Учитель-логопед Блинова И.В.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста одна из важных задач, потому что слабость пальцев и кистей рук приводит к затруднению овладения движениями, необходимыми для самообслуживания и освоения процессом письма. Ученые также доказали, что развитие моторики рук способствует развитию речи и мышления ребёнка.
Одним из приемов развития мелкой моторики рук и общего укрепления организма является Су–Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Он используется в качестве массажа кистей и пальцев рук с помощью специального шарика. Приобрести шарик можно в любой аптеке.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред.
Универсальность – Су–Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Приемы Су – Джок терапии: массаж проводится специальным Су-Джок шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Это оказывает благотворное влияние на весь организм, и на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на палец и катать его вверх и вниз несколько раз. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Эту процедуру можно повторять несколько раз в день.
1. Массаж Су – Джок шарами.
Описание: дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(поочередно катаем шарик Су-Джок по каждому пальчику, начиная с большого пальца)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(дети катают Су - Джок между ладоней)
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(катаем Су-Джок между ладонями)
На спине иголки
(катаем шарик Су-Джок по большому пальцу)
очень-очень колкие.
(катаем шарик Су-Джок по указательному пальцу)
Хоть и ростом ёжик мал,
(катаем шарик Су-Джок по среднему пальцу)
нам колючки показал,
(катаем шарик Су-Джок по безымянному пальцу)
А колючки тоже
(катаем шарик Су-Джок по мизинцу)
на ежа похожи.
(дети катаем Су Джок между ладонями)
2. Массаж пальцев эластичным кольцом.
Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру можно повторять несколько раз в день.
Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
(разгибать пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .
Пальчиковая игра «Мои пальчики»
Описание: Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Пальчиковая игра «Родные братья»
Описание: Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ивану-большому — дрова рубить,
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Ваське-указке — воду носить,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Мишке-среднему — печку топить,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Гришке-сиротке — кашу варить,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много»: родитель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично можно проводить упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции родителей ребенок кладет шарик в (под, за, на, около, возле) коробку, при этом проговаривает свое действие. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.