Коновалова О.В., старший воспитатель МБДОУ № 62

В ежедневном распорядке дня утренний сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…

В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения.

Утренний сбор может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех и про каждого. Затем следует обмен впечатлениями, новостями. Через несколько минут можно начинать информационную часть –беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей. В ходе этой части педагог может увидеть, что из предложенного материала заинтересовало детей, а что нет; появились ли у детей вопросы и желание искать на них ответы.

Организация и стиль проведения утреннего сбора не должны походить на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации.

Как правило, утренний сбор состоит из следующих этапов:

  • Приветствие.
  • Работа с календарем.
  • Новости.
  • Тема.
  • Выбор деятельности.

Приветствие.

Цель этого этапа – создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым. Этот блок призван решать задачи преимущественно эмоционального и социального развития. Задача педагога – задать детям «правильный» эмоциональный настрой на весь день.

Формы приветствия:

  • «Ладошки» (дети касаются друг друга ладошками и говорят ласковые слова – комплименты).
  • «Солнечный лучик» (дети передают в ладошках, сложенных ковшичком, хорошее настроение).
  • «Паучок» (воображаемый паучок, живущий в группе, здоровается с детьми, переходя из одних ладошек в другие).
  • Речевки (с именами детей группы), сопровождаемые прохлопыванием ритма и движениями.

Работа с календарем.

В блоке дети выясняют, сколько детей присутствует на утреннем сборе, сколько девочек и мальчиков, определяют число и месяц, день недели.

В зависимости от поставленных педагогом задач и темы, которая проходит в группе, этот блок может быть небольшим (дежурный по утреннему сбору «докладывает» всем, сколько детей присутствует, какой сегодня день недели, число и месяц); но может быть и развернутым. Здесь могут решаться задачи когнитивного (в том числе и экологического, математического направления), речевого, социального развития.

Как и что можно считать:

  • Считаем детей на сборе, сколько мальчиков и девочек. Сравниваем, кого больше, меньше; записываем неравенство. Как сделать, чтобы детей стало поровну?
  • Считаем детей парами; скольким детям не хватило пары; делаем выводы.
  • Считаем сколько рук, ног у всех детей.
  • Считаем детей по одежде. Составляем таблицу. Сравниваем полученные данные.

В брюках

В шортах

В платье

В юбке

В сарафане

 

11

4

2

3

1

  • Думаем, как поделить два яблока на всех детей.
  • Считаем детей по возрасту: сколько пяти и шестилетних детей.
  • Счет двойками, тройками. Сколько детей осталось?
  • Составляем график посещения детей:

10 сентября – 18 детей;

11 сентября – 17 детей;

12 сентября – 17 детей.

Кто поставит знаки неравенства: 18…17…17?

Для работы с календарем мы используем следующие приемы:

  • Наблюдения за явлениями погоды и составление графика погоды (работа с условными обозначениями:*** – снег, – солнечно, °°° – дождь, – облачно.
  • Считаем сколько дней осталось до Нового года, до 8 Марта, до дня рождения Вани.
  • Работа с использованием моделей года, недели, суток, дня.

Процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста нередко сопровождается определенными трудностями. Это связано с тем, что одной из характеристик времени, как объективной реальности, данной нам в ощущениях, является отсутствие наглядных форм, а дошкольникам в силу их наглядно-действенного

мышления наглядность необходима. Можно использовать различные плоскостные и объемные модели в работе на утреннем сборе. Объемные модели имеют свои преимущества в том, что позволяют не только сформировать понятия о временах года, о различных временных отрезках, но и их сменяемости, с непрерывностью и текучестью времени.

Новости.

Этот блок является важной частью утреннего сбора, в котором можно решать задачи любого аспекта развития. Здесь ребенку предоставляется возможность рассказать о том, что его заинтересовало, что интересного он узнал, увидел. Ребенок в свободной обстановке, на интересном для него материале учится строить высказывания. Рассказывание новостей таит в себе большие возможности для развития монологической и диалогической речи, умения составлять рассказ по схеме (заранее нарисованные условные знаки; ориентируясь по ним, ребенок составляет высказывание).

А, с другой стороны, в блоке новостей дети учатся внимательно слушать собеседника, учатся правильно и вежливо задавать вопросы, выстраивать диалог.

В эту деятельность нужно обязательно вовлечь всех детей, сделав так, чтобы выступающий ребенок говорил, обращаясь не лично к воспитателю, но ко всей группе. Приглашайте других ребят задавать вопросы рассказчику.

Лучше, если дети делятся своим опытом, т.е. «собой», а не вещами – это способствует развитию способности к анализу и обобщению, делает межличностное общение более глубоким и значимым.

Приемы работы с новостями:

Регламент говорящих:
– рассказывают только 2–3 человека;
– можно определить принцип, по которому выбираются говорящие (жребий, считалка, «предварительная запись» – дети, если они хотят рассказать новость, зарисовывают ее на доске перед утренним сбором);
– дети рассказывают новости по желанию, однако не стоит предоставлять это право одним и тем же детям.
Форма представления новостей:
– говорит ребенок, взрослый зарисовывает;
– говорит ребенок, опираясь на заранее «нарисованную» новость;
– один ребенок говорит, а другой зарисовывает. Потом меняются ролями.
Новости на заданную тему. Этот прием можно использовать, если желающих рассказать очень много:
– вкусная тема; – новости о животных;
– тема здоровья; – мировые новости;
– театральные новости; – анекдот;
– «барахольная» новость; – мои игрушки;
– что мне снилось; – открытие, изобретение;
– семейные новости; – фантастическая новость;
– праздничные новости;
– новость, которая всех развеселит;
– что я видел интересного утром.

Тема.

В этом блоке утреннего сбора проходит работа по теме.

Содержание блока планируется педагогом заранее. Очень важно продумать такие виды деятельности, которые не были бы для ребят ни слишком простыми, ни слишком сложными; такие, которые бы интересовали всех детей.

В этом блоке педагогом решаются задачи интеллектуального и речевого развития детей. Очень важно помнить, что задача педагога не в том, чтобы дать детям сумму знаний, но помочь детям научиться думать – сравнивать и анализировать, определять последовательности и противоположности, решать проблемные ситуации и делать выводы – оперировать имеющимися у ребенка знаниями.

Продумайте вопросы, которые вы зададите детям. Используйте их как возможные темы для обсуждения. Не стоит задавать вопросы с заранее известным ответом, постарайтесь удержаться и не подсказывать детям готовых ответов.

Будьте памятью детей. Время от времени резюмируйте то, что было сказано, называя детей по именам. Это поможет им осознать, что вы их внимательно слушаете, и что их идеи не проходят мимо вас.

Использование разнообразных приемов и методов активного обучения позволяет детям быть активными участниками и делает процесс обучения увлекательным и эффективным.

Метод «мозгового штурма». Ключевые вопросы и фразы могут звучать следующим образом: «Назовите все возможные способы передвижения человека по Земле», «Назовите все необходимые вещи, которые бы вы взяли с собой в путешествие на другую планету».

Очень важно помнить, что при этом принимаются любые ответы.

Следует быть готовым к тому, что дети иногда предлагают обескураживающие ответы. В таких случаях можно сказать так: «Это интересная мысль, но я не знаю, как она может решить проблему?» Важно набросать как можно больше идей.

После завершения «мозгового штурма» взрослый может предложить свою помощь в выработке критериев для оценки выдвинутых предложений. Например, «в космическое путешествие вы можете взять не более 10 вещей» или «космический корабль не сможет вместить громоздкие и тяжелые вещи».

Использование этого метода позволяет обнаружить у детей область знаний о чем_либо, и в дальнейшем преподносить им новый материал с опорой на уже имеющиеся знания. Важно помнить о «зоне ближайшего развития», и не бояться подкидывать детям задания «на вырост», активизируя их познавательный интерес.

«Хорошо – плохо». Эту игру разработали преподаватели ТРИЗ. Она имеет несколько вариантов, различающихся по сложности, по последовательности предлагаемых для анализа явлений и объектов, по их социально-_психологическим особенностям.

Вариант 1. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим предлагается назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «хорошо», а что «плохо», что нравится, а что не нравится, что удобно и неудобно.

Тема «Дом».

Пример: настольная лампа.

  • Хорошо, что красивая. Плохо – неустойчивая.
  • Хорошо, что стеклянная: от нее много света. Плохо – легко может разбиться.
  • Удобно, что можно поставить на стол. Неудобно, что нельзя повесить на стену.

Вариант 2. Может случиться, что предлагаемый ребенку объект, вызывает у него стойкие положительные или отрицательные эмоции.

Это, в свою очередь, приводит к однозначной оценке: «конфета» –хорошо, «лекарство» – плохо. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую –хорошую или плохую – сторону объекта.

Пример: делать уколы.

  • Плохо, потому что больно. Хорошо – быстрее вылечишься.
  • Не нравится – страшно, но зато потом мама говорит, что я смелый.
  • Не люблю, потому что иголка острая и больно колется, зато потом мама меня целует и читает сказки.

Даже при первом знакомстве с игрой «Хорошо – плохо» можно сделать вывод, что она помогает развивать речь ребенка, фантазию, учит рассуждать.

Выбор деятельности.

Завершающим аккордом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.

Очень важно грамотно спланировать деятельность в центрах активности, создать условия для самостоятельных и совместных занятий детей. Немаловажную роль в этом вопросе играет создание развивающей среды в группе. Развивающая среда должна отвечать интересам и возрасту детей, соответствовать теме, быть доступной и разнообразной.

В конце утреннего сбора педагог рассказывает о той конкретной деятельности, которая запланирована на сегодняшний день. Он может показать новые игры, которые появились в центре, новые схемы или образцы для работы в центрах искусства, науки и природы или рукоделия, заготовки для создания книг или макетов и т.д.

Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель обязательно должен помочь детям сделать выбор и определить вид деятельности. При этом важно нескольким детям индивидуально задать вопросы: «Почему именно этот центр активности он выбирает? Что именно он хочет там делать и с кем? Нужна ли ему помощь? Что он хотел бы получить в результате? (узнать, научиться и т.д.)».

Обсуждение этих вопросов с детьми даст основание подвести итоги дня на вечернем сборе, понять, что получилось, что узнали нового, спланировать следующий день, обговорить «домашнее задание».

Литература: методическое пособие «Шаг в будущее», г.Новосибирск.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 335 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.