Печать
Просмотров: 480

Максимова Ольга Александровна, старший воспитатель

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.

Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза рогатая" и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то в логопедических работе так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом.

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут "параллельно".

Ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Они пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Развитию мелкой моторики способствует: