и возможности ребенка.

1.Устройство ребенка в детское учреждение лучше проводить во время вашего отпуска, т.к. в течение первой недели он должен проводить в детском саду не более двух – трех часов.

2.В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка и своевременно сообщать о них работникам детского сада.

3.При появлениях первых признаков заболевания необходимо ребенка оставить дома и вызвать врача.

4.Период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы.

5.Не перегружайте ребенка впечатлениями, не принимайте гостей и не покупайте игрушек.

6.Разрешите взять в детский сад  ребенку его любимую игрушку, лучше, если она будет хорошо мыться.

7.Не удивляйтесь, что вы справились с проблемой, но она опять возникла после продолжительных выходных или болезни. Помните, что в страхе расставания нет ничего плохого, это лишь свидетельство того, что между вами и ребенком существует тесная связь.

Как общаться с ребенком в период адаптации

Как облегчить  ребенку адаптацию в детском саду

1.Настраивайте ребенка на позитивный лад. Первое время забирайте ребенка домой пораньше, создайте спокойный, благоприятный для ребенка климат в семье.

2.Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите посещение многолюдных мероприятий и мест, сократите просмотр телепередач.

3.Дома поиграйте в детский сад. Роль ребенка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре ребенок покажет, с какими проблемами сталкивается в детском саду, а вы сможете предложить пути решения.

Что делать если ребенок не хочет ложиться спать

1.Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает). Переключайте ребенка на спокойные игры (совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

Во время вечернего туалета дайте ребенку поиграть с водой.

2.Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж. Расскажите ребенку, как вы его любите. Если у вас двое детей посещают детский сад, не забудьте, что это все нужно сказать и сделать обоим детям.

1.Научитесь прощаться с ребенком быстро, давая понять ему, что вы уверены в нем и его умении справиться с собой. Не затягивайте процесс расставания, ребенок почувствует ваше беспокойство за него.

2.Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.

3.Не обещайте покупать ребенку игрушки за согласие остаться в детском саду. Четко дайте ребенку понять, что в сад ему придется ходить. Если вы хоть раз ребенку уступите, то в дальнейшем вам будет гораздо сложнее справиться  с его слезами и капризами.

4.Привлеките воспитателя, вам нужен человек, который радушно бы встретил вашего ребенка. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

5.После детского сада погуляйте с ребенком в парке, или на детской площадке.

Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания (воздушный поцелуй, обнимание, поглаживание). Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду ( режимные моменты, новые занятия, друзья).

Не проявляйте беспокойство.

6.Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

7.Читайте ребенку сказки, пойте песенки, это лучше всего формирует у ребенка способность к чистому речевому произношению.

Надеюсь, что общие рекомендации по периоду адаптации помогут вам.
С пожеланиями успехов и хорошего посещения в детском саду!
Педагог – психолог: Вихрова Татьяна Владимировна
Часы консультаций:
Среда 16:00 – 18:00
Пятница 16:00 – 18:00

Обновлено 02.04.2013 12:52
 

 
© CopyRight Официальный сайт МАДОУ № 50 г.Томск, 2012, создание сайта: «Меридиан»