Печать
Категория: Бурыхина Светлана Александровна
Просмотров: 326
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бурыхина С.А.,

педагог-психолог МБДОУ № 62

 

Ритм нашей жизни порой диктует свои условия. В этой обстановке справиться со своими эмоциями нелегко даже взрослым. Поэтому неудивительно, что дети очень чутко реагируют на современные условия жизни, одной из таких реакций стало резкое увеличение количества тревожных детей в детских садах. Беспокойства, страхи, раздражительность- к сожалению, в последнее время все это нередкие спутники наших деток. Но что же является нормой, а над чем стоит поработать не всегда понятно, попробуем это выяснить.

Прежде чем говорить о тревожности, хочется разобраться с похожими понятиями: тревога и страх. Очень часто педагоги путают эти три состояния, сливают их воедино, или же вообще не видят между ними разницы. Действительно, эти понятия проявляются похожими проявлениями: беспокойство, боязнь, сложности с концетрацией, мышечное напряжение и т.д. Основное отличие состоит в причинах, вызывающих вышеизложенные симптомы.

Страх: Любой страх имеет конкретное основание. В ситуации страха всегдаесть внешняя угроза (пусть даже придуманная), которая осознается человеком. Все мы точно знаем, чего боимся (темноты, змей, пауков …). Тревожный ребенок никогда не сможет дать конкретного ответа на вопрос: «чего ты боишься?», в отличие от ребенка, который испытывает чувство страха. Таким образом можно сделать вывод: страх предметен, тревоги нет. Состояние страха вполне естественно, но только до тех пор, пока оно не становится навязчивой идеей.

Тревога:Так же, как и тревожность, не предметна, но основным отличаем в этом случае становится неустойчивость проявления. Можно сказать, что тревога ситуативна. Она предвосхищает или сопровождает какие-то события.  Психологическим источником тревоги является наш опыт в сочетании с воображением. В какой-то ситуации что-то (мы можем даже не осознавать,что именно), по ассоциативной связи запускает наше воображение, подключая к этому опыт, подсказывая нам, внушая нам, что что-то не в порядке, что-то может случиться, что- непонятно. Исходя их причин появления тревоги, вполне закономерно, когда проходит ситуация, вызывающая это состояние, проходят и симптомы.Тревоги, так же естественны в нашей жизни. Но стоит обратить внимание, если ребенок слишком часто испытывает эти состояния, это может стать симптоматикой тревожности.

Тревожность

Если тревога — это эпизодическиепроявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивымсостоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почтивсегда. В состоянии тревожности вышеизложенный механизм тревоги запущен постоянно, потому что большинство из того что окружает ребенка, воспринимается им как стимул для этого.Тревожность не предметна и не ситуативна. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это“индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышеннойсклонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают”. Состояние тревожности можно нужно подвергать коррекционной работе. Такие состояния уже не являются нормальной работой психики, и как раз свидетельствуют о том, что сознание человека неправильно реагирует и переживает жизненные ситуации.

Наиболее распространенные факторы возникновения тревожности.

На самом деле причиной для формирования тревожности может стать любое событие или окружение, которое стало для ребенка слишком резким или неприятным. Когда психика не готова принять это явление. В данной ситуации тревожность некий защитный механизм. Но существуют наиболее распространенные ситуации, которые зачастую провоцируют формирование тревожности у ребенка, так называемая группа риска.

Мамы тревожных детей в основном делятся на три группы:

1.Активные, сильные, стремящиеся полностью контролировать жизнь ребенка и всей семьи, сдувать пылинки, немедленно защищать ребенка от любых негативных мнений, пусть даже обоснованных;

2. Ригидные (отсутствие гибкости в решении проблемных ситуаций);

3. Беспомощно-пассивные. (Отдающие все решения другим родственникам)

Характерные черты тревожных детей.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми.

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобыон знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером

ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Дорогие педагоги, работая с тревожными детьми, следует помнить, что от вас, больше чем от кого бы то ни было, зависит дальнейшая жизнь этого ребенка. Если вы приложите немного усилий, и поможете преодолеть это состояние, то этот ребенок избежит очень многих проблем, которые могли бы возникнуть в его жизни.