Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учитель – логопед  Даровских Т.В.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения  звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту". Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Первоначально артикуляционная гимнастика выполняться перед зеркалом. Так как Ваш ребенок должен увидеть, что делает его язык. Взрослые, не задумываются, в каком положении находится язык в данный момент (за верхними или за нижними зубами). 
Артикуляция у нас - это механизированный навык, а ребенку нужно зрительно воспринимать, чтобы добиться этого механизма, и непрерывно упражняться.

Не расстраивайтесь, если данные упражнения не выйдут сразу, даже у вас. Пробуйте повторять их вместе с ребенком, сознаваясь ему: "Посмотри, у меня тоже не выходит, давай попробуем вместе ".

  • Вначале упражнения нужно выполнять неторопливо, перед зеркалом, так как ребёнку нужна зрительная проверка. Затем надобности в зеркале не будет. Полезно задавать ему наводящие вопросы. К примеру: Что делает язычок? Где он расположен (внизу или вверху)? что делают губы?
  • Далее скорость заданий можно ускорить и делать их под счёт. Однако наблюдать, чтобы упражнения исполнялись плавно и точно, в противном случае в занятиях нет смысла.
  • Лучше  заниматься два раза вдень (утром и вечером) в течении  5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детками  трёх-четырёх лет надо следить, чтобы они усвоили основные  движения.
  • К детям четырех-пяти лет требования увеличиваются: движения должны быть плавными и чёткими, без содроганий.
  • В возрасте  шести - семи лет ребята выполняют упражнения в ускоренном темпе и умеют держать положение языка некоторое время без изменений.
  • В том случае, если во время занятий у ребенка, язычок дрожит, сильно напряжён  или уклоняется в сторону  и малыш не в состоянии задержать необходимое положение даже короткий промежуток времени, нужно подобрать более простые упражнения чтобы расслабить мышечный тонус.

Правильное произношение звуков совместно с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью  являются главными показателями подготовленности ребёнка к школе.

Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому  работать над их устранением нужно с раннего детства.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 65 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.