В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребёнку.

Общаться с таким ребёнком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребёнок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впадать в эйфорию.

В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль полведения, так как гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо помнить о том, что делать это надо не слишком эмоционально.

Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребёнку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10 – ти слов. Не давайте инструкции сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и пойти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребёнком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть чётко сформулированными, продуманными. Ребёнок должен чётко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

Постепенно взрослый должен выработать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребёнка на конструктивный лад. Например, если ребёнок кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребёнку несколько действий на выбор.

Гиперактивному ребёнку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребёнка  о начале новой деятельности. Причём очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы родителей ребёнка необходимо поощрить (не обязательно материально).

Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком – соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребёнку.

Желательно выработать с ребёнком систему поощрений. Например, за каждое хорошее и своевременно выполненное действие ребёнок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребёнка.

Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребёнком взрослому необходимо сохранять спокойствие, так как эти дети в большей степени склонны к манипулированию.

При подборе игры следует учитывать особенности гиперактивных детей: неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидаться своей очереди  и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребёнком, затем включать его в деятельность с 2 – 3 – мя детьми, а затем и с большей подгруппой.

Гиперактивный ребёнок требует особого бережного отношения к себе из – за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет лёгкий массаж, приятные тактильные ощущения,  психогимнастические игры.

Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обучить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначения эти игры способствуют налаживанию отношений с ребёнком.

Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребёнка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.

Среди психолого – педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую терапию. Её цель – изменение отношения окружающих ребёнка в семье и учебном заведении. Комплексный подход – необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:

  • Постоянный обмен информацией;
  • Выработку единых принципов в отношении ребёнка: система «вознаграждений», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.

Программа «вознаграждения» обязательно должна включать в себя следующие моменты:

  1. Каждый день перед ребёнком ставится определённая цель, которую он должен достичь.
  2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.
  3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
  4. Родители педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребёнка.
  5. При значительном улучшении в поведении ребёнок получает давно обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребёнка - дошкольника могут быть следующие: помощь родителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, активное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребёнком избегайте директивных высказываний. Дайте ребёнку почувствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто, кроме него, не сможет выполнить то или иное поручение. Старайтесь избегать одёргиваний.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребёнка. Примеры: вечерний просмотр телевизора на полчаса дольше положенного времени, приготовление любимого десерта, поездка, посещение каких – либо мероприятий, покупка долго ожидаемой вещи или игрушки и т. д. Но если вы что – то обещали ребёнку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!

При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).

Рекомендуется написать список того, что родители ожидают от ребёнка в плане поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме объяснить ребёнку, при этом стараться, как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать» - «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка родители и педагоги следят за неукоснительным выполнением ребёнком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического наказания следует отказаться.

И родителям, и ребёнку необходимо научиться таким психотерапевтическим методикам, как визуализация, медитация, аутогенная тренировка;

  1. Визуализация: мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Это создаёт эффект для восстановления умственного и физического равновесия.
  2. Медитация: погружение в состояние спокойной сосредоточенности.
  3. Аутогенная тренировка: сознательное управление некоторыми функциями организма. Достижение – мышечное расслабление. Саморасслабление для гиперактивного ребёнка – это позитивный опыт самоконтроля и своеобразная игра.

Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребёнка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребёнком

1.Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать лекарства.

2.Убрать из поля зрения все лекарственные средства и предметы, которые могут причинить ребёнку вред.

3.Главное лекарство ребёнка – это ваше полноценное общение с ним. Важнее всего – это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.

4.Лубое разногласие усиливает у малыша негативные проявления.

5.Продумать режим дня ребёнка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям чётко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.

6.Используйте возможности игры в полной мере:

  • Дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребёнку помогут ребёнку научиться сосредоточиваться и быть внимательным;
  • Подвижные и спортивные игры помогут ребёнку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок занимался каким – либо видом спорта, лучше, ели это будет плавание, бег, велосипедный спорт;
  • Сюжетные игры помогут вашему ребёнку научиться налаживать контакт со сверстниками.

7.Займитесь с ребёнком рисованием. Начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.

8.Читайте вместе с ребёнком  его любимые сказки.

9.Лучше ограничить пребывание ребёнка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.

10.Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребёнок взаимодействовал с какой – нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.

11.Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребёнком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.

12.Не замыкайтесь в себе, поговорите с особенностями своего малыша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра ваше6му ребёнку.

13.Поручите ребёнку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

14.Заведите дневник контроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи в детском саду и дома. Придумайте графы и знаковую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребёнку его успехи.

15.Введите балльную или знаковую систему вознаграждения, с помощью которой вы сможете каждый хороший поступок отметить.

16.Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или заниженных требований.

17.Чётко определите для ребёнка рамки дозволенного.

18.Не навязывайте жёстких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.

19.Вызывающее поведение вашего ребёнка – это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

20.Оберегайте ребёнка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.

21.Старайтесь дома создать спокойную атмосферу.

22.Следите за сном ребёнка, он должен высыпаться.

23.Развивайте у ребёнка осознанное торможение. Перед тем, как что – либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.

24.Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.

25.Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте ребёнка.

26.Найдите занятие, в котором бы ребёнок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котом у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.