Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более лёгкому запоминанию стихотворений. Чувство ритма закладывается ещё внутриутробно, через мамино сердцебиение, разговоры. Дети любят играть в различные игры с хлопками, притопами, отстукиваниями, повторять за взрослыми. Существует огромное количество потешек, стихов, с помощью которых нянчили детей еще наши прабабушки, но которые остаются актуальными и сегодня. Постоянное общение родителей с ребенком, особое построение фраз в стихах, рифмы - все это способствует развитию дошкольника.
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
Выполняются движения соответственно тексту
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!
«Ритмическое проговаривание слов»
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание ребёнка на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить ребёнку самому придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
Упражнение «Отхлопай свое имя»
Ребёнок хлопает (топает)- своё имя.
Упражнение «Ритмические импровизации».
Взрослый задает ритм хлопками. По сигналу ребёнок хлопает в ладоши в заданном ритме.
Упражнение «Дождик».
Взрослый говорит: «Набежали тучки, и пошёл дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!» (Ребёнок вместе с взрослым хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)
Капля — раз! Капля — два!
Капли медленно сперва
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Упражнение «Скворушки».
Взрослый читает стихотворение. Ребёнок ритмично поднимается на носочки и опускается на пятки в текст чтению.
Сквору-сквору-скворушки,
Распушили пёрушки,
Птицы в стаю собрались,
Птицы к югу понеслись.
Упражнение «Ну-ка, повтори!».
Все играющие хором повторяют:
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полнойтишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст («Тра-та, та-та-та, тра-та…») и в нужный момент должны воскликнуть хором последнее «тра-та».
Упражнение «Прохлопай-простучи»
«Шла весёлая собака»
(стихотворение Н.Пикулевой)
Взрослый предлагает ребёнку прохлопать или простучать стихотворение.
Шла весёлая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!
Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!
«Ёжик» Георгий Виер
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами...
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И об землю ударялись:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
Дети под чтение взрослым стихотворения выполняют соответствующие движения.
«Колобок»
Необходимо проговаривать и прохлопывать стихотворение в разных вариантах. Затем выполнить следующие движения.
Колобок, колобок, ребёнок марширует
У тебя румяный бок.
Ты от бабушки ушел, притопывает ногами, делая
Ты от дедушки ушел. акцент на последнюю четверть.
Упражнение «Белочка»
Ребёнок с разной интонацией повторяет слова «цок-цок...»
Я веселый зверек —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Хлопает в ладоши перед грудью.
Я пушистый зверек —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! 3 хлопка у одной щеки, 3 хлопка у другой.
Я красивый зверек —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок!
Очень ловкий зверек — Ударяют указательными пальчиками друг о друга.
Цок-цок-цок, цок-цок-цок!
Хочешь, белочка, орешков? —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Сгибают руки в локтях, ритмично сжимают и разжимают пальцы.
Хочешь беленький грибок? —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Ударяют кулачками друг о друга.
По деревьям прыгать любишь? —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Хлопают ладонями по коленям.
А охотников боишься? —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Легко встряхивают опущенными кистями.
Учитель-логопед Федосеева Ирина Юрьевна