Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гимнастика маленьких волшебников.
Нетрадиционные методы работы с детьми в детском саду, школе и семье.

Автор книги – педагог из Семипалатинской области Нестерюк  Т.В.

Это нетрадиционная методика, по которой даже с самыми маленькими детьми в семье, детских садах  и школах можно проводить занятия по закаливанию и оздоровлению детского организма. Методика включает элементы древних гимнастик, исходящих из более сложных знаний о строении человека и его связи с окружающей средой.

Увлеченно включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества. В то же время они получают первые элементы знаний о самомассаже, акупунктуре, о медицинской помощи, которую могут оказать своим товарищам. Это развивает в них чувство доброты, отзывчивость на чужую боль.

В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции, они полностью раскрепощены  и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения.  Для них это только игра, а в  результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные , подчас под давлением взрослых, умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в восприятии бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества к нам в семью, делая нас – взрослых – добрее, мягче и светлее.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дети, по каким-либо причинам не желающие выполнять упражнения, могут просто наблюдать или выполнять частично.

Дыхание при выполнении упражнений свободное, но с детьми 4-5 лет можно уже проводить задержку дыхания в игровых моментах. Дозировка и темп зависят от возраста, количества детей, настроения в данный момент.

Основной целью проведения этих игровых упражнений является профилактика простудных заболеваний, закаливание детей; подводить детей к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким; учить освобождаться от стрессов, перенапряжения, дать необходимые умения проведения точечного самомассажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1.

ГИМНАСТИКА.

  1. 1. Потягивание.

Выполняется лежа. Тянем левую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх  вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ИД-Д-А».

Это должно вызвать чувство удовлетворения от растяжки мышц.

(Происходит прочистка левого энергетического канала).

Тянем правую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх, вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «Пингалла».

(Прочистка правого энергетического канала).

Тянем обе ноги пяточками вперед и двумя руками вверх вдоль тела. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «Шусумна».

(Прочистка центрального энергетического канала).

  1. Массаж живота. (Скульптор замешивает глину). Выполняется в положении лежа.

Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком. Цель – улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем готовность глины. (Воздействие на сигмовидную кишку).

 

  1. Массаж области груди.

Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная». (Воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).

  1. Заводим машину.

Выполняется сидя. Ставим пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз 8 точек и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком «Ж…Ж…Ж…» затем то же против часовой стрелки.

Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком «ПИ…». (Сигнал, что машина завелась).

  1. Лебединая шея.

Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.

  1. Чебурашка.

Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри  по бороздкам. (Воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины). Растираем за ушами, «примазываем глину», чтобы ушки не отклеились.

  1. Массаж головы.

Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальчиков (моем голову). Как граблями ведем, к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

  1. Лепим красивое лицо.

Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальчиками активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.

  1. Игра «Буратино».

Лепим красивый нос для Буратино.  Буратино рисует носом «солнышко», морковку», «домик». При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи.

Упражнение имеет терапевтический эффект для шейного отдела.

10.  Массаж рук.

Моем кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения тепла, надавливаем каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Появляется ощущение легкости и радости внутри организма.

Трем «рукой-мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья, «смываем водичкой мыло» – ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду».

При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

11.  Массаж ног.

Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

Поглаживание, пощипывание, сильное растирание голени и бедра.(воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах).

Пассовые движения над ногой. «надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руки.

12.  Игра «Покачай малышку».

Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица.

Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармоничного движения ног.

13.  Качалочка.

Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (боковая качалочка).

Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма.

14.  Велосипед.

Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковыи сопровождением (ж-ж-ж). Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II.

 

УЛУЧШИМ ОСАНКУ.

 

  1. 1. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.

Встать вплотную к стене, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты; затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут. (укрепление мышц спины и брюшного пресса).

Сидеть по-турецки (согнутые ноги лежат на полу, стопы сложены, шея вертикально), 20-30 секунд, дыхание произвольное.

Поза “священной коровы” – сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально). Чередовать это упражнение сидя и во время ходьбы.

  1. Птица перед взлетом.

Стоя подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 секунд). Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

Ребенок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела, “кто там?”, возвращается в исходное положение, расслабляясь.

При этом происходит освобождение непвных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в другую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть III.

 

ПСИХОГИМНАСТИКА.

 

  1. 1. Игра «Веселая пчелка».

Вдох свободный, на выдохе звук «З-зз». Представляем, что пчелка села на нос, на руку, на ногу.

(Учит детей направлять дыхание и внимание на определенный участок тела).

  1. 2. Игра «Остров плакс».

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

При этом головы подняты, брови сведены, уголки губ опущены. Всхлипывание-вздох без выдоха (3-5 минут).

(Происходит насыщение крови кислородом).

  1. 3. Игра «Холодно-жарко».

Подул холодный северный ветер – дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками (2-3 раза). (Напряжение и расслабление мышц туловища).

  1. 4. Игра «Шарик».

Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением.

Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.

Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела.

Шарик лопнул. И дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЙОГА  В  ИГРЕ.

  1. 1. Поза «кошечки».

Ребенок лежит в позе спящей кошечки, мурлычет.

Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш». (Обучает приемам саморасслабления).

«Кошечка проползает под забором». Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует продвижение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках и выходит в позу «змеи».

  1. 2. «Шалтай-болтай». (4-5 лет).

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают.

Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. (Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек).

Шалтай-болтай

Сидит на стене,

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол.

  1. 3. Игра «Зернышко».

Ребенок калачиком свернулся, сжался, но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает ножки-корешки и ручки-росточки и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.

  1. 4. Поза «Змеи».

«Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево-вправо (шипит). Упражнение тонизирует и явяляется профилактическим при заболевании почек.

  1. 5. «Собачка».

Исходное положение: упор на руках и ногах. Ягодицы подняты вверх. Собачка лает, виляет хвостиком. Во время виляния хвостиком ягодички движутся влево и вправо.

Укрепляются мышцы рук, ног, улучшается кровоснабжение.

Исходное положение: встать на колени, опираясь прямыми руками о пол, колени слегка расставлены, руки на ширине плеч.

Опустить таз на ноги, голову прижать к груди, расслабиться.

«Кошечка спит», мурлычет.

«Кошечка увидела собачку», ребенок встает в исходное положение, затем, опустив голову, выгибает спину, живот (ш-ш-ш), возвращается в исходное положение.

(Улучшает состояние поясничного отдела, позвоночника и мышц живота, согревает. Если поза «кошечки» выполнена из положения руки согнуты в локтях, то улучшает состояние грудного отдела).

  1. 6. «Левушка».

Исходное положение: сидя на пятках, язык прижат к небу под зубами. «Лев ищет добычу» – ребенок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в исходное положение, то же в правую сторону.

«Лев нашел добычу» – ребенок встает на колени, пальцы согнуты, как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулаки). Глаза смотрят вверх, лев рычит днем – со звуком, ночью – беззвучно (на выдохе). (Повторить 2-4 раза).

Упражнение оказывает положительное воздействие на голосовые связки, миндалины и щитовидную железу.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

 

 

Цель – научить дышать детей через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболевания верхних дыхательных путей.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правя закрыта, выдох правой (при этом закрывается левая). На выдохе постукать по ноздрям (5 раз).
  2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцем по крыльям носа.
  4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «м-м-м», на выдохе то же самое, закрыв левую ноздрю.
  5. Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
  6. Энергично произносить «т-д», «т-д», «т-д». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
  7. Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-к», укрепляются мышцы полости глотки.
  8. Несколько раз зевнуть и потянуться.

«Покорители космоса».

Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полету.

  1. Полет на Луну – на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны и медленно опускают.
  2. Полет на Солнце – также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
  3. Полет к инопланетянам – на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение легкости, радости.

(На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс грязной энергии).

«Гудок парохода».

Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен).

Учит дышать в темпе 3-6. (Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный).

«Полет самолета».

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке звук направляется к туловищу.

Регулирует кровяное давление ребенка.

(Учит дыханию в заданном направлении по представлению).

«Упрямый ослик».

Выбираются «ослики» и «погонщики». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «и-а», «и-а», «и-а».

Что же ты хочешь, мой милый «и-а»? Сена, лепешек или молока? «Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.

(Звуки «и» укрепляют связки. Люди, страдающие храпом, излечиваются).

«Плакса».

Ребенок плачет со звуком «ы».

«Что ты плачешь «ы» да «ы»?

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать».

После чего «плакса» перестает «плакать» и дети пляшут.

(Звук «ы» снимает усталость головного мозга).

«Кто знает больше добрых слов?

Выбирается ребенок и о нем высказываются все положительные качества. «Милый, добрый, хороший, родной, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, ненаглядный…»

Цель: обогатить словарный запас, уметь видеть доброе в окружающих.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 123 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.