Коновалова О.В., старший воспитатель МБДОУ № 62
Речь — одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах): собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:
- собственно речи (её фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);
- речевого этикета (освоения элементарных норм и правил вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
- невербальных средств (адекватного использования мимики, жестов).
3—4 года
Овладение речью как средством общения и культуры
Обеспечение развития первичных представлений:
о правилах и нормах речевого этикета, необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками (на примерах персонажей мультфильмов, литературы и др.).
Создание условий для приобретения опыта:
- адекватного реагирования на обращение действием и доступными речевыми средствами;
- общения и взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе игры (разговаривать о любимых игрушках, отвечать на вопросы, договариваться о совместных действиях);
- вежливости в процессе общения, выполнения режимных моментов (здороваться при входе в группу с воспитателем и детьми, говорить «спасибо» при выходе из-за стола, слушать собеседника, при необходимости вежливо выражать просьбу, благодарить за
- помощь);
- использования форм индивидуального обращения ко взрослому и сверстнику (здравствуйте — здравствуй);
- участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур, игр (пользоваться ласковыми словами, пожалеть, развеселить).
Обогащение активного словаря в различных видах деятельности
Создание условий для приобретения опыта:
- понимания речи взрослого, обращённой к группе детей;
- понимания и использования некоторых обобщающих понятий (платье, рубашка — это одежда; кукла, мишка, мяч — игрушки и т. д.), многозначных слов (рука у человека и ручка у зонтика), семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (дом — строят, рыба — плывёт и т. д.), глагольной лексики, отражающей действия самого ребёнка, близких людей и некоторых животных;
- называния предметов быта непосредственного окружения (посуды, мебели), предметов личного пользования (одежда, гигиенические принадлежности, игрушки), названий объектов природы и др.;
- использования слов с противоположным значением в процессе рассматривания предмета (этот мишка большой, а тот маленький и т. д.).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Создание условий для приобретения опыта:
- использования правильно согласованных прилагательных и существительных в роде, числе и падеже (длинная верёвка, маленький зайчик и т. д.), пространственных предлогов (в, над, под, за и т. д.);
- участия в способах словообразования с помощью различных суффиксов в игре (заяц — зайчонок, кот — котёнок);
- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета одежда? И т. п.), а также рассказать в трёх четырёх простых предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях.
Развитие речевого творчества
Создание условий для приобретения опыта:
- участия в прослушивании произведения литературы, фольклора, рассматривании иллюстраций к нему, в ситуациях речевого общения после прочтения литературного произведения;
- участия в коллективных играх на основе изложения коллективного рассказа (начинает рассказ взрослый, а дети, используя элементы творчества, продолжают);
- употребления запомнившихся слов, выражений, песенок героев литературных произведений.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Создание условий для приобретения опыта:
- правильного произнесения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [с], [ц]) в игровых упражнениях;
- участия в игровых упражнениях по развитию речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, интонации, в игровых ситуациях, вызывающих потребность воспринимать речь не только взрослых, но и сверстников, в воспроизведении ритма стихотворения, звукового образа слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его).
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Создание условий для приобретения опыта:
- положительного реагирования на предложение послушать и (или) прочесть ещё раз произведение (сказку, рассказ, потешку и т. д.), поговорить о прочитанном;
- участия в прослушивании малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов, доступных пониманию детей;
- эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой, и т. п.);
- выявления положительных героев, их оценки с помощью доступного нравственно-ценного словаря, установления простейших связей последовательности событий в тексте;
участия в ситуациях общения, вызывающих потребность выражать
- впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами;
- заучивания коротких стихотворений;
- понимания иллюстраций к произведениям литературы и фольклора.
4—5 лет
Овладение речью как средством общения и культуры
Обеспечение развития первичных представлений:
- о нормах и правилах речевой культуры на примерах из жизни, образцах общения литературных героев, персонажей мультфильмов.
Создание условий для приобретения опыта:
- участия в ситуациях речевого сотрудничества со сверстниками во всех видах деятельности;
- пользования элементарными правилами речевого этикета: не перебивать взрослого и сверстников в разговоре, вежливо обращаться к собеседнику;
- проявления инициативности и самостоятельности в некоторых ситуациях общения со взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач (желание задавать вопросы, делиться впечатлениями о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности);
- адекватного реагирования на эмоциональное состояние собеседника (помочь, пожалеть); - использования слов, выражающих эмоциональное сочувствие, сострадание, желание сотрудничать («мне тебя жалко», «давай поиграем вместе» и т. д.);
- использования в речи слов, побуждающих к объяснению и убеждению в процессе игровой деятельности (договориться об игре, ориентироваться на ролевые высказывания партнёров, поддерживать их в процессе игрового общения, при разрешении конфликтов и т. д.); ориентирования на ролевые высказывания партнёров.
Обогащение активного словаря в различных видах деятельности
Создание условий для приобретения опыта:
- правильного понимания и употребления в речи названий свойств и качеств предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, способы использования), обследовательских действий (погладить, сжать, намочить, разрезать, насыпать и т. д.), характерных признаков предметов, объединённых в видовые категории (чашка и стакан, платье и юбка, стул и кресло и др.);
- обобщающих понятий (игрушки, посуда, мебель и т. д.); слов, обозначающих пространственные отношения; слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы и антонимы);
- понимания смысла загадок;
- понимания многозначных слов (лапка, иголка);
- происхождения некоторых слов («Почему шапку называют ушанкой?»);
- участия в речевых играх, вызывающих потребность не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их («Как сказать по-другому?», «Продолжи цепочку слов»).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Создание условий для приобретения опыта:
- использования в речи не только простых (полных, распространённых), но и сложных (сложносочинённых, сложноподчинённых) предложений;
- самостоятельного пользования окончаниями существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания;
- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность задавать вопросы причинно-следственного характера (почему? Зачем?) по прочитанному произведению, рассказывать о впечатлениях и событию из личного опыта, предметах, книгах и т. п., а также участия в играх-драматизациях, показе настольного театра, вызывающих потребность пересказать небольшое литературное произведение;
- участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приёма пищи и пользования столовыми приборами, пользования предметами личной гигиены (расчёска, зубная щётка, носовой платок, полотенце), в процессе закаливания.
Развитие речевого творчества
Создание условий для приобретения опыта:
- выразительного чтения стихов и пересказа произведений с использованием средств интонационной речевой выразительности (силы голоса, интонации, ритма и темпа речи) в условиях пересказа произведения (эмоционально передавая своё отношение к героям и событиям);
- использования образных средств языка, передающих эмоциональные состояния людей и животных в процессе обсуждения литературного произведения;
- отгадывания и сочинения описательных загадок о предметах (живых и неживых);
- участия в ситуациях, вызывающих необходимость использовать речевое творчество (дополнять прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов);
- акцентировать внимание детей на отдельных средствах художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живая и неживая природа).
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Обеспечение развития первичных представлений:
- о том, что такое звук, слово;
- о последовательности произнесения звуков (а…у..= ау).
Создание условий для приобретения опыта:
- чистого произнесения звуков родного языка (кроме сложных согласных), воспроизведения фонетического рисунка слова;
- различения на слух гласных и согласных звуков; различения повышения и понижения громкости голоса, замедления и ускорения речи взрослых и детей;
- сравнения слов по протяжённости;
- проведения элементарного звукового анализа простых слов: выделять первый ударный звук, различать на слух гласные и согласные звуки.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание
на слух текстов различных жанров детской литературы
Обеспечение развития первичных представлений:
- о тематическом и смысловом разнообразии художественной литературы и фольклора.
Создание условий для приобретения опыта:
- проявления читательских предпочтений;
- понимания содержания классических и современных поэтических произведений (лирических и шуточных), прозаических текстов, произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях), в том числе понимания причинно-следственных связей в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия);
- эмоционального общения со взрослыми и сверстниками после прочтения литературного произведения, а также обсуждения книги, героя, его облика, поступков, отношений;
- адекватного реагирования на предложение взрослого рассказать о чём-то новом, познакомить с событиями, которых не было в опыте детей;
- использования собственного читательского опыта во всех видах деятельности;
- запоминания прочитанного;
- работы в книжном уголке.
5—6 лет
Овладение речью как средством общения и культуры
Обеспечение развития первичных представлений:
- о нормах и правилах речевого этикета на примерах героев мультфильмов, литературных произведений.
Создание условий для приобретения опыта:
- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными и доброжелательными, ориентироваться на собеседника (внимательно слушать, отвечать на вопросы), выполнять основные правила речевого этикета (здороваться, прощаться, обращаться с просьбой, выражать благодарность, правильно общаться по телефону, в гостях, общественных местах);
- адекватного использования невербальных средств общения (жесты, мимика);
- вступления в деловой диалог и участия в нём в процессе совместной и самостоятельной деятельности;
- общения по поводу социальных событий, отражающихся в средствах массовой информации.
Обогащение активного словаря в различных видах деятельности
Создание условий для приобретения опыта:
- понимания и употребления в собственной речи в процессе участия во всех видах детской деятельности слов, обозначающих разнообразные свойства и качества предметов: форму, цвет (оттенки цвета), размер, пространственное расположение, способы использования и изменения предмета родо-видовые отношения объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
- новых слов, обозначающих названия профессий, учреждений, предметов труда, техники, выполнения трудовых действий;
- слов, необходимых для установления взаимоотношений с окружающими;
- синонимов;
- антонимов;
- слов, отражающих характер движения или значения прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный);
- слов, обозначающих материал, из которого сделан предмет (дерево, пластмасса, стекло); - качества предметов: форму, цвет (оттенки цвета), размер, пространственное расположение, способы использования и изменения предмета, родо-видовые отношения объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
- слов — названий обследовательских действий;
- слов и выражений, отражающих представления ребёнка о нравственных качествах людей, об их эмоциональных состояниях;
- названий страны, города (села), символов государства и др.;
- понимания и употребления в собственной речи лексики, позволяющей осуществлять детские виды деятельности (высказываться о своих желаниях и интересах, о целях — результатах деятельности, планировать деятельность, комментировать действия и др.).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Создание условий для приобретения опыта:
- выбора словообразовательной пары (быстро — быстрый, весело —весёлый);
- образования существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами (берёза — берёзонька);
- правильного употребления в речи примеров сложных случаев грамматики (пианино, пальто);
- использования развёрнутых повествовательных высказываний,форм прямой и косвенной речи;
- употребления элементов описания, в том числе описания состояния близких людей и героев (литературы, фольклора, мультфильмов и т. п.), их настроения, а также своего отношения к событию в монологической форме;
- пересказа произведений художественной литературы и фольклора;
- общения по поводу содержания произведений, событий из личного опыта и др.
Развитие речевого творчества
Создание условий для приобретения опыта:
- отгадывания и сочинения описательных загадок и загадок со сравнением;
- устного иллюстрирования отрывков из текста;
- додумывания эпизода (сказки, рассказа);
- сочинения небольшого стихотворения.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Обеспечение развития первичных представлений:
- о том, что такое буква, предложение, гласный и согласный звуки, звуковой анализ слова.
Создание условий для приобретения опыта:
- чистого произнесения всех звуков родного языка;
- использования в речи средств интонационной выразительности (регулирование громкости голоса, темпа речи, интонации);
- подбора слов и фраз, сходных по звучанию, ритмически и интонационно («Где ты, кошечка, была?»);
- использования вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации, анализа простых трёхзвуковых слов, определения места звука в слове, гласных и согласных звуков;
- использования в ситуации речевого общения понятий «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки», «звуковой анализ слова»;
- деления слов на слоги, выделения ударного гласного и конечного согласного звуков;
- составления предложений;
- определения последовательности слов в предложении.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Обеспечение развития первичных представлений:
- о сложных художественных произведениях;
- о таких литературных жанрах, как загадка, сказка, рассказ, небылица;
- о писателях, поэтах, некоторых фактах их биографии;
- о средствах языковой выразительности: эпитетах, сравнениях, метафорах, речевых оборотах и т. д.;
- об эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений человека с другими людьми, об окружающем мире.
Создание условий для приобретения опыта:
- проявления читательских предпочтений в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений;
- понимания текстов с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий);
- активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др.;
- адекватного реагирования на чтение произведений больших форм (чтение с продолжением).
6—8 лет
Овладение речью как средством общения и культуры
Создание условий для приобретения опыта:
- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;
- проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы;
- высказывать предположения, давать советы;
- употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;
- адекватного и осознанного выбора стиля и разнообразных невербальных средств общения (мимика, жесты, действия);
- использования правил речевой культуры в процессе возникновения ситуаций спора.
Обогащение активного словаря в различных видах деятельности
Создание условий для приобретения опыта:
- понимания и использования в речи слов, обозначающих названия стран и континентов, символов своей страны, города (села), объектов природы, профессий и социальных явлений;
- значений слов в зависимости от противопоставлений (ручей мелкий, а река глубокая);
- переносных значений слов;
- антонимов («Вещь хороша новая, а друг — старый»);
- слов, передающих эмоции, настроение и состояние людей, животных и др., а также оценку своего поведения, поведения других людей с позиций нравственных норм; - названий нравственных качеств человека;
- слов, обозначающих названия стран и континентов, символов своей страны, города (села), объектов природы, профессий и социальных явлений;
- понимания и употребления в собственной речи лексики, позволяющей осуществлять детские виды деятельности (высказываться о своих желаниях и интересах, о целях-результатах деятельности, планировать деятельность, комментировать действия и др.).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Создание условий для приобретения опыта:
- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;
- использования элементарных форм речи-рассуждения, доказа-
- тельства;
- объяснительной речи (объяснять сверстникам и младшим детям правила поведения в общественных местах, способы выполнения основных гигиенических процедур, убеждать в необходимости здорового образа жизни);
- составления словесного автопортрета и портретов знакомых людей, отражая особенности внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества.
Развитие речевого творчества
Обеспечение развития первичных представлений:
- о театре: его назначении, деятельности актёра, режиссёра.
Создание условий для приобретения опыта:
- составления творческих рассказов, сказок, загадок (с использованием описаний и повествований);
- сочинения небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употребления при этом соответствующих приёмов художественной выразительности;
- решения творческих задач на образование новых слов.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Создание условий для приобретения опыта:
- контроля правильности собственной речи и речи окружающих;
- осуществления полного звукового анализа простых слов с определением места звука в слове и его характеристикой.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы
Обеспечение развития первичных представлений:
- о чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире;
- о том, что книга является результатом деятельности писателя, художника и работников типографии.
Создание условий для приобретения опыта:
- сравнения одинаковых тем, сюжетов в разных произведениях (в том числе делать обобщения и выводы);
- установления в содержании прочитанного коллизий и конфликтов персонажей, способов их разрешения, соотнесения содержания прочитанного с личным опытом;
- понимания значения некоторых средств выразительности;
- стилистических особенностей литературного языка;
- положительного реагирования на предложение чтения произведений больших форм (чтение с продолжением);
- эмоционально-речевого общения и обсуждения прочитанного и увиденного в жизни.