Рекомендации по формированию у ребенка основ безопасного поведения в окружающем мире

Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Это можно осуществлять в беседах с детьми, играх, моделировании ситуаций, чтении художественной литературы. Интересен для детей открытый диалог с использованием простых и понятных примеров (в том числе сказок, историй, детских телепередач, книг). Показательно иллюстрируют тему детской безопасности всем известные сказки: «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и др. Полезен метод «ориентации на местности»: на улице обращать внимание ребенка на ситуации и места с точки зрения «правильного» восприятия и поведения. Ежедневные «минутки безопасности» помогают формировать представления о личной безопасности у детей.

Рекомендации по формированию у ребенка основ безопасного поведения:

  • Использовать вместо «страшилок» вроде «В парке опасно!», «Тебя могут похитить!», конкретные и понятные рекомендации типа: «Если кто-то подойдёт к тебе, то следует…», «Ты можешь обратиться за помощью…», «Есть такие люди, которые могут сделать вот так…».
  • Не перегружать информацией, особенно негативного характера. Дополнительную информацию добавлять, основываясь на реакции ребёнка на Ваши слова и его возможные вопросы.
  • Все оговорённые правила безопасности написать на отведённом специально для них листе и повесить дома на видном месте, или дать в уменьшенном варианте ребёнку с собой.
  • Главное правило, которое должно быть освоено ребенком, - это постоянно быть на виду у взрослых.
  • С возраста 5-6 лет ребёнок должен чётко знать своё имя и фамилию, адрес проживания. А также телефоны экстренной помощи, запомнить которые можно в любой игровой форме
  • Хвалить ребёнка, давать ему достаточно поддержки и одобрения, обнимать. Существует доказанный факт: дети с низкой самооценкой – лёгкая добыча преступников.
  • Полезное правило, которое неукоснительно должен выполнять ребенок, - близкие всегда должны знать, где он находится в любой момент времени. Сообщая детям не разговаривать с посторонними людьми, забываем, что они видят, как мы делаем это повседневно, в автобусе вступаем в диалог с кондуктором и т.д.
    Вот почему вместо приказа "не разговаривать" с незнакомцами необходимо внушить им понятные правила типа: "Всегда подойди к близкому для тебя взрослому и спроси разрешения, прежде чем пойти куда-то с кем-либо или заговорить".
    Вот наилучшее определение незнакомца для ребёнка в возрасте до 5 лет: это тот человек, которого мы не знаем.
  • Правило: "Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!" не работает, если ребенок потерялся, хотя бы потому, что  ему придется обратиться за помощью к незнакомцам.
    В этой ситуации нужно научить его обращаться за помощью к женщинам.
    Еще одна особенность развития малышей состоит в том, что им трудно понять, как это Как предупредить ребенка о возможности сексуального насилия и научить избегать его?
    Объяснить, что некоторые взрослые могут угрожать самому ребенку или его родителям, чтобы заставить его хранить молчание. Ребенок должен понять, что есть такие тайны, которые нельзя соблюдать. Например, если чьи-то прикосновения ему неприятны или кто-то предлагает сделать что-то неприятное.  Объясняйте своим детям, что тайн от родителей быть недолжно!
  • Обезопасить ребенка от "заманивающих" преступников можно, если он хорошо усвоит правило, которое не раз доказывало свою эффективность:
    "Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!
    Чтобы ваш ребенок не стал объектом нападения, надо убедить его избегать во что бы то ни стало опасных мест. А ими могут быть: безлюдные пустыри, придорожные лесопарки, новостройки, заброшенные дома, чердаки, подвалы.
  • Спросить у детей, как по их мнению выглядит преступник?
    Большинство детей ответят, что он  страшный, со зверским лицом и ножом. На самом деле, нападающие на детей преступники выглядят, как обычные люди. Они ничем не отличаются от других. Наоборот, они ведут себя вежливо, даже ласково.
    Вот этот разрыв между образом преступника, опасного человека, и действительностью часто играет роковую роль: ребенок доверчиво откликается на приветливое обращение.
    Цель "безопасного" воспитания дошкольника - внушить  уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать  правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
  • Помогать детям убедиться в их личной безопасности. Рассказать, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана вокзалов, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. п.