- по темпераменту ребёнок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Нарушения эмоционально – волевой сферы:
- неумение ребёнка управлять своим поведением;
- недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения общения.
Неблагополучная семейная обстановка:
- отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
- нет единства требований к ребёнку;
- ребёнку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
- физические (особенно жестокие) наказания;
- асоциальное поведение родителей;
- плохие жилищно – бытовые условия, материальные затруднения;
Трудности общения.
Советы родителям
- Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребёнку личный (положительный) пример.
- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
- Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
- Давайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
- Направьте его энергию в положительное русло, например в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.
- Предъявляя ребёнку требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
- Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
- Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.
- На проявление агрессии устанавливайте жестокий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребёнка своеобразным «развлечением».
- Научите ребёнка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
- Никогда не заставляйте ребёнка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»
- Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребёнок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
- Если у ребёнка есть потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч в стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
- Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановите занесённую для удара руку, окрикните ребёнка.
- Учите ребёнка выражать свои эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе научите ребёнка переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребёнка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Стратегии коррекции агрессивного поведения у детей
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
- помогите ребёнку выразить негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
- учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
- учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
- учите ребёнка выражать словами, а не физической агрессией;
- стремитесь использовать чувство юмора, объяснить ребёнку, склонному к агрессии: «Если кто – то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Стратегия на переключение состояния: стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:
- у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидных;
- у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.