Группа №2 Капелька

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ПРОСОДИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

И.Ю.Федосеева

Учитель-логопед, МАДОУ №99/2, г. Томск

Одной из актуальных проблем является увеличение числа детей с дизартрией.   Данная патология, представляет собой совокупность речевых и неречевых симптомов, одним из ведущих дефектов которой является нарушение просодических компонентов речи, а именно - речевого дыхания, голоса, ритма, интонации, темпа, дикции.

Сложная структура нарушения требует комплексного подхода по нормализации просодики, при котором существенное место занимает взаимодействие учителя‐логопеда и музыкального руководителя детского сада.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трём направлениям:

  1. диагностическое;
  2. профилактическое;
  3. коррекционно-развивающее;

Взаимодействие специалистов начинается с психолого-педагогического обследования ребёнка, которое проводится в начале учебного года. После проведения комплексной диагностики, направленной на изучение состояния речевого развития, в частности просодики  ребёнка специалисты намечают пути и методы оказания помощи, составляют план взаимодействия.

Коррекционно-развивающая деятельность предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фрон­тальные, интегрированные занятия,  а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространствен­но-речевой среде.

В работе по нормализации просодики дошкольников с дизартрией можно выделить следующие направления:

Направления коррекционной работы

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика

Пение песен с звукоподражаниями, вокально-артикуляционные упражнения

Развитие фонематического слуха

Игровая технология : «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот», «Шутки-минутки» и др.

Попевки, хоровое и индивидуальное пение

Развитие речевого дыхания

Дыхательные упражнения, чистоговорки (произнесение на одном дыхании), логопедические распевки

Игра на духовых музыкальных инструментах, распевки

Развитие голоса

 

Игры, звуковая гимнастика, фонопедические упр., логопедические распевки

Интонационные, фонопедические упражнения, хоровое пение

Развитие ритма

 

Игры и упражнения с элементами орф-педагогики, логоритмика

Игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические игры, танцтерапия, логоритмика

Развитие темпа

 

Темпо-ритмические игры и упражнения, логоритмика

Музыкально-двигательные  игры, логоритмика

Развитие интонации

 

Мимические и голосовые упражнения,

сказкотерапия

Драматизация, музыкальные спектакли, кукольный театр

Развитие самоконтроля

 

Кинезиологические упражнения

Упр.: «Скажи громче, чем я», «Поправь товарища», «Повтори за мной», «Правильно ли ты сказал?», «Найди ошибку»

Музыкально-двигательные игры

 

Логопед проводит работу по устранению нарушений просодической стороны речи параллельно с формированием других её сторон: звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи и т.д. Также  ведется работа  по развитию речевого дыхания, фонематического слуха, силы голоса, темпо-ритмической и мелодико-интонационной стороны речи, самоконтроля в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкально-ритмических игр, распевок, музыкальных произведений в разном темпе логопедической задачей которых является выработка темпа и ритма движений, точное сочетание речи и движения, закрепление гласных звуков в свободной речи, развитие самоконтроля, голосовых модуляций и речевого дыхания.

В работе специалистов используются различные формы взаимодействия: взаимообмен данными диагностики, интегрированные занятия, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы и др. Осуществляется совместный побор методической литературы, пособий, репертуара, логопедических распевок, логоритмических упражнений, стихов, инсценировок и песен.

В своей работе специалисты активно используют элементы сказкотерапии, музыкотерапии, театрализацию, кинезиологические упражнения и др.

Большую помощь в работе оказывает орф-педагогика -  синтез музыки, движения и речи, где ритм является первоосновой. Эта технология даёт возможность выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных, помогает в решении проблем личностной адаптации и коммуникации. Для начала детям предлагается отхлопать своё имя по-своему, так как самый понятный ритм – это ритм своего имени. Затем предлагается стихотворный текст, который дошкольник пробует ритмизировать так, как он хочет, обыгрывая его мимически.       У ребёнка появляется возможность стать активным участником коррекционно-развивающего процесса. Учитывая особенности психического развития детей дошкольного возраста, эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от активности самого ребёнка, т.к. дошкольник наилучшим образом развивается тогда, когда он увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Как правило, дошкольник осваивает только то, что ему действительно интересно. В коррекциооно-развивающм процессе ребёнок занимает центральное место. Взрослый исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития,  создаёт  и использует ситуации, требующие от   дошкольника проявления интеллектуальной и нравственной активности.

Упражнения с элементами орф-педагогики развивают у детей чувство ритма и интонационный слух, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов и используются в качестве  приветствия или физминутки в ходе групповых и  индивидуальных занятий.

Кроме всех вышеперечисленных заданий и упражнений на развитие просодических компонентов речи в детском саду учителем-логопедом и музыкальным руководителем широко используется логопедическая ритмика. В логоритмике развитие речи происходит при помощи синтеза слов, движения и музыки. Стихотворные строки, которые выполняются в определенном ритме и темпе способствуют координации речи.

Выполнение упражнений и заданий с различной скоростью и амплитудой способствует нормализации и регуляции тонуса, а также активизации артикуляции и силы голоса. Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

Таким образом, нарушения просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией исправляются при тесной взаимосвязи в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя. Использование разнообразных технологий способствует в занимательной форме развивать и совершенствовать речевое дыхание, темп, ритм, выразительность и др.