Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игры на развитие памяти.

КОРОБКИ

Цель: развитие памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 2 – 5 лет.

Материал: небольшие коробки, игрушки, платок или покрывало.

Ход игры: В составленные попарно небольшие коробки (их количество со временем увеличивают, к старшему дошкольному возрасту – до 12 штук) на глазах у ребёнка прячут игрушку, потом закрывают коробочки платком или покрывалом, а после минутной паузы предлагают ребёнку угадать, в какой же коробочке игрушка.

НАРИСУЙ ФИГУРУ

Цель: развитие памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5 – 6 лет.

Материал: бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.

Ход игры: Детям показывают 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант – попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведёт все фигуры.

УЗНАЙ ПРЕДМЕТ

Цель: развитие тактильной памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Материал: 3-10 небольших предметов, повязка на глаза.

Ход игры: Ребёнку старшего дошкольного возраста завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. Ребёнок должен догадаться, что это за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают вызвать все предметы, причём в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Победит тот, кто сделает меньше ошибок в узнавании и запоминании предметов.

Комментарии: Для развития ребёнка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении.

ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребёнку прохлопать всё, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

ЗАПОМНИ ДВИЖЕНИЕ

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очерёдность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

ЗАПОМНИ СВОЮ ПОЗУ

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребёнок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить её. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а с её окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

ЗАПОМНИ ПОРЯДОК

Цель: развитие памяти, наблюдательности.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

КТО ЧТО ДЕЛАЛ?

Цель: развитие памяти, наблюдательности.

Форма проведения: Групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под весёлую музыку они делают по очереди различные движения и повторяют их по четыре раза. Пятый ребёнок должен запомнить, что они делали, и воспроизвести их движения.

В МАГАЗИНЕ ЗЕРКАЛ

Цель: развитие памяти, наблюдательности. Совершенствование памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах точно повторяют её движения (один ребёнок – обезьянка, остальные – зеркала).

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Цель: развитие слуховой памяти.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Возраст: 7 – 10 лет.

Ход игры: Экспериментатор даёт словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, просит ребёнка выполнить с помощью инструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.

ТРОЙНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ПАМЯТИ

Цель: развитие логической памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 9 – 10 лет.

Материал: 3 набора карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками для каждого ученика.

Ход игры: Упражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуляции» памяти (А.Н. Леонтьев) и на начальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Учащимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками и предлагается из другого аналогичного набора карточек подобрать к  каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно – хлеб, дом – забор), с тем, чтобы в дальнейшем можно было, глядя лишь на второй ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и воспроизведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание усложняется.

Ему предлагают первый набор карточек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысловом, образном, эмоциональном или каком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под карточками первого набора («окно» под «крышей». «синица» под «самолётом», «мяч» под «судьёй», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закрывается листом ватмана и предъявляется третий набор карточек (герань, кресло, змея, сапог). Задача учащихся – положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового – третьего набора (окно – герань, синица – змея, мяч – сапог, вокзал – кресло).

После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся – глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспомнить «синицу» и «самолёт» и т.д.).

Комментарии: Это упражнение формирует способность быстро находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДЛИННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цель: развитие логической памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 9 – 10 лет.

Материал: бумага, ручка и карточка с несколькими предложениями для каждого ученика.

Ход игры: Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. Например: «Японские специалисты, обслуживающие компьютеры, давно заметили, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управления на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая предложение, следует шаг за шагом составлять схему, отражающую его синтаксическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информации, а выступают в роли вспомогательных опор), следует попробовать как можно точнее восстановить предложение (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).

Комментарии: Это упражнение развивает способность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необходимой предпосылкой точного в смысловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.

Игры на развитие внимания.

ЧТО СЛЫШНО

Цель: совершенствование внимания. Развитие умения быстро сосредоточиваться.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали. Далее он по сигналу переводит внимание детей с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребёнок должен рассказать, что там происходило.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!

Цель: развитие активного внимания. Стимулирование внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определённое действие: на слове «зайчики» - прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

СЛУШАЙ ЗВУКИ!

Цель: развитие активного внимания. Стимулирование внимания.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра (звуковые стимулы можно придумать самим) – и дети становятся в позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. На звук, взятый в верхнем регистре, дети становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.

СЛУШАЙ ХЛОПОК!

Цель: развитие активного внимания.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки – в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу.

КАНОН

Цель: развитие активного внимания.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5 – 6 лет.

Ход игры: Играющие стоят по кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встаёт, и т.д.

ПИШУЩАЯ МАШИНКА

Цель: развитие внимания.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5 – 10 лет.

Ход игры: Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трёх слов. По сигналу дети начинают печатать : первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5 – 6 лет.

Ход игры: Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Совершенствование внимания, быстрота реакции.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5 – 10 лет.

Ход игры: По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

ЗАПРЕЩЁННАЯ БУКВА

Цель: развитие внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5 – 10 лет.

Ход игры: Одного из участников игры назначают водящим. Поочерёдно обращаясь к играющим, водящий каждому задаёт какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь на парте?», «Какое ты любишь варенье?» и т.п. Тот, к кому обращён вопрос, должен тотчас же дать любой ответ , но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещённой. Игра ведётся в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своём ответе запрещённую букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

СКРЫТАЯ ПОДСКАЗКА

Цель: тренировка внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5 – 10 лет.

Ход игры: Выбирается отгадчик. Отгадчика просят на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадывают какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из 4-5 букв, причём все буквы в нём должны быть разные, например «стол», «комар», «доска», «парус» и т.п. Таких слов множество, подбирать их долго не придётся. Задача водящего – отгадать задуманное нами слово. Предположим, что загаданное слово «комар». Отгадчику оно неизвестно. Он просит подсказать первую букву. Подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова «К». Подсказка делается таким образом. Трое играющих поочерёдно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двусложному, в состав которого входит буква «К». Допустим, один назовёт слово «компас», другой – «сурок», третий – «капля». Во всех трёх словах повторяется буква «К». Отгадчик выделит эту букву и запомнит её. Затем трое других играющих подскажут ему вторую букву и т.д.

СПРЯТАННОЕ СЛОВО

Цель: развитие внимания.

Форма проведения: Групповая.

Возраст: 5 – 10 лет.

Ход игры: Начинается игра с выбора водящего. Участники игры будут «прятать» слова, он будет их «отыскивать». Водящего просят на некоторое время уйти из комнаты и загадывают какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу «Язык до Киева доведёт». Разбивают этот текст на части: «язык», «до Киева», «доведёт». Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвращается водящий. Ему докладывают, что «спрятана» пословица и что он, приступая к её поискам, может задать три любых вопроса трём любым участникам игры. Водящий поймёт, что текст загаданной пословицы разделён на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй – вторую часть текста и третий – последнюю часть текста.

КОРРЕКТУРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Цель: развитие концентрации внимания.

Форма проведения: групповая или индивидуальная.

Возраст: 7 – 10 лет.

Материал: любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши и ручки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Ход игры: В течение 5 минут детям нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву) в тексте: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачёркивается, вторая подчёркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

Комментарии: Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев.

 

НАЙДИ СЛОВА

Цель: развитие концентрации внимания.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Возраст: 7 – 10 лет.

Ход игры: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

ЗАМЕТЬ ВСЁ

Цель: увеличение объёма внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 7 – 10 лет.

Материал: 7 – 10 различных небольших предметов.

Ход игры: Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

КАЖДОЙ РУКЕ – СВОЁ ДЕЛО

Цель: тренировка распределения внимания.

Форма проведения: групповая

Возраст: 7 – 10 лет.

Материал: книга, лист бумаги, ручка для каждого школьника.

Ход игры: Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

СЧЁТ С ПОМЕХОЙ

Цель: тренировка распределения внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 7 – 10 лет.

Ход игры: Ребёнок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

ЧТЕНИЕ С ПОМЕХОЙ

Цель: тренировка распределения внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 7 – 10 лет.

Материал: тексты, карандаши.

Ход игры: Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 56 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.