Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагог- психолог Бурыхина С.А. МБДОУ № 62

Современный дошкольник живет в постоянно изменяющейся культурной среде, которая касается как условий, имеющих к нему как к ребенку непосредственное отношение (игрушки, развивающее оборудование, художественная литература и экранные продукты), так и общей социокультурной ситуации. Это делает необходимым формирование в ребенке потребности самому постоянно осваивать новое, готовности положительно принимать перемены и активно в них участвовать, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию

1. Понятие «Самостоятельного выбора» ребенка.

Основой современного образования становятся принципы интерактивности, предоставления права выбора, проявления инициативы и учета интересов ребенка. Актуальным становится применение методик, которые целенаправленно ориентированы на развитие культурно и социально значимой субъектности ребенка, т. Е. ребенка активного, инициативного, самостоятельного, способного самоопределению и самореализации в обществе.

Федеральные государственные требования к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся основой федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предусматривают в качестве одной из организационных моделей образовательной деятельности самостоятельную детскую деятельность, в которой формируется опыт дошкольников по преобразованию знаний и умений, полученных в ходе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей), в практический опыт.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Многие авторы считают:

  • это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
  • способность рассчитывать только на свои силы;
  • свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;
  • умение распоряжаться собой и своим временем;
  • умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.

«Самостоятельная деятельность» наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

Таким образом, «самостоятельная деятельность, или самодеятельность»– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

Самостоятельная деятельность ребенка обеспечивает предоставление ребенку свободы и реального выбора вида, содержания, способов организации деятельности, направлена на развитие их инициативы, способности к критическому и творческому мышлению и действию, веры в собственные силы и возможности, самооценки, рефлексии, способности самому обеспечить свой успех.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

С понятием «самостоятельная деятельность» тесно связано понятие «самоактивация» – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

Собственно, процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

  • обогащение арсенала умений;
  • побуждение детей через изменение условий;
  • постановка новых задач.

Результатом организации и реализации обозначенных процессов должна стать жизнеспособная личность воспитанника:

  • умеющего принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя и критически относясь к получаемым знаниям и информации;
  • умеющего позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий,  том числе проявляя инициативу в общении;
  • имеющего потребность в самостоятельном выполнении работы, доступной его возрасту, в том числе в компании других детей; способного обратиться ко взрослому и другому ребенку за помощью
  • имеющего желание выражать собственную точку и отстаивать ее, при этом не вступая в спор с собеседником, а предупреждая конфликт.

Способность осуществлять выбор, которая эффективно развивается в процессе самостоятельной деятельности, обеспечивает формирование активной позиции человека и способствует его самореализации, самоопределению, самоутверждению. Кроме того, развитие способности осуществлять свободный выбор неразрывно связано с формированием ответственности за его последствия, как, в том числе, профилактики различных видов зависимостей как иллюзий реализации возможностей при отсутствии ответственности за их последствия.

Самостоятельная деятельность дошкольника предполагает учет актуального уровня развития ребенка
Характеристиками самостоятельности являются:

  • Обособление собственных позиций, выполнение работы без посторонней помощи, без контроля взрослого;
  • Осмысленность действий, наличие элементарного планирования (постановка цели работы и предвидение ее результата);
  • Соотношение собственных стремлений и возможностей, адекватная оценка собственных действий и результатов и продуктов деятельности, осуществление элементарного самоконтроля;
  • Проявление инициативы и умение выполнять работу согласно ей; обоснование поступков;
  • Перенос известных способов действия в новые условия.

Основными показателями проявления самостоятельности являются следующие:

  • Если ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе. Если ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.
  • Когда ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.
  • Самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.
  • Если ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.
  • Если ребенок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.

Причины возможной детской несамостоятельности.

  • Ребенок не готов выполнять какие-либо действия. Например, если пальчики ребенка заплетаются и никак не могут продеть непослушные шнурки в обуви. В таком случае лучше сначала попрактиковаться, но никак не ругать и не заставлять ребенка учиться самостоятельно.
  • Возможно, упущен период, когда ребенок стремился быть самостоятельным. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным.
  • Взрослый слишком упорно стремится сделать ребенка самостоятельным. «Ты уже взрослый! Пора бы научиться. Что ты будешь делать, когда мамы и папы не будет рядом?» — говорит взрослый, и малыш пугается такого напора.
  • Родители чрезмерно опекают ребенка. Зачем учиться одеваться, если мы всегда это делаем вместе? Зачем учиться кушать самостоятельно? Ведь потом столько убирать! Иногда причина в том, что родители сами не хотят видеть ребенка самостоятельным, а, следовательно, повзрослевшим. Это, как правило, случается в семьях с одним ребенком, особенно поздним. Такие родители стремятся продлить период заботы о ребенке, пока он маленький.
  • Недостаток мамы или болезненные разлуки в раннем детстве.

2. Основные направления развития детской самостоятельности

Развитие самостоятельности традиционно осуществляется в 3-х основных направлениях:

  • Самостоятельность в игре
  • Самостоятельность в творческой и проектной деятельности
  • Самостоятельность в труде

Самостоятельнось в игре

Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности. Разные виды игр способствуют развитию таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр. Игры интегративного вида помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. Специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности; которые дают возможность переноса, репрезентации, исследования собственных возможностей; развивают творчество помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями. В исследованиях словацких авторов Я. Бердиховой, А.Голециовой, Л. Клиндовой отмечается, что благодаря игре ребенок понимает задачу придерживаться определенных правил, стремится лучше выполнить взятую на себя роль, учится выбирать среди многих способов. Роль воспитателя в игре определяется как роль умного руководителя, который должен предоставлять детям возможность самостоятельно попробовать решить противоречивую ситуацию, понять важность согласования своих личных интересов с коллективными.Предоставление ребенку свободы и самостоятельности в собственных действиях во время игры будет способствовать развитию этих качеств в поведении ребенка, во время сознательного выполнения определенной деятельности в будущем.

Педагог Г.М. Миронова отмечает, что преодоление трудностей в достижении цели, самостоятельный поиск решения задачи выступают важным моментом в игре. В связи с этим воспитатель должен постоянно помнить о том, что включаться в игру и брать на себя роли он может только по необходимости, когда дети нуждаются в этом. Например, с целью активизации пассивных детей, регулировании взаимоотношений и внесения корректив в игру для усложнения ее содержания.Желанию действовать самостоятельно будет способствовать равноправное, доброжелательное сотрудничество с детьми, поддержание попыток применять приобретенные умения и навыки, воспроизведение полученных знаний, одобрение проявлений их активности, инициативности.

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развитиясамостоятельности и инициативности, а также социально-игрового опыта являются:

  1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.
  2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.
  3. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.
  4. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей: проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно - развивающей среды; мониторингразвития навыков игровой деятельности, а также социальных навыков: самостоятельности и инициативности.

Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли, используя различные жеребьевки.

Самостоятельность через творческую и проектную деятельность

В творчестве самостоятельность развивается наиболее эффективно.
На занятиях дети создают новые и оригинальные изделия, рисунки. При этом активизируются воображение. Дети реализуют свои замыслы, и это ведет к развитию самостоятельности.В своих рисунках дети учатся актуализировать приобретенный ранее опыт. Предоставляя дошкольникам образец, мы вызываем в них интерес и желание нарисовать то же самое. Стимулируем выполнить рисунок, используя другие цвета, или предлагаем что-то поменять на свое усмотрение. Обычно дети легко соглашаются пофантазировать. В результате такой самостоятельной деятельности получаются замечательные рисунки. До начала занятия дети охотно раскладывают пособия на столики, раскладывают кисточки и карандаши, другие материалы творчества. После проведения занятия дети самостоятельно прибирают пособия, ставят инструменты на свои места на полочках и в шкафчики.

Проектная деятельность – позволяет детям самостоятельно или в совместной со взрослыми деятельности (в детском саду или семье) «добывать» новые знания экспериментальным или поисковым путем, анализировать их с позиций использования в различных видах собственной деятельности и преобразовывать в практический опыт. Самостоятельность и творческая направленность деятельности детей обусловлены нежестким формулированием задач, их вариативностью; интересом к деятельности, приносящей личностно или социально значимый результат.
Н.Ю. Поповой выделено несколько этапов, последовательная реализация которых оказывает эффективное влияние на формировании у детей навыков проектной деятельности: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов. Л.Д. Морозова рекомендует фиксировать все виды коллективной деятельности, направленной на реализацию отдельных этапов проекта в проектной карте, которая выполняет функцию циклограммы. В образовательной практике широко используется матрица проекта, в которой отражаются все этапы проектной деятельности детей и взрослых.

Труд и развитие самостоятельности старших дошкольников

В детском саду дети имеют возможность участвовать в дежурстве. Дети наводят порядок в игровом уголке, убирают за собой посуду, стирают кукольную одежку и другие. В процессе выполнения трудовых умений иногда бывают непредсказуемые ситуации. И тогда ребенок имеет отличную возможность принять собственное решение и выполнить что-то самостоятельно. Например, во время дежурства дети должны вытирать пыль, поливать цветы. Иногда кто-то может нечаянно уронить какие-то игрушки. В этой ситуации появляется необходимость собрать игрушки и расставить на места. Ребенок может не помнить, как стояли игрушки до этого и ставит их в таком порядке, как ему кажется красиво. Самостоятельно принимая решение расставить игрушки, ребенок учится быть самостоятельным в бытовом труде. Постоянно выполняя трудовые задания, дети учатся проявлять самостоятельность и инициативу в быту.

Приучая детей к аккуратности, воспитатель может предложить посмотреть вокруг. Если что-то в группе не в порядке, дети могут предложить сами, что нужно сделать.

Также у каждого ребенка в группе есть свой шкафчик для одежды. Можно дать задание детям навести порядок в своих шкафчиках. Если они приучатся это делать, то всегда будут следить за порядком в шкафчике, и будут самостоятельно прибирать там. Это тоже относится к бытовому детскому труду.
Однако, стимулируя ребенка к выполнению такого рода заданий, мы создадим условия почувствовать себя самостоятельным, что пригодится ребенку в дальнейшем при обучении в школе.

Другие эффективные педагогические технологии:

Репродуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Исследовательская деятельность и экспериментирование

Способствует формированию у детей активной познавательной позиции, отношения к новому знанию как ценности. Важным аспектом в организации детской исследовательской деятельности является освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. А.И. Савенковым предложены пять методов, с помощью которых ребенок «добывает» сведения об интересующем его объекте, планирую процесс познания и используя различные средства: «думает сам», анализируя объем своей информированности и обозначая объем недостающих знаний; «ищет в книге», например, в энциклопедии, в которой взрослые отметили закладками страницы, отражающие тему ребенка; «задает вопросы специалисту»; «ищет информацию в телепередачах»; «проводит эксперимент».
Поисковые действия ребенка

Позволяют изучить скрытые свойства объекта, установить влияние на него различных факторов. В поисковой деятельности ребенка выделяют три формы экспериментирования: практическое, умственное и социальное.

Коллекционирование

Своеобразная форма познавательной активности детей дошкольного возраста, в основе которой лежит целенаправленной собирание чего-либо, имеющего для ребенка ценность. В процессе коллекционирования у ребенка активно развиваются интеллектуальные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), систематизируется информация об окружающем мире, развиваются индивидуальные познавательные предпочтения.
Значение предметно- развивающей среды в развитии самостоятельного выбора дошкольника
Содержание, насыщенность пространственно-предметной стороны обеспечивает наполнение ее духовно-эмоциональной стороны: обогащается социальный опыт ребенка, приобретаемый в самостоятельной деятельности детей. Основными компонентами опыта выступают представления о мире и о себе, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Таким образом эффективно реализуется одно из системных обновлений дошкольного образования – обновление его содержания.
В качестве структурных единиц предметно-развивающей среды самостоятельной деятельности в данном пособии предлагаются центры активности по видам детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), что придает предметно-развивающей среде характеристики динамичности, изменчивости, необходимости, достаточности, природо– и возрастосообразности.
В качестве требований к центрам активности можно определить следующие:
– проблемная насыщенность
– возможность осуществления ребенком выбора вида и содержания деятельности исходя из своих интересов и потребностей;
– определенность пространства для вида деятельности;
– многофункциональность и мобильность оборудования для перемещения и расширения центра деятельности в случае необходимости и запросов детей;
– многоуровневость для обеспечения самореализации детей с разным уровнем развития;
– открытость пространства для обеспечения ребенку возможности включиться в интересуемый вид деятельности;
– доступность пространства для обеспечения педагогу возможности наблюдать за детьми.
Оборудование центров активности должно соответствовать следующим требованиям:
– стимулирование активности детей;
– затрагивание максимального количества органов чувств;
– предоставление возможности взаимодействия со сверстниками.
Организация центров активности в соответствии с предложенными требованиями обеспечит детям умения ставить и решать проблемы, мыслить критически, делать выбор и вырабатывать понятия и отношение к объектам культурной среды.
3.Как справиться с несамостоятельностью ребенка - рекомендации психолога.

  • Не подталкивайте ребенка к самостоятельности — играйте вместе. Представьте, что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц, а не ждать, когда они сами вылупятся?
  • Наберитесь терпения! Да, сейчас одевание ребенка занимает почти час, но со временем и он научится это делать быстрее.
  • Сдерживайте свое желание помочь, если ребенок не просит. Иначе он не сможет почувствовать гордость от своей самостоятельности.
  • Всегда будьте готовы помочь, если ребенок просит.
  • Поощряйте самостоятельность. Подчеркивайте, как важно то или иное умение ребенка. Хвалите проявления самостоятельности перед родственниками и друзьями.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 119 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.