Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), чёткая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.

Подготовка дошкольников к обучению грамоте, а обучение детей чтению и письму является главной задачей начальной школы. Вместе с тем, школа заинтересована в том, чтобы ребёнок, который приходит в первый класс, был хорошо подготовленным к обучению грамоте. Именно поэтому так важно обучение грамоте в детском саду.

Вот некоторые игры, которые помогут подготовить ребёнка к обучению грамоте:

«Дай определение словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный.

«Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…

«Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

«Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор
  2. роль водящего выполняет ребенок.

«Ветерок»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Ход игры: Взрослый произносит разные звуки. Ребёнок когда услышит звук, например, «У», поднимает руки и медленно кружится.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Ребёнок, услышав звук «У», делает соответствующие движения.

«Какие буквы спрятались?»

Предложите ребёнку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.
Задание развивает зрительное восприятие

«Магазин»
Цель: Выделение в словах определенных звуков.

Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать "Л-л".

«Спрятанные буквы»

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Ребёнку предлагаются различные наложенные друг на друга изображения букв, он должен их найти и назвать.

«Заштрихуй»

Цель: Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

Ребёнку предлагаются изображения с примером штриховки. По образцу он должен закончить штриховку.

«Волшебные фигуры»

Цель: Развитие ориентировки в пространстве листа.

Ребёнка просим нарисовать различные фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.д.) в разных частях листа (например, в верхнем левом углу нарисуй треугольник, в центре листа нарисуй квадрат и т.д.).

Учитель-логопед: Мачехина Н.А.