Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Как развить мелкую моторику у ребенка.

Известный итальянский педагог мари Монтессори, считала, что здоровье ребенка находится на кончиках его пальчиков. Современные неврологи и педиатры также подтверждают, что занятия с различными объектами и материалами на развитие мелкой моторики улучшают деятельность головного мозга в целом, а значит, ваш ребенок будет развиваться лучше и быстрее сверстников.

Как развить мелкую моторику?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  • Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).
  • Рисование, раскрашивание картинок.
  • Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Конструирование.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  • Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
  • Нанизывание бус и пуговиц.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
  • Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).
  • «Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Как правильно выстраивать схему домашних занятий.

1 этап.

Цель: активизировать моторику рук, вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями; концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Виды деятельности:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Игрушки-вкладыши.
  3. Шнуровки, застежки.
  4. Игры с мелкими и крупными бусинками «Собери на шнурок»
  5. Пальчиковый театр.
  6. Рисование по трафаретам.
  7. Мозаика.
  8. Знакомство с ножницами.
  9. Аппликация из готовых форм.
  10. Игры-лабиринты  (движение по лабиринту пальцем).

2 этап

Цель: развивать точные, целенаправленные движения, зрительное восприятие; способствовать освоению пространства листа.

Виды деятельности:

  1. Игры-лабиринты  (движение по лабиринту карандашом).
  2. Вырезание по контуру крупных предметов, аппликация.
  3. Рисование по точкам. Рисование по «дорожкам»
  4. Штриховка прямыми линиями.
  5. Плетение ковриков из полосок.

3 этап.

Цель: развивать точность и ловкость движений пальцев рук, пространственное восприятие, локомоторную функцию.

Виды деятельности:

  1. Штриховка разнообразными линиями
  2. Рисование по клеточкам.
  3. Игры-лабиринты (движение по лабиринту, зрительно определяя путь).
  4. Симметричное вырезание.
  5. Шитье на ткани швом «вперед иглой», «через край».
  6. Оригами.

Для детей, посещающих подготовительная группу:

  1. Сплошное симметричное вырезание.
  2. Сложная лепка (более пяти элементов)
  3. Графические диктанты
  4. Рисование штрихом
  5. Написание элементов письменных букв
  6. Составление рисунка-узора из геометрических форм, штриховка его элементами прописных букв .

 

 Пальчиковая гимнастика.

Очень хорошо дополнить занятия пальчиковой гимнастикой, пальчиковая гимнастика это также отличный способ скоротать время, например, в поезде или в очереди в поликлинику.

Деревья» — Наши пальчики гуляли (пальчики  обеих рук гуляют по столу), листья в парке собирали (пальчики правой руки имитируют  сбор листьев в ладошку левой руки). Колючие иголки у зеленой елки (указательные пальчики обеих рук показываем вверх), носики у клена (соединяем ладошки правой и левой руки вместе и подносим к носу), слезки у березки (показываем пальчиками  ушки и глазки). Много листьев мы нашли(разводим руками в сторону), засушили до весны.

«Ягоды» — Бабушка Маша ягоды мыла (имитация мытья ягод). Бабушка Маша всех нас кормила (имитация кормления). Катю -малиной, Свету -клубникой, Варю и Дашу сочной черникой. Ну а Аленку красной брусникой.

«Грибы» — У меня есть мухомор, он на всех наводит мор. Только мухам не по чем.

«Овощи» — В понедельник я сажала (имитация движения с текстом), а во вторник поливала, в среду все я собрала, а в четверг домой снесла. В пятницу я репку ела, а в субботу всю доела. В воскресенье я устала и весь день я отдыхала.

«Фрукты» — Ярко желтый апельсин (руками показываем кружок), он в руках всего один (указ.пальчиком показываем цифру » 1»), я его кручу, верчу (ладошки переворачиваем), очень съесть его хочу (имитация движения еды)

«Части тела» — Будем, будем просыпаться (тянем ручки вверх), будем, будем умываться (имитация умывания), будем, будем одеваться (имитация одевания), будем, будем мы играть (играем пальчиками по столу), и конечно танцевать (танцуют пальчики по столу).

«Игрушки» — У меня два шарика (показ. по „1 » указ. пальч. обеих рук, указ и больш.пальч.в колечки), и большой и маленький (показ.большой и маленький кружок), не сидят они на месте (погрозим пальчиками ), рвутся, рвутся в поднебесье (руки поднимаем вверх)

«Семья» — мы вчера купили дом (соединяем пальчики в треугольник), краской выкрашен был он (имитация краски кисточкой по воздуху), в нем живет теперь семья — папа, мама, брат, сестра и конечно сын их я (загибаем пальчики)

«Птицы» — синичка летает (ручки летают), синичка играет (крутим пальчиками в разные стороны), синичка поет (открываем и закрываем ладошки- произносим си-си, синичка гнездышко вьет (показываем гнездышко, округляем ладошки)

«Насекомые» — я на травке полежу (ладошки на коленках переворачиваются), я как пчелка жу-жу-жу, на цветочек полечу (покажем  из ладошек бутон цветка), мед в ладошки соберу (пальчики прав. руки, собирают-имитация.мед в ладошки левой руки. Дам покушать маме кошке, мишке, зайке и ежу (соединяем большой пальчик с другими пальчиками).

«Зимующие птицы» — Тут с вершины -тук, тук, тук (стучим кулачком по столу). Раздается дятла стук (кулачок друг об друга), долбит клювом он кору (стучим больш, указ, и ср. одной руки по ладошки другой) пищу ищет он к столу (ладошки прикладывают ко лбу и поворачивают голову в разные стороны).

«Солнечные лучик» Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

 «Спящий котёнок» Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

«Шишки» Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

«Холодно – жарко» Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

«Солнышко и тучка» Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержите дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (выдохните!). Повторить 2 – 3 раза.

 «Бабочка» Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержите дыхание). Прогоните бабочку, подвигайте носиком. Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (выдохните!) (повторить 2-3 раза).

Желаем вам больших успехов в ваших домашних занятиях!

cnt.sputnik.ru