Когда ребенок овладевает правилами поведения, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них.
Уже в раннем возрасте выполнение режима ребенком создает известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребенка выполнять требования режима (вовремя садиться за стол для еды), прививать ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, прежде чем мыть руки - засучить рукава, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать ее на стул возле кроватки). Освоение этих навыков - если создана атмосфера заинтересованности успехами ребенка, если ему предоставляется возможно большая самостоятельность - интересно и самому малышу, вызывает у него желание добиться результата.
И не в том только дело, что развиваются важные практические навыки - меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.
Ребенок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большой упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр.
К концу четвертого года жизни дети уже хорошо говорят, движения у них более уверенные. Все это позволяет расширять возможности воспитания у детей навыков и привычек культурного поведения, правил взаимоотношений, более прочно их закреплять.
Если по отношению к детям младших возрастов особое значение имеет показ действия, личная помощь взрослого ребенку, то в дальнейшем большую роль приобретает напоминание, поощрение усилий ребенка, его стремлений самостоятельно оказать помощь другим. Складываются первые дружеские симпатии и привязанности детей, на этой основе особенно успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи.
Учтем особую восприимчивость детей-дошкольников - поэтому важно, чтобы они видели только положительные примеры.
Осознание детьми правил поведения является важнейшим условием их соблюдения. Надо, чтобы дети убедились в том, что выполнение правил помогает им лучше наладить игры, более успешно достигать результата в труде, на занятиях. При соблюдении правил реже возникают ссоры, разногласия между детьми.
На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь они - один из важнейших показателей нравственной готовности к школьному обучению: будущему школьнику придется выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях.
Организованность - это сложное качество личности.
Внешние его проявления выступают в собранности, точности, аккуратности. Внутренняя же сторона этого качества состоит в настойчивости, в умении планировать свои действия, умении контролировать себя, в умении выполнять заданное в срок, оценивать свою работу и работу товарищей.
Организованность предполагает волевое развитие, умение управлять возникающими желаниями, эмоциями, поведением (не забудем, впрочем, что в дошкольном возрасте такое умение только начинает складываться).
К концу старшего дошкольного возраста (тем более у детей семи лет) организованность может приобрести новые ценные качества, имеющие важное значение в нравственной подготовке ребенка к школьному обучению. Ребенок становится не только исполнителем требований взрослых, обращенных к нему или к группе детей, - он начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.
Воспитание нравственных навыков у ребенка
Воспитание нравственных навыков - важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение ребенка за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности.
К Д. Ушинский
Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.
Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 3 - 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - у ребенка вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т.д.
Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках.
И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка - мама предлагает ей присесть, справляется о ее здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Что бы ни случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми - не унижают перед другими, не задевают самолюбия...
Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям.
Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: "Береги игрушку", "Будь аккуратным", как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: "Береги игрушку", но и научить их навыкам бережного обращения с ней.
Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением.
И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилам и поведения взрослые также показывают, как их надо выполнять. По мере усвоения навыка они постепенно переходят от показа, как и что делать, к объяснению, напоминанию.
Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно расчленить его на более мелкие, конкретные действия. Например, беречь игрушки - это значит: машину возить за веревочку, не нажимать на колеса, не садиться в нее; куклу не бросать; замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т.д. Постепенное обучение детей выполнению этих маленьких конкретных правил обращения с игрушками помогает усвоению обобщенного правила - беречь игрушки.
Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.
Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети.
Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.
Предложите ребенку помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка.
Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным.
Вот сын, рассматривая иллюстрации в "Приключениях Буратино", старательно пересказывает содержание книги маленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.
Чистое помещение, где удобно все размещено, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку и положить обратно, он привыкает к аккуратности.
Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идет о детях до пяти лет. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию.
Детям 5 - 7 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках.
Не забывайте о художественном слове - рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.
С детьми постарше можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость.
И наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно. Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию. Отметим и здесь важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых