Подготовить ребенка к школе? Вопросы, требующие внимания родителей…
Как «убить» желание учиться
82% детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии с достаточно жесткой системой требований, испытавших горечь неудач, уже знающих, что такое недовольство взрослых (и учителей, и родителей), не хотят идти в школу, не хотят учиться. И это не единственный негативный результат форсированной и очень интенсивной «подготовки» к школе, в ходе которой ребенка учат и читать, и писать (используя курсивное письмо), и считать, т. е. фактически проходят программу первого класса. «Натаскивание», неадекватные требования и нагрузки не просто «убивают» мотив учения, они провоцируют многие школьные проблемы. Например, курсивное письмо в прописях, которое практикуется во многих группах, могут легко освоить не более 20% детей. Для остальных это создание комплекса проблем, с которыми в школе будут «бороться» педагоги и родители, а ребенок - страдать. Почему? «Каракули», которые закрепятся при письме курсивных букв у дошкольника, никакими уроками чистописания исправить нельзя. Заставляя ребенка читать, если у него не развито зрительно-пространственное восприятие, взрослые формируют неэффективный механизм чтения, а иногда и дислексию (нарушение чтения).
Специальные исследования, проводившиеся сотрудниками Института возрастной физиологии РАО в течение нескольких лет, показали, что подобная «подготовка» может затормозить развитие ребенка из-за чрезмерных перегрузок и несоответствия требований.
Обучение чтению
Пожалуй, самый дискутируемый вопрос при подготовке детей к школе - нужно ли учить читать? Важно отметить основное - чтение требует хорошего развития внимания, зрительно-пространственного восприятия, памяти, речи и других функций. Сам процесс чтения очень сложен, а навык формируется медленно, долго и совсем не прост для большинства дошкольников. Ребенка-дошкольника нельзя заставлять читать, если он не может, но нужно готовить к чтению. Подготовка должна быть многосторонней и включать развитие речи, артикуляционные упражнения, тренировку внимания и памяти, зрительного и пространственного восприятия.
Ребенок-личность
Доказано, что дети, окруженные добрыми и чуткими взрослыми, не скупящимися на улыбку и поддержку, вырастают более активными и самостоятельными.
Задача взрослых - поддержать стремление детей к успеху, удаче, не рассматривать неудачи как крах всех надежд, не укорять ребенка за неумение или незнание, не грозить будущими двойками. Подобная «подготовка» может дать обратный результат - ребенок не захочет идти в школу, а значит, ему очень сложно будет справиться с возникающими проблемами. Неверная тактика работы, несоответствие требований возможностям ребенка не помогают ему хорошо подготовиться к школе, а создают условия для возникновения школьных трудностей. Более 100 лет назад русский педагог Е.Н. Водовозова в своей книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста», вышедшей в 1901 году, написала: «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье». Эти слова и есть ответ на вопрос: «Чему и как учить до школы?»
Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу
- Не следует заниматься, если ребенок активно отказывается от занятий - стоит отнестись внимательно к такому отказу и разобраться в причинах.
- Важно помнить: ребенок не может сразу включаться в работу, поэтому стоит предусмотреть время (минут 10) для подготовки к занятиям. Некоторые дети долго раскладывают тетради, карандаши, фломастеры и т. п., несколько раз все перекладывают. Взрослых это, как правило, раздражает, но ребенку такое «врабатывание» необходимо.
- Любое занятие нужно начинать с того, что ребенок уже знает, умеет, что у него хорошо получается. Необходимо создать положительный настрой, это помогает ребенку включиться в работу.
- Любое задание необходимо не только объяснить, но и показать последовательность действий и весь ход их выполнения. В объяснении (в задании, инструкции) не должно быть ни одного непонятного слова. Любое слово, точный смысл которого ребенок не знает, может сделать непонятной всю инструкцию.
- Если инструкция, задание непонятны ребенку, нужно спокойно, без раздражения, терпеливо объяснить и показать все еще раз. Не следует укорять, отчитывать, ругать ребенка за непонимание. Это вина не ребенка, а взрослых, не умеющих объяснять!
- Переходить к более сложному заданию можно только после того, как без затруднений выполняется более простое задание. Усложнение должно быть постепенным, без скачков и резкого изменения сложности заданий.
- Необходимо несколько раз закрепить полученные знания, практические действия в самостоятельных формах работы, а затем время от времени в ходе занятий возвращаться к тому, что уже освоено, используя другие виды деятельности.
- Важно помнить, что занятия с дошкольниками - не уроки, поэтому не может быть занятий по письму или математике. Это должны быть комплексные, системные занятия, на которых идет формирование познавательной активности и развитие интеллекта, совершенствование движения и речи, памяти и внимания и т. п. Таким образом идет подготовка и к письму, и к чтению, и к математике.
- Не следует заканчивать занятие в ситуации неудачи («Ну ладно, хватит на сегодня, все равно у тебя не получится»). Найдите, за что похвалить ребенка на каждом занятии.
- Разговаривайте с ребенком спокойно, доброжелательно, будьте терпеливы. Выработайте четкие требования и правила работы, следуйте им. Поощряйте вопросы ребенка, старайтесь отвечать на них. Играйте, шутите, смейтесь вместе с ребенком. Занятия должны быть радостью, а не тяжким трудом.