Обучение грамоте начинается с развития фонематических процессов: умения слышать и различать звуки речевые и неречевые, выделять звук из ряда других звуков, различать звуки между собой. Прежде чем начать  знакомить дошкольника с буквами, необходимо его познакомить с основными понятиями:

Звук—это то, что мы слышим и произносим.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки можно пропевать голосом. При их произнесении воздушная струя не встречает преграды и свободно выходит изо рта.

Согласные звуки при произнесении встречают преграду в виде зубов и губ.
В русском языке  10 гласных звуков – А, О, У, Ы, И, Э, Я,Е, Ё, Ю.
Согласных звуков в русском языке 36. Согласные звуки бывают твердые, мягкие, глухие, звонкие.
На письме звук обознается буквой.
Звуки образуют слоги, слоги составляют слова, а слова—предложения.
Для лучшего запоминания особенностей русской фонетики, ребенку можно рассказать сказку об упрямых согласных
Сказка об упрямых согласных
В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости. Всего в королевстве было 42 жителя: 6 гласных звуков  [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз, когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.
Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются».
Вот например, [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми. Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели.

При обучении грамоте очень важным является навык различения звуков по мягкости-твёрдости

А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные. И звуки [ж], [ш] и [ц] решили быть самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. «Наше решение твердо, и мы навсегда останемся твердыми звуками», — заявили они. И в доказательство своего твердого решения выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ], [й] и [ч] очень расстроились и испугались, что баланс соотношения звуков в королевстве будет нарушен и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя это мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно. И каждый раз, когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки и даже целые слияния, для рождения новых слов.

Знакомство с фонетикой русского  языка в сказочной форме позволит ребенку лучше усвоить правила правописания в дальнейшем.

Памятка для родителей по фонетике русского языка

Гласные звуки – А, О, У, Ы, И, Э, Ю, Я, Е, Ё. При выполнении звукового анализа обозначаются красным цветом.

Согласные твердые – Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш.  При выполнении звукового анализа слов обознаются синим цветом.

Согласные мягкие – Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Й, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Ч, Щ. При выполнении звукового анализа обозначаются зеленым цветом.

Звонкие согласные звуки – Б-Бь, В-Вь, Г-Гь, Д-Дь,  Ж, З-Зь, Й, Л-Ль, М-Мь, Н-Нь, Р-Рь.

Глухие согласные звуки – К-Кь, П-Пь, С-Сь, Т-Ть, Ф– Фь, Х-Хь, , Ц,  Ч, Ш,  Щ.

ЗВУК – это то, что мы слышим  и произносим.

БУКВА – это то, что мы видим и пишем.

Звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в предложения.

Учитель-логопед: Федосеева И. Ю.