Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Коновалова О.В., старший воспитатель МБДОУ № 62

Речь — одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах): собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.

Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:

  • собственно речи (её фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);
  • речевого этикета (освоения элементарных норм и правил вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
  • невербальных средств (адекватного использования мимики, жестов).

3—4 года

Овладение речью как средством общения и культуры

Обеспечение развития первичных представлений:

о правилах и нормах речевого этикета, необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками (на примерах персонажей мультфильмов, литературы и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

  • адекватного реагирования на обращение действием и доступными речевыми средствами;
  • общения и взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе игры (разговаривать о любимых игрушках, отвечать на вопросы, договариваться о совместных действиях);
  • вежливости в процессе общения, выполнения режимных моментов (здороваться при входе в группу с воспитателем и детьми, говорить «спасибо» при выходе из-за стола, слушать собеседника, при необходимости вежливо выражать просьбу, благодарить за
  • помощь);
  • использования форм индивидуального обращения ко взрослому и сверстнику (здравствуйте — здравствуй);
  • участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур, игр (пользоваться ласковыми словами, пожалеть, развеселить).

Обогащение активного словаря в различных видах деятельности

Создание условий для приобретения опыта:

  • понимания речи взрослого, обращённой к группе детей;
  • понимания и использования некоторых обобщающих понятий (платье, рубашка — это одежда; кукла, мишка, мяч — игрушки и т. д.), многозначных слов (рука у человека и ручка у зонтика), семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (дом — строят, рыба — плывёт и т. д.), глагольной лексики, отражающей действия самого ребёнка, близких людей и некоторых животных;
  • называния предметов быта непосредственного окружения (посуды, мебели), предметов личного пользования (одежда, гигиенические принадлежности, игрушки), названий объектов природы и др.;
  • использования слов с противоположным значением в процессе рассматривания предмета (этот мишка большой, а тот маленький и т. д.).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Создание условий для приобретения опыта:

  • использования правильно согласованных прилагательных и существительных в роде, числе и падеже (длинная верёвка, маленький зайчик и т. д.), пространственных предлогов (в, над, под, за и т. д.);
  • участия в способах словообразования с помощью различных суффиксов в игре (заяц — зайчонок, кот — котёнок);
  • участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета одежда? И т. п.), а также рассказать в трёх четырёх простых предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях.

Развитие речевого творчества

Создание условий для приобретения опыта:

  • участия в прослушивании произведения литературы, фольклора, рассматривании иллюстраций к нему, в ситуациях речевого общения после прочтения литературного произведения;
  • участия в коллективных играх на основе изложения коллективного рассказа (начинает рассказ взрослый, а дети, используя элементы творчества, продолжают);
  • употребления запомнившихся слов, выражений, песенок героев литературных произведений.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Создание условий для приобретения опыта:

  • правильного произнесения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [с], [ц]) в игровых упражнениях;
  • участия в игровых упражнениях по развитию речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, интонации, в игровых ситуациях, вызывающих потребность воспринимать речь не только взрослых, но и сверстников, в воспроизведении ритма стихотворения, звукового образа слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его).

 

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Создание условий для приобретения опыта:

  • положительного реагирования на предложение послушать и (или) прочесть ещё раз произведение (сказку, рассказ, потешку и т. д.), поговорить о прочитанном;
  • участия в прослушивании малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов, доступных пониманию детей;
  • эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой, и т. п.);
  • выявления положительных героев, их оценки с помощью доступного нравственно-ценного словаря, установления простейших связей последовательности событий в тексте;

участия в ситуациях общения, вызывающих потребность выражать

  • впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами;
  • заучивания коротких стихотворений;
  • понимания иллюстраций к произведениям литературы и фольклора.

4—5 лет

Овладение речью как средством общения и культуры

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о нормах и правилах речевой культуры на примерах из жизни, образцах общения литературных героев, персонажей мультфильмов.

Создание условий для приобретения опыта:

  • участия в ситуациях речевого сотрудничества со сверстниками во всех видах деятельности;
  • пользования элементарными правилами речевого этикета: не перебивать взрослого и сверстников в разговоре, вежливо обращаться к собеседнику;
  • проявления инициативности и самостоятельности в некоторых ситуациях общения со взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач (желание задавать вопросы, делиться впечатлениями о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности);
  • адекватного реагирования на эмоциональное состояние собеседника (помочь, пожалеть); - использования слов, выражающих эмоциональное сочувствие, сострадание, желание сотрудничать («мне тебя жалко», «давай поиграем вместе» и т. д.);
  • использования в речи слов, побуждающих к объяснению и убеждению в процессе игровой деятельности (договориться об игре, ориентироваться на ролевые высказывания партнёров, поддерживать их в процессе игрового общения, при разрешении конфликтов и т. д.); ориентирования на ролевые высказывания партнёров.

Обогащение активного словаря в различных видах деятельности

Создание условий для приобретения опыта:

  • правильного понимания и употребления в речи названий свойств и качеств предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, способы использования), обследовательских действий (погладить, сжать, намочить, разрезать, насыпать и т. д.), характерных признаков предметов, объединённых в видовые категории (чашка и стакан, платье и юбка, стул и кресло и др.);
  • обобщающих понятий (игрушки, посуда, мебель и т. д.); слов, обозначающих пространственные отношения; слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы и антонимы);
  • понимания смысла загадок;
  • понимания многозначных слов (лапка, иголка);
  • происхождения некоторых слов («Почему шапку называют ушанкой?»);
  • участия в речевых играх, вызывающих потребность не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их («Как сказать по-другому?», «Продолжи цепочку слов»).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Создание условий для приобретения опыта:

  • использования в речи не только простых (полных, распространённых), но и сложных (сложносочинённых, сложноподчинённых) предложений;
  • самостоятельного пользования окончаниями существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания;
  • участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность задавать вопросы причинно-следственного характера (почему? Зачем?) по прочитанному произведению, рассказывать о впечатлениях и событию из личного опыта, предметах, книгах и т. п., а также участия в играх-драматизациях, показе настольного театра, вызывающих потребность пересказать небольшое литературное произведение;
  • участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приёма пищи и пользования столовыми приборами, пользования предметами личной гигиены (расчёска, зубная щётка, носовой платок, полотенце), в процессе закаливания.

Развитие речевого творчества

Создание условий для приобретения опыта:

  • выразительного чтения стихов и пересказа произведений с использованием средств интонационной речевой выразительности (силы голоса, интонации, ритма и темпа речи) в условиях пересказа произведения (эмоционально передавая своё отношение к героям и событиям);
  • использования образных средств языка, передающих эмоциональные состояния людей и животных в процессе обсуждения литературного произведения;
  • отгадывания и сочинения описательных загадок о предметах (живых и неживых);
  • участия в ситуациях, вызывающих необходимость использовать речевое творчество (дополнять прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов);
  • акцентировать внимание детей на отдельных средствах художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живая и неживая природа).

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о том, что такое звук, слово;
  • о последовательности произнесения звуков (а…у..= ау).

Создание условий для приобретения опыта:

  • чистого произнесения звуков родного языка (кроме сложных согласных), воспроизведения фонетического рисунка слова;
  • различения на слух гласных и согласных звуков; различения повышения и понижения громкости голоса, замедления и ускорения речи взрослых и детей;
  • сравнения слов по протяжённости;
  • проведения элементарного звукового анализа простых слов: выделять первый ударный звук, различать на слух гласные и согласные звуки.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание

на слух текстов различных жанров детской литературы

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о тематическом и смысловом разнообразии художественной литературы и фольклора.

Создание условий для приобретения опыта:

  • проявления читательских предпочтений;
  • понимания содержания классических и современных поэтических произведений (лирических и шуточных), прозаических текстов, произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях), в том числе понимания причинно-следственных связей в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия);
  • эмоционального общения со взрослыми и сверстниками после прочтения литературного произведения, а также обсуждения книги, героя, его облика, поступков, отношений;
  • адекватного реагирования на предложение взрослого рассказать о чём-то новом, познакомить с событиями, которых не было в опыте детей;
  • использования собственного читательского опыта во всех видах деятельности;
  • запоминания прочитанного;
  • работы в книжном уголке.

5—6 лет

Овладение речью как средством общения и культуры

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о нормах и правилах речевого этикета на примерах героев мультфильмов, литературных произведений.

Создание условий для приобретения опыта:

  • участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными и доброжелательными, ориентироваться на собеседника (внимательно слушать, отвечать на вопросы), выполнять основные правила речевого этикета (здороваться, прощаться, обращаться с просьбой, выражать благодарность, правильно общаться по телефону, в гостях, общественных местах);
  • адекватного использования невербальных средств общения (жесты, мимика);
  • вступления в деловой диалог и участия в нём в процессе совместной и самостоятельной деятельности;
  • общения по поводу социальных событий, отражающихся в средствах массовой информации.

Обогащение активного словаря в различных видах деятельности

Создание условий для приобретения опыта:

  • понимания и употребления в собственной речи в процессе участия во всех видах детской деятельности слов, обозначающих разнообразные свойства и качества предметов: форму, цвет (оттенки цвета), размер, пространственное расположение, способы использования и изменения предмета родо-видовые отношения объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
  • новых слов, обозначающих названия профессий, учреждений, предметов труда, техники, выполнения трудовых действий;
  • слов, необходимых для установления взаимоотношений с окружающими;
  • синонимов;
  • антонимов;
  • слов, отражающих характер движения или значения прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный);
  • слов, обозначающих материал, из которого сделан предмет (дерево, пластмасса, стекло); - качества предметов: форму, цвет (оттенки цвета), размер, пространственное расположение, способы использования и изменения предмета, родо-видовые отношения объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
  • слов — названий обследовательских действий;
  • слов и выражений, отражающих представления ребёнка о нравственных качествах людей, об их эмоциональных состояниях;
  • названий страны, города (села), символов государства и др.;
  • понимания и употребления в собственной речи лексики, позволяющей осуществлять детские виды деятельности (высказываться о своих желаниях и интересах, о целях — результатах деятельности, планировать деятельность, комментировать действия и др.).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Создание условий для приобретения опыта:

  • выбора словообразовательной пары (быстро — быстрый, весело —весёлый);
  • образования существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами (берёза — берёзонька);
  • правильного употребления в речи примеров сложных случаев грамматики (пианино, пальто);
  • использования развёрнутых повествовательных высказываний,форм прямой и косвенной речи;
  • употребления элементов описания, в том числе описания состояния близких людей и героев (литературы, фольклора, мультфильмов и т. п.), их настроения, а также своего отношения к событию в монологической форме;
  • пересказа произведений художественной литературы и фольклора;
  • общения по поводу содержания произведений, событий из личного опыта и др.

Развитие речевого творчества

Создание условий для приобретения опыта:

  • отгадывания и сочинения описательных загадок и загадок со сравнением;
  • устного иллюстрирования отрывков из текста;
  • додумывания эпизода (сказки, рассказа);
  • сочинения небольшого стихотворения.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о том, что такое буква, предложение, гласный и согласный звуки,  звуковой анализ слова.

Создание условий для приобретения опыта:

  • чистого произнесения всех звуков родного языка;
  • использования в речи средств интонационной выразительности (регулирование громкости голоса, темпа речи, интонации);
  • подбора слов и фраз, сходных по звучанию, ритмически и интонационно («Где ты, кошечка, была?»);
  • использования вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации, анализа простых трёхзвуковых слов, определения места звука в слове, гласных и согласных звуков;
  • использования в ситуации речевого общения понятий «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки», «звуковой анализ слова»;
  • деления слов на слоги, выделения ударного гласного и конечного согласного звуков;
  • составления предложений;
  • определения последовательности слов в предложении.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о сложных художественных произведениях;
  • о таких литературных жанрах, как загадка, сказка, рассказ, небылица;
  • о писателях, поэтах, некоторых фактах их биографии;
  • о средствах языковой выразительности: эпитетах, сравнениях, метафорах, речевых оборотах и т. д.;
  • об эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений человека с другими людьми, об окружающем мире.

Создание условий для приобретения опыта:

  • проявления читательских предпочтений в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений;
  • понимания текстов с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий);
  • активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др.;
  • адекватного реагирования на чтение произведений больших форм (чтение с продолжением).

6—8 лет

Овладение речью как средством общения и культуры

Создание условий для приобретения опыта:

  • участия в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;
  • проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы;
  • высказывать предположения, давать советы;
  • употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;
  • адекватного и осознанного выбора стиля и разнообразных невербальных средств общения (мимика, жесты, действия);
  • использования правил речевой культуры в процессе возникновения ситуаций спора.

Обогащение активного словаря в различных видах деятельности

Создание условий для приобретения опыта:

  • понимания и использования в речи слов, обозначающих названия стран и континентов, символов своей страны, города (села), объектов природы, профессий и социальных явлений;
  • значений слов в зависимости от противопоставлений (ручей мелкий, а река глубокая);
  • переносных значений слов;
  • антонимов («Вещь хороша новая, а друг — старый»);
  • слов, передающих эмоции, настроение и состояние людей, животных и др., а также оценку своего поведения, поведения других людей с позиций нравственных норм; - названий нравственных качеств человека;
  • слов, обозначающих названия стран и континентов, символов своей страны, города (села), объектов природы, профессий и социальных явлений;
  • понимания и употребления в собственной речи лексики, позволяющей осуществлять детские виды деятельности (высказываться о своих желаниях и интересах, о целях-результатах деятельности, планировать деятельность, комментировать действия и др.).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Создание условий для приобретения опыта:

  • участия в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;
  • использования элементарных форм речи-рассуждения, доказа-
  • тельства;
  • объяснительной речи (объяснять сверстникам и младшим детям правила поведения в общественных местах, способы выполнения основных гигиенических процедур, убеждать в необходимости здорового образа жизни);
  • составления словесного автопортрета и портретов знакомых людей, отражая особенности внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества.

Развитие речевого творчества

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о театре: его назначении, деятельности актёра, режиссёра.

Создание условий для приобретения опыта:

  • составления творческих рассказов, сказок, загадок (с использованием описаний и повествований);
  • сочинения небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употребления при этом соответствующих приёмов художественной выразительности;
  • решения творческих задач на образование новых слов.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Создание условий для приобретения опыта:

  • контроля правильности собственной речи и речи окружающих;
  • осуществления полного звукового анализа простых слов с определением места звука в слове и его характеристикой.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире;
  • о том, что книга является результатом деятельности писателя, художника и работников типографии.

Создание условий для приобретения опыта:

  • сравнения одинаковых тем, сюжетов в разных произведениях (в том числе делать обобщения и выводы);
  • установления в содержании прочитанного коллизий и конфликтов персонажей, способов их разрешения, соотнесения содержания прочитанного с личным опытом;
  • понимания значения некоторых средств выразительности;
  • стилистических особенностей литературного языка;
  • положительного реагирования на предложение чтения произведений больших форм (чтение с продолжением);
  • эмоционально-речевого общения и обсуждения прочитанного и увиденного в жизни.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 115 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.