Воспитатель МБДОУ № 62 Квашонкина Ю.И.
Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – главная цель педагогической работы в ДОУ. Одной из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении. Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации- малоподвижный образ жизни. Недостатокдвигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода и ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Функции самостоятельной двигательной деятельности детей:
- Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
- Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.
- Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
- Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).
Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и
спортивным инвентарём, способствующим развитию игр. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Необходимо выносить на прогулку игрушки и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)
Существует проблема двигательной активности детей в условиях группы. Дети не
умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство
ограничено. Как сделать, что бы детям был интересен и доступен данный вид
деятельности? Эту проблему можно решить с помощью серии игр и различных атрибутов (спортивных, для сюжетно-ролевых игр и т. д.). Важную роль играет организующая и мотивирующая работа педагога в группе. Можно и нужно создавать в группах физкультурные уголки, оснащая их спортивным оборудованием (в том числе сделанным своими руками с привлечением родителей).Третий год жизни - подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия — это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, перешагивании и т.д. Четвертый год жизни - двигательные игрушки, мелкие пособия и игры. Для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки. Для 5—6-летних детей широко используют спортивные игры — городки, серсо, кольцеброс, баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Также приветствуется наличие различных массажёров и тренажёров.
Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений,
упражнений, состоящую из картотек и карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать
подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Сюжетно-ролевые игры также являются одним из видов двигательной деятельности детей. «Домик», «Больница», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская» и другие игры любят обыгрывать дошкольники, атрибуты для них также необходимо иметь в группе. Кроме того, дети любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора "Лего", обыгрывать их.
При организации самостоятельной двигательной деятельности необходимо учитывать то, что после дневного сна она должна быть менее интенсивной, а в первую половину дня более активной. При организации предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни воспитанников, необходимо учитывать следующие факторы:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- возрастные особенности и особенности эмоционально-личностного развития;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.