Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бурыхина С.А. педагог-психолог

Дорогие родители, совсем скоро новогодние праздники, а значит многочисленные походы «в гости» и долгожданные встречи. Многие ли из вас хоть раз задумывались о том, насколько правильно или неправильно ведет себя ваш ребенок за столом? Ведь на это непременно обратят свое внимание окружающие. Размышляя на такую серьезную тему так или иначе сталкиваешься с несколькими вопросами: Что же должен уметь за столом малыш? С какого возраста предъявлять те или иные требования? И самое главное, как же приучить ребенка к столовому этикету? В этих вопросах мы и будем разбираться.

Для чего нужны правила поведения?

Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив. Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике. А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.

С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения?

На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем. Многие говорят, что дети должны быть детьми, то есть им позволяется играть, шутить, бегать все время и т.д.и не следует «мучить» малышей до детского сада «придуманными правилами». Следует понимать, что такая позиция удобна только тем родителям, которые не хотят заниматься детьми.  Вы должны с самого маленького возраста, прямо после исполнения годика объяснять своему чаду правила поведения детей за столом. Уже в этом возрасте малыш способен усваивать самые простые нормы. Чем старше ребенок, тем сложнее ему будет «внезапно» открывать для себя «мир столового этикета», в то время как порционное приучение с самого раннего возраста пройдет практически без усилий

Начать стоит с понятных и простых норм:

  • Помыть руки перед приемом пищи.

Каждая кроха должна знать, что самое главное правило подготовки к принятию еды – это чисто вымытые руки. Пока ребенок маленький, вы должны помочь ему вымыть ручки и насухо их вытереть, и только потом усаживать его за стол. Когда ребенку исполнится 2-2,5 года, он уже должен на подсознательном уровне перед каждым приемом пищи вспоминать, что нужно бежать в ванную и мыть руки. Если малыш забывает, не ленитесь ему напоминать, потому что голова ребенка может быть забита всем чем угодно, только не правилами поведения.

  • Желать приятного аппетита
  • Говорить спасибо после еды.
  • Не разговаривать во время еды
  • Приучаем ребенка к столовым приборам

Деткам до 3-х лет желательно давать только ложку, чтобы они сначала научились управляться с предметом без острых краев. Конечно, совсем крохотные малыши вряд ли поймут, почему нельзя переворачивать тарелку или почему обмазывать кошку кашей плохо, но если ребенок начинает играться, значит, он не голоден, а соответственно тарелку можно забирать. Уже к 1,5 годам дети за столом начинают правильно кушать ложкой, самостоятельно держат чашку и могут поднести её ко рту, не пролив ни капли.

После 3-х лет приучайте ребенка к вилке, но обязательно следите за ним, не оставляйте со столь опасным предметом наедине. Когда ребенку исполнится 5 лет, ему можно объяснять этикет за столом для детей, показывая еще один прибор – нож. Можно приобрести настоящий сервировочный набор для малыша с красивыми ручками - в них точно будет нож, но он не будет острым, поскольку специально сделан для ребенка. Малыш должен запомнить главное правило – если используешь нож, то его нужно держать в правой руке, а вилку в левой.

Ребят постарше можно начинать приучать соблюдать правила поведения за столом:

  1. Осанка прямая, локти на стол не ставим, но кисти рук обязательно должны быть на столе, а не под ним.
  2. Нельзя кричать, петь за столом, много разговаривать (а тем более с набитым ртом).
  3. Нельзя лезть руками в тарелку и играть с едой.
  4. Нельзя чавкать и громко хлебать, нужно набирать в ложку немного пищи, чтобы можно было прожевать её с закрытым ртом.
  5. Кушать нужно, не торопясь, тщательно пережевывая пищу. Выплевывать, а тем более плеваться едой строго запрещается, и такие моменты должны пресекаться сразу.
  6. Нужно съедать всю еду, которая лежит в тарелке. Это правило ребенок может выполнить лишь в том случае, если мама положила ему правильную порцию, то есть столько, сколько может съесть малыш. Лучше положить меньше и потом дать ребенку добавку, чем приучать его к перееданию.
  7. Запачканные ротик и ручки нужно вытирать салфеткой после каждого приема пищи.
  8. Оставаться за столом нужно до тех пор, пока все не закончат трапезу и не встанут из-за стола. Если ребенку скучно слушать взрослые разговоры, он может уйти, лишь предварительно спросив у родителей разрешения.

Кроме того, «приятной неожиданностью» станет, если мальчишки уже сызмальства будут джентльменами. Поэтому их нужно учить помогать дамам, отодвигать стульчик, пропускать маму за стол первой, и только потом усаживаться самому. Желательно, чтобы ярким примером был папа, который всегда ухаживает за мамой. Вы будете казаться ему идеальной парой, которой захочется подражать.

Советы психолога как приучить ребенка к столовому этикету

1. Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой или стихотворной форме. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.

2. Любители сказок могут придумывать свои поучительные истории или использовать существующие. Дети быстро примеряют на сея роль главного героя и провести анализ его поступкам, так как сказки поучительны.

3. Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым.

4. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

5. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.

6. Любая просьба, адресованная ребенку, должна быть сформулирована предельно четко и в доступной форме. По возможности нужно избегать риторических вопросов.

7. Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение.

Соблюдая эти не хитрые правила, родители смогут воспитать культуру столового этикета у своего ребенка. Заслуженной наградой станет приятное созерцание своего воспитанного ребенка.

С уважением педагог- психолог Бурыхина С.А.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 93 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.