Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Коновалова О.В. , старший воспитатель

г.Томск, МБДОУ № 62

«Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка,  как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствует развитию каждого из детей, и что предполагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, что они представляют некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха».                                                              (Сайфер, 1990, с.46)

В последние годы в системе дошкольного образования России произошли серьезные изменения в организации и содержании образования дошкольников. Ключевыми из них являются введение в действие ФГОС дошкольного образования, что повлекло за собой корректировку и издание новых общеобразовательных программ в системе дошкольного образования.

Программой ориентированной на успешность детей, в настоящее время является  программа  нового поколения «Успех». В 2013 году наше дошкольное учреждение получило статус муниципальной инновационной площадки по теме «Создание условий для внедрения основной общеобразовательной программы нового поколения «Успех» в практику работы ДОУ на основе сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений».

Учитывая, что обстановка ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения,   приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом освоения знаний,  у них появляется готовность браться за более трудные дела мы решили  изменить  предметно-пространственную среду в группах. Помещение каждой группы  разделили на несколько центров активности, в которых содержится достаточное количество материала для исследований и игры:  «Творилки», «Мы строители», «Почитай-ка», центр «Песка и воды», «Домовенок», «Развивай-ка», «Исследователи», «Драматизации».  Центры расположили  с учетом взаимозаменяемости, материалы из одного центра дети могли использовать в другом центре, допускается свободный переход из одного центра в другой для   возможности выбора и общения. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они определяют центр активности, выбирая задание, которое ему интересно.  Роль воспитателя заключается в том, чтобы наполнить центры соответствующими материалами и заданиями для исследований,  и презентовать их детям. Поэтому основополагающей единицей совместной деятельности взрослых и детей для нас явился проектный  метод. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Руководство проектной деятельностью ведет к изменениям позиции педагога. Из транслятора готовых знаний  он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные умения, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Ознакомление с темой проекта происходит на утреннем сборе во время беседы воспитателя и детей.

Первый этап.  Выбор темы. Используем метод  «трех вопросов». Суть этого метода заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнаем об этом? В процессе обсуждения воспитатель записывает все ответы детей на большом листе бумаги. В заключении, когда все дети выскажутся,  воспитатель задает вопрос «Где нам найти ответы на все ваши вопросы?» Таким образом,  все дети принимают участие в планировании предстоящей деятельности.

Второй этап «Сбор сведений». Задача этого этапа – создать условия для реализации познавательной деятельности через оснащение центров активности соответствующими материалами, беседы с родителями, специалистами и т.д.         Третий этап «Выбор проекта». Задача педагога - помочь детям выбрать,  какой проект они будут осуществлять. Воспитатель обязательно задает вопрос: Почему они выбрали именно этот проект? Что они хотят в итоге получить? Что необходимо для этого проекта?

Четвертый этап – «Реализация проекта». Задача воспитателя - создать условия для реализации данной темы, через разные виды деятельности.  Воспитатель должен  наполнить соответствующим материалом все центры активности, чтобы сформировать у детей специфические знания в разных областях изучаемой темы.

Пятый этап - «Презентация проекта»- каждый ребенок должен иметь возможность представить результаты своей деятельности, испытать гордость, получить удовольствие: я могу, у меня все получилось.

Важно создать развивающую среду в каждой группе, побуждающую и мотивирующую детей к активной деятельности.  В помощь, для осуществления выбора  детских видов деятельности во время утреннего сбора мы оформили Доску выбора, на которой представлены блоки:  новости, центры активности, дежурные, календарь, тема. Утренний сбор начинается с приветствия. Далее воспитатели совместно с детьми в календаре выставляют фотографии   дежурных. Организация разных видов дежурств позволяет воспитателям выстраивать партнёрские отношения с детьми, так как даёт возможность детям самостоятельно решать возникающие проблемы.   Пример этого – деятельность «инспектора по ссорам».  Много интересных и полезных дел у дежурного по календарю: отметить календарь, рассказать обо всём детям (познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы). Дежурный по утреннему сбору «докладывает» сколько всего детей, сколько девочек и мальчиков, решаются задачи математического и экологического направления. В блоке «новости» ребенку предоставляется возможность рассказать, что его заинтересовало, ребенок учится высказываться, выстраивать диалог, слушать собеседника. В конце утреннего сбора воспитатель презентует центры активности: знакомит с новыми играми, новыми схемами, с заготовками, макетами,  предоставляется возможность детям самостоятельного выбора,  чем они будут заниматься. Свой выбор дети осуществляют карточкой со своей фотографией. Воспитатель при этом обязательно задает вопрос «Почему именно этот центр выбрал? Нужна ли помощь?». После окончания работы в центрах каждый ребенок рассказывает, что у него получилось, что он узнал нового. Обсуждение этих вопросов помогает подвести итоги дня  на вечернем сборе.

Таким образом, при таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе. Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещений и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 189 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.