Консультация для родителей

Тема: «Значение праздников и развлечений для детей в ДОО».

Музыкальный руководитель: Полякова М.А.

г.Томск

Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и психическим здоровьем человека.

Получая положительный эмоциональный заряд, организм открывается добру и красоте. Дети, погруженные в атмосферу радости, становятся более устойчивыми ко многим неожиданным ситуациям и будут менее подвержены стрессам и разочарованиям. Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям с ограниченными возможностями,  праздники и развлечения. Для детей праздник – это целое событие. Они считают свои дни от праздника до праздника, как считают взрослые  годы от одного важного события до другого. Тусклым и не выразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники. Кроме того, праздник важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный, музыкальный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствует развитию у детей чувства прекрасного, красивого.

Праздник вызывает в ребенке особые эмоции,  возбуждая интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, которые необходимы детям с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Праздник – это тожество, которое объединяет людей эмоциональным настроем, помогает развить у детей с ограниченными возможностями коммуникативные навыки. Дети поют, танцуют, читают стихи, смотрят и слушают выступления взрослых и это им доставляет огромное удовольствие. Хоровым пением  на праздниках – таким детям доставляет радость, пробуждает веру в себя и в свой успех. Сольное пение в микрофон  позволяет почувствовать себя «эстрадной звездой», повысить самооценку.

А самое главное   для детей  и подростков с ограниченными возможностями ,через выступление на праздниках и досугах, увидеть результат своей работы. Если первые выступления были робкими, ребята чувствовали неуверенность, волновались, то постепенно с приобретением вокальных навыков и умений стали приобретать уверенность в своих силах, получая моральное и эмоциональное удовлетворение. Повысились адаптивные возможности детей, благодаря улучшению их социальной ориентировки.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой звучащей на праздниках, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулирует дыхание, кровообращение. Положительные эмоциональные возбуждения при звучании приятных мелодий усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Музыка умиротворяет, расслабляет, активизирует, облегчает печаль и вселяет веселье.

У детей высока потребность в культурно-массовых мероприятиях. При организации мероприятий опору делаем на активизирующие формы, адресованные на самовыражение, утверждение к самостоятельной деятельности.  Праздник - это показатель успехов и достижений детей. Он приносит детям моральное удовлетворение. Это огромный заряд положительной энергии, повышается чувствование своего «Я»,  ответственность за красивое исполнение перед зрителями, взгляды которых устремлены на исполнителей.

Основной принцип праздника – доступность, музыкальный материал берется из плановых занятий, стараемся не перенасыщать их аттракционами и сюрпризами, чтобы дети не перевозбудились, так как у умственно отсталых детей может быть истощена нервная система.

Праздники – пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют проявлению инициативы и самостоятельности. Дети научаться  управлять своими чувствами и эмоциями, выступать перед зрительской аудиторией, как детской, так и взрослой.

Что же помогает сделать праздник ярким и запоминающимся событием в жизни детей? Конечно же, совместная (детьми и взрослыми) разработка идеи, сюжета, построения его содержания. Вовлекая детей в подготовку праздника, мы учим их серьезно относиться к событиям общественной и коллективной жизни. А кроме того, это поможет избежать огорчения, если что-то не получиться так, как было задумано.

Очень важно чтобы каждый почувствовал на празднике свою значимость и нужность. Детям должно быть хорошо, уютно, тепло и весело. Все это дает особая атмосфера праздника – радостная, игровая, необычная.

Роль ведущего на празднике очень ответственна. Он задает эмоциональный настрой всему празднику. Зная как трудно вызвать адекватные эмоции у детей с задержкой умственного и психического развития, ведущий своим поведением показывает, как надо реагировать нате или иные события, происходящие по сценарию. Он искренне удивляется, радуется, грустит вместе с детьми и часто призывает их сопереживать. Тем самым происходит развитие эмоциональной сферы.

Кроме того ведущий отвечает за все организационные моменты. Он владеет детской аудиторией, умеет в любой момент правильно отреагировать на любую нестандартную ситуацию, сложившуюся из-за непредсказуемого поведения детей.

По состоянию здоровья дети,  посещающие наш детский сад, разные – есть с более сохранным интеллектом, есть дети достаточно сложные и по характеру и по развитию, которые не могут принимать участие в некоторых видах музыкальной деятельности (пении, танцах, играх) в силе своих физических, речевых, поведенческих (аутизм) нарушениях. Поэтому мы стараемся их включать в общие виды деятельности (хороводы, коллективное пение, коллективные танцы и игры). На помощь им всегда приходят наши педагоги, потому что нельзя оставить ребенка во время праздника без внимания. Продумываются специальные игры, в которых ребенок не будет ощущать себя оторванным от коллектива и от праздника. Я стараюсь писать сценарии так, чтобы дети на этих праздниках были желанными.

Коллектив нашего отделения социальной реабилитации старается проводить праздники так, чтобы они запомнились ребенку на всю жизнь. И пусть эта будет жизнь, полная красоты и духовности.