Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ

Наблюдение показывают:  речь детей, как правило, бедна и не выразительна. Однако, мы знаем полноценное развитие ребенка не возможно без воспитания у него правильной речи. Правильная речь помогает в общении дошкольников со сверстниками и взрослыми, создает благоприятные условия для обучения письму и чтению, положительно влияет на развитие его психики.

Коррекционно-педагогическая работа с такими детьми проводиться в детском саду в форме индивидуальных, подгрупповых  и фронтальных занятий. Успешными являются различные варианты организации занятий с использованием логопедических игр: литературных или придуманных персонажей; сказочных сюжетов; воображаемых  путешествий, поездок; настольно-печатных игр; игр-драматизаций;  элементов речедвигательной ритмики. Темы и сюжеты занятий планирует учитель-логопед с учетом интересов детей.

Учитывая тот факт, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, мы взрослые, должны уметь заинтересовать малыша. Как это сделать?

На самом деле секрет успеха прост – нужно всего лишь уметь играть, причем увлеченно не «понарошку» и также самозабвенно, как это делают дети.

Наиболее продуктивным для коррекции и формирования речи считается проведение логопедическим досугом, как итоговых занятий.

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащают новыми эмоциями, учат выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученный навык.

Одними из видов логопедических досугов является театральная игра.

Под театральной игрой мы понимаем игры с элементами театрализации либо музыкально-художественные представления (игры-драматизации, игры с настольным театром, игры с марионетками, спектакли с сюжетом и распределением ролей). Существует еще одна категория театральных игр, в которых доминирующим средством является пластические движения. Подобные игры называются пантомимическими  играми-импровизациями. Эти игры развивают у детей воображение, художественную и творческую самостоятельность, служат для обогащения выразительных средств общения – пластики, мимики, жестов.

Театральные игры.

1. Игра – знакомство.

Участники игры стоят в кругу. Начиная с ведущего (воспитателя) каждый называет свое имя и сказочного героя, с которым он себя ассоциирует, дополняя свое выступление определенным движением и позой.

2. «Покажи чувства язычком».

Ведущий просит детей поиграть с язычком: высунуть его, показать всем, как язычок

радуется, злиться, боится.

3. «Покажи чувства руками».

Ведущий предлагает детей представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. д. Затем, дети, глядя на ведущего (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по коленям, радуются, толкаются, злятся друг на друга, сжимаются в комочки и дрожат от страха.

4. «Потренируй эмоции».

Попросите ребенка нахмуриться так, как:

- осенняя тучка;
- злая волшебница.
Улыбнитесь, как:
- кот на солнышке;
- само солнышко;
- хитрая лиса;
- будто ты увидел чудо.
Позлись, как:
- Карабас  Барабас;
- два барана на мосту.
Испугайся, как:
- зайчик, увидевший волка;
- котенок, на которого лает собака;
- воробей в лапах кошки.
Устань, как:
- папа после работы;
- муравей, притащивший большую муху.
Отдохни, как:
- уставший богатырь после победы;
- ребенок, который много трудился, помогая маме.
5. «Зеркало».

Дети встают в две ровные шеренги лицом друг к другу, делятся на пары. Воспитатель объявляет: левая шеренга – «зеркало», правая – люди, которые в него смотрятся. Правая шеренга по хлопку воспитателя начинает действовать: это могут быть самые разнообразные движения – рассматривать глаза, причесывать волосы, делать рожицы, изображать из себя птиц и животных и пр. Левая шеренга («зеркало») должна сразу повторять те движения, которые сделал человек, стоящий перед  «зеркалом».

6. Пластическая композиция «Цветок». («Утро» Э. Грига)

  • «зернышко»;
  • рождение цветка;
  • полет бабочки;
  • червячки;
  • птички летают;
  • трава колышется;
  • пчелы летают;
  • встает солнце (кульминация);

7. «По тропинке идем». («В Авиньоне на мосту», французская народная песня.)

Дети под музыку двигаются по кругу, поют.

По тропинке идем и танцуем, и танцуем,

По тропинке идем и танцуем и поем.

Зайчики танцуют так…(танец зайчиков).

По тропинке идем и танцуем, и танцуем,

По тропинке идем и танцуем и поем.

Лисонька танцует так…(танец лисички).

По тропинке идем и танцуем, и танцуем,

По тропинке идем и танцуем и поем.

Серый волк танцует так…(танец волка).

По тропинке идем и танцуем, и танцуем,

По тропинке идем и танцуем и поем.

Белочка танцует так…(танец белочки).

По тропинке идем и танцуем, и танцуем,

По тропинке идем и танцуем и поем.

Мишенька танцует так…(танец медведя).

По тропинке идем и танцуем, и танцуем,

По тропинке идем и танцуем и поем.

В песенке могут танцевать не только животные, но и птицы, насекомые, сказочные герои, мальчики, девочки и т. д.

8. «Сороконожка».

Все дети идут по комнате друг за другом. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивая через «рвы», выполняет самые разнообразные действия и движения, а остальные повторяют его движения. По команде организатора игры, ведущий уходит в хвост, а второй становится новым ведущим.

9. «Великаны и гномы».

Группа детей делится на «великанов» и «гномов». Игра строится аналогично игре «Твердые и мягкие». Движения «великанов» крупные, размашистые, а движения «гномов» больше напоминают движения игрушек. В конце музыки будут звучать одновременно две темы («великанов» и «гномов»). Надо подсказать детям, чтобы они двигались все вместе, соблюдая свои характерные движения. Можно предложить детям игровое задание: «гномам» повторять все движения «великанов». В свою очередь, «великанам» можно дать творческое задание отразить в своих движениях определенные действия (идти, перешагивая горы, леса, реки; посадить цветы, очистить дорогу от больших камней и т. д.).

10. «Твердые и мягкие».

Группа детей делится на «твердые» и «мягкие». Обычно мальчики стремятся стать «твердыми», а девочки – «мягкими». Звучит музыка, характер которой постоянно меняется. Дети стараются в своих движениях отразить эти изменения. Если звучит решительная музыка, так же решительно начинают двигаться «твердые». Если звучит музыка нежная по характеру, то начинают двигаться «мягкие». Пока двигается одна группа детей (например, «мягкие»), то другая стоит. Очень полезно менять «твердых» и «мягких» детей. Эта игра универсальна по своим возможностям. Ведь в роли «твердых» и «мягких» могут выступать разные сказочные герои («принцессы» и «рыцари»), животные («медведи» и «лисички»), насекомые («бабочки» и «пауки»), космические роботы («твердые» и «мягкие»), природные явления («снежинки» и «сосульки»).

11. «Фотограф».

Воспитатель выбирает ребенка – «фотографа», который приходит на «полянку» (середину зала) фотографировать животных, птиц, сказочных существ.  Дети двигаются в соответствии с задуманным образом. По сигналу воспитателя (любой музыкальный инструмент) дети останавливаются, замирают в различных позах.

«Фотограф» обходит детей, «фотографируя» пальцами и издавая при этом характерный сигнал: «Мяу!» («гав», «чик – чирик», «му», «хрю – хрю»).

12. «Путешествуем на паровозе».

Дети становятся друг за другом «паровозиком». Ребенок, стоящий впереди, ведет «паровоз», останавливает его по сигналу воспитателя и называет «полянку», на которую все прибыли. Названия он придумывает сам: «поляна белочек», «поляна зайчиков», «поляна птиц», «поляна сказочных гномов» и т. д. Воспитатель говорит:

«Поезд отправляется!».  Дети строятся «паровозиком», ведущий уходит в конец цепочки. Игра повторяется.

13. «Игрушечный магазин».

Ведущий выбирает несколько детей, «превращает» их в разные «игрушки»: машину, куклу, мячик, коляску и т. п. (при этом он шепчет на ушко каждому ребенку, в какую «игрушку» он «превращается»). Ребята изображают их, а остальные дети угадывают, во что они «превратились». На следующем этапе игры можно предложить детям самим придумать, во что «превратиться». На заключительном этапе можно предложить детям поиграть с «игрушками», выполнить с ними какие-нибудь  действия (погладить куклу, покатать машину).

14. «Цирк».

Ведущий изображает дрессировщика, а дети – дрессированных собачек, тигров, голубей.

Животные и птицы не всегда слушаются дрессировщика, но он заставляет их делать это.

Потом дети меняются ролями.

Еще один вид досуга физкультурно-речевой досуг. Он позволяет детям совершенствовать навыки не только моторного развития, но и произношения. Они разучивают стихи ко Дню защитника Отечества, участвуют в эстафетах, произносят несложные заклички.

Эстафета «Собери словечко»

Рядом со стартовой чертой приготовлены слоги. Нужно добежать до магнитной доски и  прикрепить их . Выигрывает команда, первая собравшая слово.

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения  и развития фонематического процесса.

  • Игра. «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».
  • Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
  • Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».
  • Игра «Стучалочка».
  • Игра «Разноцветные мячи».
  • Игра «Мяч передовая – слово называй».

Игры с мячом, направленные на обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа .

  • Игра «Логопеду мяч бросай и животных называй».

«Логопеду мяч бросай четко фрукты называй».

«Логопеду мяч бросай транспорт быстро называй».

  • Игра «Скажи ласково», «один- много»
  • Игра «Чей дом?».
  • Игра «Вчера, сегодня, завтра».

То, что было, то , что будет,

Каждый помнит- не забудет.

  • Игра «Утро, день, вечер, ночь».

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал расскажи.

  • Игра «Лови, бросай, дни называй».

В календарь не зря глядели –

Все мы помним дни недели.

  • Игра «Месяцы»

Месяц к месяцу встает –

Каждый всех их назовет.

  • Игра «Что зачем?»

Что зачем у нас идет

Каждый год и круглый год?

  • Игра «Кто кем был?»

Мы, конечно, не забыли,

Кем еще вчера мы были.

  • Игра «Семья»

Музыкально-речевой досуг.

В подготовке досуга участвуют разные специалисты. Учителя-логопеды вместе с воспитателями, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности и родитель. Подбираются хореографические элементы, разучиваются с детьми движения, а также песни и стихи. Некоторые музыкальные номера разучиваются на индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем. Необходимое наглядное оформление для проведения досуга ( афиши, декорации, костюмы, атрибуты) изготавливаются педагогами и родителями.

В нашем детском саду традиционно проходят такие музыкальные досуги.

  • «Праздник урожая»
  • «Золотая осень»
  • «Новогодний утренник»
  • «Восьмое марта»
  • «Каляда»
  • «Масленица»
  • «Прилет птиц»

Еще один важный этап в логопедическом досуге – это участие родителей.

К участию в досуговых мероприятиях педагоги привлекают родителей. Необходимо вызвать у них интерес, помочь лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развитие его речи.

Как показывает практика, эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители ответственно и грамотно  выполняют рекомендации учителя-логопеда и участвуют в развитии речи ребенка.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

  • Присутствие родителей на досуговых мероприятиях.

Это дает им возможность оценить речевые особенности своего ребенка.

  • Участие родителей в подготовке досуговых мероприятий.

С учетом возможностей детей учитель-логопед подбирает стихи и слова. Тексты проговариваются на индивидуальных занятиях с логопедом и воспитателем, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов. Эта работа эмоционально сближает детей и родителей, что способствует речевому развитию ребенка.

  • Непосредственное участие родителей в досуговой деятельности.

Участвуя в досуге они эмоционально поддерживают речевую деятельность ребенка. Помогают ему участвовать в играх, делятся своим речевым опытом.

Сказка, придуманная с мамой

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Коллаж из сказок (книжка упала страницы перепутались, что получилось)
  • Сказки от стихов, от загадок, от считалок (Зайка, Таня)
  • Сказки из мусора ( лоскутки, обрезки бумаги, кусочки пластилина)
  • Кляксография (сказки из размывов)
  • Сказки о чудовищах ( как выглядят, как ходят, как улыбаются)
  • Сказка продолжается, когда сказка кончается.
  • Перевирание сказок ( желтая шапочка)
  • Сказка по новому ( ленивая крошечка Ховрошечка)
  • Семейные сказки ( сказка пробабушки)
  • Сказка про себя.

Закончить хотелось бы словами В.А.Сухомлинского.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»

cnt.sputnik.ru