Максимова О.А., воспитатель
г.Томск, МБДОУ № 62
Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью искусства (рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок) – все то, что интересно и близко детям.
Арт – искусство, терапия – лечение.
Арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.
В чем польза упражнений арт-терапии для дошкольников?
Арт-терапия в ДОУ направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания. Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.
Существуют следующие разновидности арт-терапии для дошкольников:
Изотерапия .
Танцевальная терапия.
Сказкотерапия.
Музыкотерапия.
Игротерапия.
Давайте познакомимся с некоторыми техниками изотерапии.
Тестопластика
Лепка из соленого теста благотворно влияет на нервную систему, в целом. Именно поэтому полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет таким детям вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии. Дети учатся планировать, работать в коллективе, самостоятельно разрешать возникающие проблемы. И что важно: изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Лепка глиной
Рисование песком
Рисуя сухим или мокрым песком, ребенок познает мир, т.к. работа связана с самостоятельной экспериментальной и творческой деятельностью. Данный вид творчества как средство коррекции позволяет ребенку преодолеть чувство страха, выразить в рисунке, постройке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Рисуя, строя замки из песка, разыгрывая сказки, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, проигрывает волнующие его ситуации.
Рисование пальцами, ладонями (другими частями тела)
Речь идет о спонтанных рисунках детей, выполненных в абстрактной манере, о ритмичности движения, случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов. Здесь нет категорий «правильно–неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям.
Штриховка, каракули
Это графика. Самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ.
Монотипия
Лист сгибается пополам, изображение наносится на половину листа, затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа, и на нем в зеркальном отражении отпечатывается изображение. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ.
Все это не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет ребенку радость.
Рисование сухими листьями
На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов
Похожая техника – изображение с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп, вермишели, цветного песка и т.д.
Данная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Изображение предметами окружающего пространства
Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, соломинками, овощами, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для взрослых знаком вовлеченности в творческую деятельность. И это просто весело!
Рисование предметами окружающего пространства создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости (в частности, от ритуалов), повышения настроения и развития воображения.