Признаки агрессивности:

  • по темпераменту ребёнок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
  • по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины:

Нарушения эмоционально – волевой сферы:

  • неумение ребёнка управлять своим поведением;
  • недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения общения.

Неблагополучная семейная обстановка:

  • отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
  • нет единства требований к ребёнку;
  • ребёнку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
  • физические (особенно жестокие) наказания;
  • асоциальное поведение родителей;
  • плохие жилищно – бытовые условия, материальные затруднения;

Трудности общения.

Советы родителям

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребёнку личный (положительный) пример.
  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  • Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
  • Давайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
  • Направьте его энергию в положительное русло, например в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.
  • Предъявляя ребёнку требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
  • Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  • Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жестокий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребёнка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребёнка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  • Никогда не заставляйте ребёнка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»
  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребёнок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
  • Если у ребёнка есть потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч в стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановите занесённую для удара руку, окрикните ребёнка.
  • Учите ребёнка выражать свои эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе научите ребёнка переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребёнка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Стратегии коррекции агрессивного поведения у детей

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

  • помогите ребёнку выразить негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
  • учите выплёскивать гнев  в приемлемой форме;
  • учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
  • учите ребёнка выражать словами, а не физической агрессией;
  • стремитесь использовать чувство юмора, объяснить ребёнку, склонному к агрессии: «Если кто – то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния: стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий  с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

  • у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидных;
  • у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.