Математика для детей с задержкой психического развития
Подготовила: Гончар Татьяна Сергеевна
Учитель-дефектолог
ЗПР по заключение медиков и педагогов - явление временное и, как правило, в 95% случаев подлежит коррекции в результате планомерной и совместной деятельности педагогов и родителей. Одним из показателей эффективной работы педагогов и родителей в дошкольном возрасте является готовность ребенка к школе, которая предполагает:
наличие определенных знаний и оперативных умений (например, в формировании элементарных математических представлений);
готовность психики к освоению новых знаний, к усложнению полученных умений и их вариативности.
А сформированность психических качеств - внимания, памяти, мышления и речи - влечет за собой, как следствие, формирование интереса к НОД вообще и к математике в частности. Дошкольный возраст - это пора игры и всестороннего развития ребенка, в том числе и его ЭМП, которые необходимо формировать в игре и через игру, так как именно она является основным видом деятельности наших детей.
На сегодняшний день очень актуально понятие "развивающей игры", как средства всестороннего развития личности. В этой игре заданное, подлежащее освоению детьми содержание, способствует выявлению закономерностей связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисление, комбинирование, моделирование и так далее.
В результате освоения этих практических действий дети познают свойства и отношения объектов и чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм, т. е. осваивают программу по ФЭМП. Основное внимание в развивающих играх уделено введению детей в мир логики, математики, освоению ими отношений эквивалентности порядка, алгоритмов. Дети с большим интересом включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным детям способом.
Примеры игр, возможных для приобретения и совместного с ребенком использования дома:
1) Игра "Домики и дорожки";
В зависимости от индивидуальных особенностей: зверушки могут сидеть на разных геометрических формах на кубе, шаре, цилиндре, призме. Детям предстоит измерить расстояние между формами, выбирая дорожку нужную длинная или короткая, по какой из них идти дальше и почему.
2) Игра "Составь фигуру";
Усложнить за счет количества геометрических фигур и порядка их чередования;
3) Игра "Укрась Винни-Пуху шорты ";
Шорты украсить геометрическими фигурами.
4) " Сложи листок" (деление целого на части);
5) Игра " Найди столько же» (количество и счет);
6) "Загадки-шутки";
7) " Соедини по точкам" ( порядковый счет, мелкая мускулатура кисти);
8) " Найди отличия"( игра на внимание):
9) Танграм;
10) "Колумбово яйцо" (деление целого на части геометрических фигур);
11) " Найди недостающее число";
12) " Магазин" (измерение жидких, сыпучих веществ, взвешивание).
Кроме того, различные кроссворды, головоломки, парные картинки на определенное соответствие (например: части суток, времена года).