Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Развитие мелкой моторики у детей с OBЗ через ручной труд

 

Е. В. Золотухина, воспитатель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 компенсирующего вида.

г. Томск, Томская область.

И взрослые, и дети любят, когда результат работы можно сразу увидеть и ощутить его. Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют на песке, на снегу, на замерзшем окне, рисуют и карандашами и красками, мелом и многими другими инструментами. Я стараюсь научить рисовать их нитью.

Почему меня заинтересовала эта техника? Во-первых, использование новых интересных техник изображения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Во-вторых, зная, особенности наших детей, которые имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы, позволяет эти недостатки корригировать.

Впервые начав пробовать эту работу, боялась, что детям будет сложно, не интересно, но ошиблась. На первых же занятиях дети проявили большой интерес, увлеклись этой деятельностью. А после некоторого перерыва, сами начали просить продолжить эти занятия.

Работа в техниках вышивки (на основе шва «вперёд иголка») и изонити развивает у детей с ОВЗ наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивает творческий потенциал ребенка. Так же повышается самооценка ребенка, ведь когда взрослые видят готовые работы они всегда приходят в удивление, восторг, что такой маленький ребенок делает своими руками такие красивые и оригинальные поделки.

В ходе работы  детям приходится запоминать план действий, приемы и способы натяжения нитей, что совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.  Такая работа расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части.

Вышивка и изонить требуют ловких действий, следовательно, способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, оттачивается точность. Дети учатся  соблюдать последовательность выполнения стежков. Деятельность по вышивке и изоните способствует формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка.

Изготовление поделок организовано как подгрупповая работа по ручному труду. Количество одновременно занимающихся детей – 5-7 человек. Методика проведения занятий достаточно традиционна. Занятие по вышивке и изонити строится из нескольких этапов.  Детям предлагаются темы от простого к сложному, поэтому на первых занятиях, познакомив с правилами техники безопасности, целесообразно научить детей выполнять простые стежки, заполнять простые геометрические фигуры и только потом переходить к изображениям предметов. Этот принцип действителен и для техники вышивания швом «вперед иголка» и для техники изонить.

Приступая к изготовлению поделки, дети под руководством взрослого проводят исследовательскую работу: рассматривают предложенный образец, выстраивают план действий (что будут делать сначала, а что потом), подбирают картон, цветные нитки, реализуют задуманное,  сверяют результат с образцом.

Прежде чем приступить к работе, необходимо заинтересовать детей, вовлечь их в процесс деятельности. Для этого, в начале занятия я провожу игры на развитие общей моторики и пальчиковую  гимнастику для развития мелкой моторики.

Темы работ я стараюсь соотносить с лексическими темами календарного плана. Для каждой поделки подбираю литературный материал: небольшие стихотворения, загадки, физминутки, чистоговорки. В процессе работы повторяю сама и стимулирую детей к повторению речевого материала.

Когда дети овладевают,  первичными основными навыками стараюсь усложнять виды поделок. Например: в период овладения навыками вышивания дети вышивают только контур предмета, в дальнейших работах предлагаю им заполнять стежками внутренние части или детали предметов. Через 3-4 месяца с начала работы предлагаю детям вводить для украшения отдельных деталей поделки бисер. Это вносит элемент новизны в работу и заставляет детей овладевать новыми навыками. За счет добавления в поделку бисера, она становится ярче, интереснее, выразительнее.

По окончании занятия все поделки убираются в индивидуальные папки-альбомы (за исключением открыток к праздникам: новый год, 23 февраля, 8 марта, и др.), которые дети любят рассматривать и показывать своим близким. На основе этой папки можно отследить и уровень развития и овладения данным мастерством – от простых, обучающих поделок, до более сложных.

На первый взгляд дети с ОВЗ внешне не сильно отличаются от детей с нормой в развитии. Но на практике эти отличия очень заметны.

У детей с  ОВЗ  нарушено в первую очередь внимание: они невнимательны, отвлекаются на малейший раздражитель (чьё то движение, картинка на доске, слова соседа), внимание рассеяно. Детям трудно сосредоточиться, сделав один стежок, они тут же выключаются из рабочего состояния. Приходится их инструктировать,  направлять, уговаривать  неоднократно.

У таких детей слабо  развита память. Выполняя определенные приемы на занятии, уже через 1-2 дня они могут их забыть. На повторение и закрепление может потребоваться от нескольких недель до 1-2 месяцев кропотливого труда и педагога и ребенка.

У детей с ОВЗ нарушена координация движений рук и мелкая моторика пальцев. Им бывает трудно, ведь в процессе вышивания задействованы обе руки.  Дети долго учатся правильно держать, вталкивать в отверстия и вытаскивать иголку.  Движения пальцев скованны, или, наоборот, из-за слабой моторики трудно удержать иголку. Им трудно скорректировать натяжение нити, некоторые недотягивают, некоторые перетягивают нитку и из-за этого рвется картон.

У таких детей нарушена мыслительная деятельность. Даже после объяснения им бывает трудно понять, где нужно начать работу, где нужно поменять нитку, в каком месте перейти на другую строчку.

В заключении хочется сказать, что, несмотря на все эти трудности, дети с удовольствием выполняют свои поделки. С желанием идут  на очередное занятие и радуются,  когда в их альбомах появляется очередная иллюстрация.

В конце учебного года я  просматриваю и анализирую детские работы. Хочу сказать,  что, многие дети преодолевают трудности, с которыми  сталкиваются в начале процесса обучения. Внимание становится более устойчивым, развивается память, в которой они удерживают полученные умения и навыки.  Координация движений рук становится уверенной, развивается мелкая моторика пальцев, которая развивает и мыслительную деятельность.  Дети начинают понимать и осмысливать инструкции педагога.  Некоторые начинают самостоятельно действовать  в процессе изготовления поделки, не дожидаясь инструкций педагога.

Моя работа на основе вышивки в технике «шов вперед иголку», и в технике изонить,  даёт свои положительные результаты, поэтому я продолжаю свои занятия.

Литература:

  1. Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми/ Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008. – 32с.: ил. (Мастерилка)
  2. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 24 с.
  3. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2000.

cnt.sputnik.ru