Дети раннего возраста – очаровательные существа.

Они деятельны, любопытны, искренни, забавны.

Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны  умиротворения и расслабленности.

Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается.  Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.

Легкая адаптация. Длительность 15-20дней. Характеризуется незначительными отклонениями в поведении, редкими заболеваниями, протекающими без осложнений. Средняя степень адаптации: Длительность 16-35дней.  Отклонения в поведении приобретают выраженный характер, ОРВИ встречаются один раз в 2-3недели. Тяжелая степень адаптации. Длительность 35-60 дней.

Факторы,  влияющие  на процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ:

  • достигнутый уровень психического и физического развития,
  • состояние здоровья ребенка,
  • возраст ребенка,
  • уровень развития навыков самообслуживания (КГН),
  • навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
  • навыков предметной и игровой деятельности;
  • характеристика нервной системы;
  • количество детей и форма воспитания в семье,
  • здоровье родителей.

Адаптационный период можно условно разделить на 3 этапа:

  • I этап - подготовительный.
  1. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
  2. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
  3. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
  4. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии.
  5. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
  • II этап – основной.

Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя.

Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

  • III этап – заключительный

Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребёнка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально);

В течении 1-й недели ребёнок посещает детский сад 2 часа, затем время увеличивают на 1,5-2 часа.

Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Объективные показатели окончания периода адаптации:

  • глубокий сон,
  • хороший аппетит,
  • бодрое эмоциональное состояние,
  • активное поведение ребенка,
  • соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния.

Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.

Советы родителям

При ярко выраженных отрицательных эмоциональных

состояниях ребёнка целесообразно воздержаться

от посещения детского сада на 2-3 дня.

Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка:

  • Что вы уже ходите в детский сад.
  • Какой он молодец.
  • Ведь он теперь взрослый, совсем как мама и папа ходит на работу.
  • В детском саду тебе будет интересно, ты познакомишься и подружишься с другими ребятами и взрослыми.
  • Утром я тебя отведу в детский сад, а вечером заберу.
  • Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного, что ты узнал нового.

Придумайте традицию – прощания или приветствия (пожатия руки, поцелуй в носик, «Пока, скоро увидимся»)

Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной. Когда говорит: «Пока, скоро увидимся!»)

Расставание не следует затягивать, прощайтесь легко и быстро.

Не вызывайте у ребёнка тревогу.

Ваше спокойствие, уверенность, улыбка говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу.

Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада, он очень скучает.

От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребёнка:

В период адаптации будьте терпимы к изменившемуся поведению ребёнка.

Вы же взрослый человек и понимаете, что он капризничает не потому что «плохой», а из-за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю режиму.

По утрам когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.

Тогда он точно будет удачным и для вас, и для ребенка.