Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема физического воспитания дошкольников остается одной из самых актуальных в дошкольном образовании. Исследования показали, что внесение игрового элемента не решает проблемы развития и оздоровления детей. Отсюда вытекает необходимость использовать во всех видах двигательной активности и в свободной деятельности детей такие оздоровительно – развивающие технологии как: стретчинг, самомассаж, психогимнастику, дыхательные упражнения, брейнджим, упражнения с элементами самопознания, гимнастику горла.

Психогимнастика

Эффективным средством психофизиологической регуляции организма ребенка является психогимнастика. Она объединяет движения, воображение, мышление, чувства, эмоции и внутреннее внимание в единую систему.

Например: предлагаем ребенку образ грустного котенка. В первую очередь у ребенка включается воображение, далее эмоционально чувственная сфера (эмпатия –умение поставить себя на место других), далее начинают подключаться движения, жесты.

Очень важным условием во время организации психогимнастических упражнений являются краткие, четкие, доступные пониманию комментарии:

  • Название ощущений.

Твердые, упругие, слабые, мягкие, крепкие.

  • Указание места ощущений.
  • Эмоциональная окраска.

Наши ладони чувствуют, наше лицо…

Во время выполнения психогимнастических упражнений правильно все, что делают дети. Они должны чувствовать себя хозяевами своих ощущений, эмоций и получать от этого удовольствие.

Психогимнастика помогает ребенку овладеть следующими умениями:

  1. Произвольно управлять своим внутренним вниманием, направлять его на свои ощущения и эмоции.
  2. Дети учатся различать и сравнивать эмоциональные и телесные ощущения (если солнце греет нам приятно, ветер сильный –неприятно)
  3. Дети учатся подражать, произвольно и непроизвольно воспроизводить и демонстрировать движения, эмоции, жесты.

Психогимнастика обязательно должна быть во время организации двигательной активности детей. Она формирует у ребенка психологический комфорт, создает чувство защищенности, уверенности в себе, в своих силах.

1. «Растения оживают».                                    Давайте представим, что мы с  вами растения

И.п. –ноги вместе, руки вдоль туловища,          солнышко спряталось за тучку и все растения

голова опущена. 1-поднять прямые руки          опустили головки вниз. Но вот выглянуло теп

перед собой вверх, правую ногу                        лое летнее солнышко –все растения поднимают

поставить назад на носок, посмотреть         свои головки к солнышку, листики тянутся

вверх; 2-И.п. То же левой ногой.                        вверх. Закрыла тучка солнышко и опустили

растения листочки и голову вниз.

«Зима»

Зима. Холодно. Покажите, как вы замерзли, отогрелись и расслабились.

Покажите, как дети лепят снеговика: катают снежные комы, ставят их друг

на друга, им тяжело. Снеговик готов и вы радостно улыбаетесь.

«Заводные игрушки»

Сейчас вы превратитесь в заводные игрушки: Вокруг себя повернись, в

куклу Машу превратись (в медвежонка, зайчонка). Заводная кукла

сломалась (дети застывают на месте в определенной позе). Покажите, как

вы умеете расслабляться – уроните голову, правую руку, затем левую,

туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены.

Вам починили куклу и вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

Стретчинг

Стретчинг – это комплекс упражнений направленных на совершенствование гибкости  и развития подвижности суставов всех групп мышц.

Сущность методики стретчинга состоит в том, что ребенок с помощью очень медленных движений принимает определенную позу и удерживает ее 5 секунд, в дальнейшем 10 –30 секунд.

Стретчинг можно использовать как самостоятельное занятие, а можно применять как часть занятия, например, перед основными видами движений, подвижными играми, спортивными упражнениями. Поскольку характер выполнения упражнений стретчинга медленный их можно включать и в заключительную часть занятий, используя музыкальные сопровождения.

Значение: улучшает телосложение, повышает объем мышечной массы, совершенствует осанку, повышает уровень физической подготовки, развивает выносливость, гибкость.

  1. 1. Соединить ладони и попытаться поднять локти как можно выше (Давайте соединим ладони перед грудью. Медленно поднимаем локоточки вверх и замираем 1,2,3,4,5. Медленно опускаем руки.).
  2. 2. Соединить пальцы рук в замок и потянуться ладонями вверх.
  3. 3. С помощью одной руки отогнуть пальцы другой руки на себя. Поменять руки. Сочетать с упражнением, когда пальцы сгибаемой руки сопротивляются давлению, оказываемой другой.
  4. 4. Обнять себя за плечи, стараясь поднять локти повыше и подвинуть пальцы рук как можно ближе к позвоночнику. Затем, поменять положение рук.
  5. 5. Скрестив руки, поднять их над головой, соединить ладони и потянуться вверх.

Упражнения с элементами самопознания

Эти упражнения помогают через познание себя, частей своего тела учить детей воспитывать уважение и бережное отношение к себе; учить ощущать и чувствовать процесс движения любой частью тела; развивать у них чувство самостраховки при любой двигательной деятельности и удовлетворения от движений.

Для того, чтобы ребенок осознанно выполнял движения, сам мог контролировать их правильность ему необходимо овладеть следующими умениями:

  1. Направлять свое внутреннее внимание на мышцы участвующие в движении.
  2. Уметь «слушать» свое тело с помощью тактильных ощущений (пальцы рук).
  3. Различать и сравнивать мышечные ощущения и с помощью внутреннего внимания, и с помощью пальцев.

Особенности организации упражнений с элементами самопознания заключаются в кратком, точном, понятном для детей словесном сопровождении описывающем действие мышечной работы и мышечных ощущений.

Упражнение для мышц шеи

И.п. – узкая стойка, руки опущены. Наклоны головы вперед –назад.

«Положите пальцы рук на мышцы шеи сзади и потрогайте их. Какие они? Поищите позвонки. Медленно наклоните голову к груди, стараясь коснуться подбородком и пальцами «послушайте» как работают мышцы шеи (натянулись, стали твердыми, упругими). Потрогайте позвонки. А теперь медленно откиньте голову назад. Ваши пальцы чувствуют, что мышцы шеи стали какими (расслабленными, мягкими, позвонки спрятались)».

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения можно использовать в комплексе общеразвивающих упражнений, а можно использовать как упражнения расслабляющего характера.

В любом случае дыхательные упражнения оказывают оздоровительно –развивающее воздействие.

Главным во время выполнения дыхательных упражнений является глубокий выдох. Это необходимо для максимальной вентиляции альвеол. Вдох при этом осуществляется автоматически. Дети легко и с удовольствием осваивают дыхательные упражнения через игровые упражнения.

Ёжик.

Поворот головы вправо –влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4 –8 раз.

«Трубач»: исходное положение –сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный вдох с громким произношением звука «ф –ф –ф» (4 –5 раз).

«Паровоз»: исходное положение –руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривать «Тух –тух» (20 –30 секунд).

«Петух»: исходное положение –встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам выдыхая произносить «ку –ка –ре –ку» (5 –6 раз).

«Часики»: исходное положение –стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад произносить «Тик –так» (10 –12 раз).

Гимнастика горла

Проблема заболеваний детей ОРЗ, ангиной очень актуальна на сегодняшний день. Эти заболевания легче предупредить, чем лечить. Хорошим профилактическим средством является гимнастика горла. Эти упражнения можно и нужно выполнять во время утренней гимнастики и гимнастики после сна, на физкультурных занятиях.

  • Гимнастика горла помогает детям сбросить напряжение после стрессовых ситуаций (дети испытывают стрессы больше, чем взрослые).
  • Успокаивает пульс после физической нагрузки.
  • Стимулирует движение крови к мышцам горла.

Все упражнения выполняются при откинутой назад голове.

«Лошадка»

Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спинке веселых ребятишек. Цокаем язычком, то громче, то тише, скорость движения лошадки также показываем, то снижая, то увеличивая темп повтора (20 – 30 с.)

«Зевота»

Сидя удобно, расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «О-о-хо-хо-хо-оо», позевать (5 –6 раз).

«Ворона»

Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет, то назад откинет. И каркает так, что всюду слышно. Дети произносят протяжно звук «Ка-а-а-аар» (5 –6 раз). Громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5 –6 раз.).

«Змеиный язычок»

Представьте, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).

Самомассаж

Массаж, как тонизирующая или успокаивающая процедура обязательно должна применяться в оздоровительно развивающей работе с детьми. Благодаря специальным точечным или обширным воздействиям массаж возбуждает рецепторы кожи, мышц, сосудов.

Упражнения самомассажа могут быть включены в комплексы физкультурных занятий, утренней гимнастики и гимнастики после сна, физкультминуток.

Массаж кистей рук.

Моем кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения  тепла, надавливаем каждый палец.

Массаж рук.

Трем «рукой – мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, «смываем водичкой мыло», тоже на другой руке и ногах.

Упражнение «Тарзан».

Бьем  легонько кулачком по груди и произносим звук «А – А – ААА».

Брейнджим – «Гимнастика для ума»

Очень полезной для развития тонкой моторики пальцев рук является гимнастика для ума. Она стимулирует речевые центры мозга, заставляет работать оба полушария, развивает умственные способности.

Брейнджим можно использовать при организации утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, на физкультурном занятии.

1.Сидя, руки согнуты в локтях. Пальцы рук соединены. Медленно отводим мизинец на обеих руках, чем дальше, тем лучше. Возвращаем их в исходное положение.

2. Те же движения проделываем с указательными пальцами.

3.И.п. то же. Разъединяем пальцы рук парами: указательный + средний, безымянный + мизинец. Оставить в таком положении пальцы на несколько секунд.

Итак, использование оздоровительно –развивающих технологий позволяет решать задачи не только телесного развития ребенка, но оздоравливать все системы и органы, развивать технические процессы: память, речь, воображение. Это помогает формированию у детей интереса к занятиям физической культурой, приобщать к здоровому образу жизни. Все технологии возможно и необходимо использовать в различных формах двигательной активности с целью полноценного развития ребенка.

Список литературы:

  1. Бардиер М.Б., Ромазан Т.Г. «Я хочу».-М.: Просвещение, 1998.
  2. Гимнастика дыхания / Под ред. В.Р.Николаева.-М.: Знание,1991.
  3. Годик М.А. Барамидзе А.М. Киселева Г.Г Стретчинг. –М.:Сов.спорт, 1991.
  4. Громова С. Дыхательная гимнастика// Дошкольное воспитание.-1996- №10,с.15
  5. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей
  6. дошкольного и младшего школьного возраста. –М.: Линка-пресс,1999.
  7. Развивающая педагогика оздоровления В.Т.Кудрявцев Б.Б.Егоров.
  8. Пособие для родителей и педагогов.-М.: АСТ 1999.
  9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. –СПб: Лань, 1997.
  10. Яковлева Л.В. Юдина Р.А. Работаем по программе Старт Дошкольное воспитание.-1996,№1,с.10; №3,с.15; 1997,№5,с.20; №12,с.8

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 147 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.