Слово «ИГРА», играть в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном –«игра с огнём» - и чего то необычного-«игра с огнём»- или случайного – «игра судьбы». У древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом  то, что у нас теперь называется «передаваться ребячеству».

Голландский биолог и психолог Ф.Бойтендайк среди признаков игры находит движение «туда и сюда», спонтанность, и свободу, радость и забаву.

Подвижные игры относятся к играм с правилами. Дошкольники с большим удовольствием играют в них. Их привлекают общение с другими детьми и воспитателем, возможность подвигаться, эмоциональная насыщенность этих игр.

Игры с правилами, к которым относятся и подвижные игры, возникают на более позднем этапе развития детских игр. А именно в том возрасте, когда появляется сюжетно-ролевая игра,  т.е. на 3 году жизни.

При сравнении деятельности детей в сюжетно-ролевых играх и сюжетных подвижных играх обнаруживается их  разная направленность. В сюжетно-ролевых играх основные усилия ребёнка направлены на развёртывание содержания. Чем  больше у ребёнка знаний и умений, тем содержательней игра. В подвижных играх содержание определено, оно даётся в готовом виде. Основной целью деятельности детей в них является решение двигательной задачи.

Суть подвижной игры заключается в выполнении разнообразных движений в разнообразных ситуациях. Творчество в таких играх направлено на  поиск эффективных путей для решения поставленных задач. Ребёнок должен выбрать двигательное действие ил  способ его выполнения, который позволит успешно решить двигательную задачу за наименьшее время. Причём средство и способ достижения положительного результата в одной и  той же игре не остаётся постоянным, они согласуются со складывающейся обстановкой.

Роли в подвижных играх сопутствуют. Правила игры чётко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила игры определяют время выполнения двигательных действий и требования к точности и быстроте.

Стремление к результату – одна из характерных особенностей подвижных игр.

Игра, как основной вид детской деятельности, таит в себе большие воспитательные возможности, поэтому особый интерес представляет рассмотрение вопросов, связанных с воспитанием в подвижных играх личности ребёнка. Воспитание самостоятельности, инициативности, взаимопомощи, чувства дружбы, чуткого отношения к товарищам, развитие организаторских способностей, умений и навыков самоорганизации значительно расширяет границы применения подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Подвижная игра с правилами – сознательная активная деятельность детей, направленная на достижение поставленной в игре цели, посредством точного и своевременного выполнения детьми игровых заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игра содержит огромные возможности. Она, по определению П.Ф.Лесгафта, является  упражнением, готовящим ребёнка к жизни, и оказывает сильное  воздействие на его всестороннее развитие.

В дошкольном возрасте, по мнению Д.В.Менджерицкой, наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний.

Подвижная игра требует от ребёнка активности и творческой инициативы, так как она никогда не состоит из автоматической деятельности. Таким образом, подвижная игра является одним из основных условий формирования творческого мышления ребёнка.

Анализируя суть игровой деятельности детей, известный психолог Л.С.Выготский пришёл к выводу, что первичный формой детского творчества является, творчество  синкретическое, т.е. такое, в котором отдельные виды искусства ещё не расчленены и не специализированны. Игра ребёнка является подготовительной ступенью его   художественного творчества.

«Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его  собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений» - К.Д.Ушинский.

Подвижная игра – это самая привлекательная деятельность для детей, что в игре ребёнок испытывает внутреннее ощущёние свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической деятельности даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой подвижной игры – действием в воображаемой, условной ситуации.

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, ребёнок осваивает правила это взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками приобретает опят взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с товарищами.

В детском саду существуют принципы организации подвижной игры:

  1. Для того, что бы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. В совместной игре с детьми педагог должен занять позицию «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал бы себя вне оценок: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребёнок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра. Такая позиция взрослого – гарантия возникновения  у ребёнка побуждения к любой игре.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного  детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать  игру особым образом, так что бы детьми сразу «открывался» и усваивал новый наиболее сложный способ её построения. Что бы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому  быть им понятным.
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации:

  1. формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;
  2. формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

«На палочке далеко не уедешь» - гласит народная мудрость. Но оседлавшему палочку ребёнку вовсе не «уехать» или «доехать», а именно «ехать». «Ехать» для ребёнка – это  значит не просто использовать палочку как лошадку. Это значит в воображении поставить себя на место того, кто едет, принять игровую роль наездника.

Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение – теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребёнке, а именно – начала творческого. Среди ведущих функций воображения выделяется умение «видеть целое раньше частей». Этот особый  способ мировидения характерен и для детей дошкольного возраста. Он проявляется и в способности смотреть на мир «глазами другого человека», в игре – всего человеческого рода, а значит – видеть мир по-настоящему целостно.

Таким образом, подвижная игра является средством всестороннего развития личности ребёнка. Она способствует формированию таких личных качеств как: сопереживание, умение играть со сверстниками, подчиняться общим правилам для всех; так же формируются такие психические процессы: воображение, внимание, развивается память, мышление.

В подвижной игре ребёнку проще научиться какому-то двигательному навыку, поэтому необходимо чаще использовать подвижные игры в режиме дня. Так же необходимо отметить, что подвижные игры являются очень сильным «рычагом» положительных эмоций. В этих играх, как в ни каких других намного проще создать ситуацию эмоционального комфорта для всех детей.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 94 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.