Бурыхина С.А. педагог-психолог
Дорогие родители, прошло совсем немного времени, с того момента как вы качали колыбельку, и вот, вашему малышу уже три года. С одной стороны, это несомненно повод для поздравления, так как именно в этом возрасте ребенок осуществляет переход от раннего возраста к дошкольному. С другой стороны, этот переход означает, что сейчас начинается нелегкий период в воспитании ребенка, а именно, так называемый, кризис трех лет
Проявления кризиса и их причины
Сразу хочется обратить внимание, что, не смотря на название, временные рамки начала этого явления очень размыты, все зависит от психологической готовности вашего малыша, и уж тем более не существует каких-то единых норм. У одних детей кризис может начаться в 2, 5 года, у других почти в четыре. Точно так же, он может и протекать различным образом. Одни родители едва замечают, для других же кризис трех лет у ребенка становится достаточно большой проблемой. В любом случае, стоит помнить, что это не несет в себе никаких психологических проблем, это нормальный этап в развитии вашего ребенка. Просто один период жизни уже закончился, ваш малыш уже перестал быть несмышленышем карапузом, но быть сознательным ребенком еще надо научиться. Вот именно этот процесс обучения и является кризисным моментом. Стоит помнить, что это временно, и задача родителей не устранить, а помочь в прохождении нелегких моментов.
Первым «звоночком» начала кризиса будет служить внезапный негативизм. Это проявляется в категоричном отказе малыша выполнять требования взрослых, порой такой отказ может доходить до истерик. Причиной такого странного поведения, еще недавно послушного ребенка, является осознание своего «Я». Так как у ребенка пока еще нет навыков высказывания своего мнения, доступным ему способом будет противопоставлять себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
Чуть позже ребенок становится особо чувствителен к похвале или критике. Дело в том, что малыш начинает осознавать важность своей успешности или не успешности в делах и играх. Но так как ребенок не в состоянии давать себе самооценку он опирается на слова взрослых. Зачастую желание получить похвалу толкают чадо на ранее не свойственные ему поступки: помочь маме с уборкой, понести покупки из магазина и т.д. К сожалению, у этой потребности есть и неприятная сторона. Из-за острого восприятия критики и отсутствия похвалы ребенок становится обидчивым и чрезмерно хитрым. На этом этапе ребенок может начать врать и преувеличивать свои успехи, только бы услышать заветные приятные слова.
Как вести себя взрослым
- В первую очередь стоит запомнить, что нельзя отвечать на негативное поведение ребенка агрессией или чрезмерным давлением. В первом случае есть риск получить ребенка, который привык к тому, что агрессия естественное состояние, и соответственно это отразится на детском поведении. Во втором случае ребенок с самого начала привыкнет подавлять свое мнение. Конечно неправильно совсем оставлять без внимания такое «некрасивое поведение». Стоит набраться терпения и переждать самый острый момент, потом спокойно поговорить с ребенком. Не надо ожидать что одна беседа тут же даст эффективный результат, но череда подобных разговоров станет очень действенным методом.
- Уважайте и поощряйте стремление вашего чада к самостоятельности. Именно в этом возрасте стоит приучать детей делать выбор. В 3 года дошкольник уже может самостоятельно решить, что одеть в садик или во что ему поиграть.
- Так же стоит отметить, что период кризиса с ребенком происходят два противоположных друг другу процесса. С одной стороны, это желание отдалиться от своих родителей, чтобы проявить самостоятельность. С другой обязательная потребность в помощи и опеке родителей. Соединение этих двух процессов зачастую дает излишнюю раздражительность ребенка как на окружающих, так и на самих себя. Родителям стоит относится к такому поведению с пониманием и приучить малыша к тому, что они обязательно помогут, но только если тот сам вежливо попросит.
- Отдельное внимание стоит уделить методам наказания и поощрения. Именно сейчас очень важна четкая система. Ребенок должен раз и навсегда усвоить, что за плохие поступки следует наказание. В то же время не забывайте хвалить своего ребенка при любом удобном случае, не жалейте хороших слов, и сумеет избежать обмана и негатива, со стороны своего чада. Но даже если вы поймали ребенка на лжи, не стоит стыдить его.
Дорогие родители, помните, что посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослыми во время кризиса. Помните, что при неблагоприятном прохождении кризиса, негативные черты, полученные в это время укореняются, и становятся частью характера.