Музыкальный руководитель: Леонова Н.А.
В современной психологии существует отдельное направление – Музыкотерапия. Она представляет с собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
И так, как видите, влияние музыки на организм очень хорошо воздействует. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка.
Гармоническая музыка способна сосредотачивать внимание детей и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее пребывает молоко. Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.
Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?
В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен « Мазурка» и « Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн « Мелодии».
Как уменьшить нервное возбуждение?
Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах « Кантата 2», Бетховен « Лунная соната» и « Симфония ля – минор».
Хотите спокойствия?
Расслабляющим действиям обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен « Симфония 6» - часть 2, Брамс « Колыбельная», Шуберт « Аве Мария» , Шопен « Ноктюрн соль – минор», Дебюсси» Свет луны».
Как избавиться от напряженности?
Включите Баха « Концерт ре – минор для скрипки» и « Кантата 21» , Бартона « Соната для фортепиано» и « Квартет 5», Брукнера 2 « Месса ля – минор». Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка.
Для уменьшения агрессивности, непослушания.
Подойдет опять же классика: Бах « Итальянский концерт», Гайдн « Симфония».
А чтобы чадо заснуло и видело хорошие сны.
Можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Как слушать?
Продолжительность - 15- 30 минут.
Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном. Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем – серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела. А еще лучше занимайтесь чем – нибудь приятным.
Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, « именно классическая музыка влияет « базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном « домашнем» применении.
Как долго? Внимание ребёнка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами - в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния.
Как? Заранее приготовьте магнитофон и кассету, диск. Найдите пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо, и чтобы во время звучания музыки в комнату не входили. Пригласите ребёнка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.
Когда? Выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня (когда ребёнок не увлечен игрой, не возбуждён приходом кого - либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего - после завтрака или дневного сна.
Доверяйте ребёнку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка - самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям.
Ребёнок СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ и ХОЧЕТ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ!
Музыкальные произведения для слушания дома:
- П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
- Ж. Рамо «Курица»
- П. Чайковский « Марш из балета «Щелкунчик»
- Д. Шостакович «Вальс- шутка
- Г. Свиридов « Музыкальный момент», «Весна»