Печать
Категория: Таращук Татьяна Юрьевна
Просмотров: 340
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Чаша детского познания поистине бездонна. Задача взрослого организовать познавательную деятельность в непринужденной и соответствующей возрасту форме, форме игры.  Подвижные игры удовлетворяют, главную потребность ребенка –  «потребность в движении и положительных эмоциях», способствуют расширению двигательного опыта детей, обогащению его новыми, более сложными движениями; совершенствованию, имеющихся у детей навыков в основных видах движений, развитию двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; воспитанию самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.  Подвижная игра  способствует освоению социально-нравственных норм, правил поведения. Дети учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры.

Использование наглядного моделирования, в процессе организации и проведения подвижных игр, с одной стороны помогает ребенку, привлекая для решения познавательных задач не только вербальную, но и зрительную, двигательную, ассоциативную память.  Использование символической аналогии облегчая и ускоряя процесс запоминания и усвоения правил игры, формирует приёмы работы с памятью.   С другой стороны, устанавливая связи между условными обозначениями и своей реальной деятельностью в игре, дети развивают логическое мышление. Применение графической аналогии формирует умение видеть главное, систематизировать полученные знания.

На первоначальном этапе, рекомендуется моделировать отдельные двигательные упражнения. Так, например, что может означать изображение мяча? Дети могут предлагать разные варианты: прыжки, перекатывания, перебрасывания, метание ит. д. В дальнейшем можно предложить детям добавить что-то в схему, чтобы она отражала какое конкретно действие необходимо сделать с мячом (дорисовать корзину – метание, стрелочки вверх-вниз – прыжки на месте, дугу от мяча и назад – перекидывание и т. п). Таким, образом «включается двигательная память, воображение, мышление»(3).

Знакомство с моделированием подвижных игр  целесообразно начинать с модели уже известной ребятам игры. Глядя на схематичное изображение, дети вспоминают ход игры, отождествляют элементы схемы с их функцией, ролью в игре (например, не закрашенный кружок – схематическое изображение ребенка, закрашенный кружок – обозначает ребенка с отличными от других детей функциями (ловишка, водящий и т. д.), кружок, рядом с которым изображен кружок поменьше – ребенок с мячом, кружок большего диаметра – арбитр, ведущий, воспитатель и т. п.

Следующий шаг – обдумывание вариантов игры по данной схеме, модели. Так, например, игра «Веселый мяч» в зависимости от цели педагога и желания детей может проводиться с сопровождением словесного текста («Ты беги, веселый мячик, быстро, быстро по рукам….») или продолжаться пока звучит музыка или стучит бубен.

Если схема предлагается детям раньше объяснения правил новой игры, они высказывают предположения, какие действия могут выполнять играющие в соответствии с этой моделью. Рассуждения детей дополняются, корректируются, обобщаются воспитателем, совместно выводятся правила новой игры. «Чтение» схем подвижных игр очень интересно детям. Логическим его продолжением, свидетельствующим о высоком уровне развития ассоциативного мышления, является этап, когда ребята придумывают под уже знакомую модель новую игру.

Следующий шаг – самостоятельное создание моделей игр. При условии правильного понимания правил новой игры и усвоения системы условных знаков дети 5-6 лет отлично справляются с данным заданием индивидуально или в микрогруппах. Получившиеся варианты обсуждаются, при необходимости  корректируются и вносятся в каталог моделей подвижных игр, которые можно вводить в содержание физкультурных занятий, развлечений, прогулок. В дальнейшем дети, выбирая игру, легко «читают» ее по схеме, актуализируя название и правила.

Системная работа с моделированием подвижных игр и упражнений позволяет реализовывать синтез разных видов деятельности и форм активности детей дошкольного возраста: игровой, двигательной, речевой (игры часто сопровождаются словами, речевками и т. п.), познавательно-исследовательской («чтение» и создание моделей), социально-коммуникативной (общение со сверстниками и воспитателем) и, возможно, музыкальной (если игра содержит музыкально – ритмические движения или сопровождается аккомпанементом. Таким образом, детям предоставляется возможность раскрыть, развить и проявить свои физические и интеллектуальные возможности.

Литература:

  1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования.- М., 1999.
  2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие.-М., 1998.
  3. Тарабыкина Л. З. Оздоровительно – развивающие технологии в физическом воспитании дошкольников.- Томск, 2006