Группа №2 Капелька

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, сформировать целенаправленную воздушную струю. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
Во время проведения таких игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. 
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха"; 
- выдох происходит плавно, а не толчками; 
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; 
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); 
- выдыхать следует, пока не закончится воздух; 
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. 
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. 
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.


Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха:
«Осенние листья»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц. 
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза. 
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. 
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! 
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья. 

«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). 
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". 
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. 
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! 
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно. 

«Весёлые шарики»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: легкий пластмассовый шарик. 
Ход игры: Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. 
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали! 
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

«Зеркало»

Встать прямо, напротив друг друга. Взрослый кладет правую руку на область движения диафрагмы, ребенок делает тоже самое левой рукой. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, взрослый дает команду «И» – делать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва. При выполнении нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

«Проверка»

Встать парой. Ребенок – дышит диафрагмой ( животиком), взрослый кладет руки на плечи и грудь и проверяет дыхание, потом взрослый дышит диафрагмой, а ребенок кладет руки ему на живот и проверяет.

«Поясок»

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четыре пальца на спине. Сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот. Постараться закрепить тактильное ощущение у ребенка, когда большой пальчик поднимается с «животиком» на вдохе и опускается при выдохе. Повторять подряд 3 раза, сделать небольшой перерыв и снова 3 раза без перерыва.

«Воздушный столбик»

Стоять в паре. Одновременно взять дыхание через нос. Взрослый следит правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху (опора дыхания). Потом начинать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха идет изнутри воздушным столбиком. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать 3-4 раза, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вверх.

«Надуем мяч»

Материал: мяч. Дети встают в круг. Круг – это мяч. Мяч плохо надут. Надо его надуть: «Пф-ф, пф-ф-ф». дети делают большой круг и произносят звукосочетания. Сильно надули мяч, он лопнул: «Ш-шш-ш» (дети сбегаются в середину круга). Игра повторяется и с тем, и с другим звукосочетанием еще 2 раза.

«Паровоз гудит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить «У-У-У». Мчится поезд (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками) Во весь дух. Чух-чух! 2 раза Паровоз гудит: (остановится и погудеть) У-У-У-У.

«Самолет»

Стоя, медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «у-у-у2 в начале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Самолет идет на взлет –у-у-у. Самолет летит – у-у-у. В нем мотор гудит. Самолет садится – у-у-у.

«Задуй свечи»

Сидя на стуле, левую ладонь положить на живот для контроля правильного речевого дыхания. В правой руке дети держат полоску бумаги. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надувается живот. Затем неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надувается живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося «ф-ф-ф».

«Петушок кричит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести «кукареку». Тихо, тихо все кругом. (сидеть на корточках) все уснули крепким сном. Петушок один вскочил (встать, руки поднять вверх) Всех ребяток разбудил: (подняться на носки и на выдохе произнести) «ку-ка-ре-ку!»

«Одуванчик»

Сидя на корточках и держа раскрытые ладони рук на уровне рта, произвести спокойный вдох через нос и длительный плавный выдох через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях. Я шарик пушистый, Белею в поле чистом. А дунул ветерок – Остался стебелек.

«Поезд и птички»

Ребята, послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «т-т-т- тт». услыхала его песенку птица и захотела спеть так же, но у нее получилось ласковая песенка: «Ть-ть-ть-тьтьть» (дети повторяют звукосочетания по 2 раза, предварительно вдохнув «животиком»). Итак, мальчики будут поездом, а девочки – птичками. Идет поезд, колеса стучат.. поет птичка.. упражнения повторяются по 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Заморозим руки»

Дети делятся на пары, встают лицом друг другу, вытянув вперед руки: наклоняются, дуют товарищу на руки и произносят: «ссффф- сффф». Если ребенок почувствовал холодную струю, он опускает руку, и партнер дует на другую. После этого они меняются местами.

«Забей мяч в ворота»

Материал. На каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика. На каждый стол – на противоположный от детей край – ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики – мячи так, чтобы попасть в ворота.

«Понюхай цветок»

Материал: Искусственный или живой цветок. Нам подарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как я его нюхаю (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать «Ах-х-х») Каждый ребенок подходит и повторяет оба действия. Когда все понюхают цветок, предлагается произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок!».

«Ныряльщики»

Цель: Учить делать вдох ртом, а выдох носом.

Оборудование: картинки с изображением ныряющих детей.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая (опускаясь под воду), делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не больше 2-3 раз.

«Подуй на бабочку»

Материал: На каждого ребенка по бабочке, вырезанной из прямоугольника цветной гуммированной бумаги (4x3 см), укрепленной на нитке длиной в 10 см. Дети поносят ко рту бабочку, произносят: «Фу –у-у» - дуют на нее. Упражнение с небольшими паузами повторяется 5- 6 раз.

«Узнай фрукт»

Материал: блюдо с фруктами: апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, называют их. Логопед разрезает их; дети запоминают запахи. Логопед всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху. Предварительно дети вспоминают, как правильно делать глубокий, длинный вдох: плавно, медленно, не поднимая плеч.

Учитель-логопед: Федосеева И.Ю.