Микроклимат в группе- важная составляющая пребывания ребенка в детском саду. Одной из главных его составляющих, является гармонизация детских межличностных отношений. Иными словами, каждому ребенку должно быть комфортно как в саду в целом, так и при общении со сверстниками. На этом фоне очень остро встает проблема социально- отвергаемых детей. Существуют три основных группы причин подобного явления: Внутрисемейные обстоятельства, личностные особенности самого ребенка и способы его общения с коллективом, отношение к нему окружающих. Но какова бы ни была причина отвержения, задача педагога не проигнорировать подобную ситуацию в группе, а приложить все возможные усилия для того, чтобы ее искоренить.
Вот несколько методических рекомендаций, для создания психологически грамотного поведения воспитателя в группе с социально- отвергаемым ребенком.
Главная задача для педагога- создание социально- отвергаемым детям комфортных условий для нахождения в группе. В связи с этим можно выделить три основных направления, для работы педагога.
1. Действия, направленные на выявления причин отвержения, и их устранение
- Выявление возможных причин отвержения в поступках и внешности самого ребенка и работа направленная, на их устранение.
- Выявление инициаторов отвержения или активного неприятия ребенка, и работа, направленная на улучшение отношений между этими детьми
- Наблюдением и анализ своего собственного поведения, и поведения своих коллег, с целью выявления действий, которые могут способствовать отвержению детей и работа, направленная на исправление поведения
2. Действия, направленные на повышение социального статуса ребенка
- Пресекать любое проявление негативного поведения (насмешки, агрессию, укоры и т.д.)по отношению к отвергаемому ребенку со стороны остальных детей, но не настаивать на принудительном дружелюбии, чтобы не вызвать дополнительной негативной реакции
- Выявление сильных сторон ребенка, и создание условий для активного проявления ребенка в выделенных областях
- Не порицать ребенка за проступки прилюдно, чтобы не вызвать еще большей агрессии
- Отмечать успехи ребенка перед остальными
- Давать «важные поручения» (посильные для ребенка), выполнение которых смогут оценить другие дети
- Привлечь к решению проблемы «лидеров» группы. Положительное общение лидеров с отвергаемыми детьми поспособствуют побуждению к общению у остальных детей
- Почаще заниматься совместной командной деятельностью, в которой стираются границы личного пространства и в все участники заняты групповой задачей.
Но!!! Избегать соревнований, иначе проигравшая команда обязательно обвинит в проигрыше отвергаемого ребенка
3. Действия, направленные на улучшение эмоционального состояния ребенка
- Важно создать единую систему требований дома и в детском саду
- Учитывать индивидуальные способности ребенка и не давать ему непосильных задач, иначе «провал» задания существенно снизит «шаткую» самооценку
- Проявляйте терпение и выдержку
- Покажите, что вы доверяете ребенку, и цените его присутствие
- Старайтесь избегать разделения на пары или тройки, а если разделения не избежать с самого начала, еще до того, как сформировались союзы назначьте ребенку пару.
- Помните, что даже случайное разовое обращение к такому ребенку по фамилии, или неудачное сравнение может сильно «ударить» по самооценке