Группа №2 Капелька

Печать
Категория: Коррекционно-педагогическая работа
Просмотров: 18783

В последние десятилетия возросло число детей, рождающихся с тяжелыми   моторными и речевыми нарушениями. В комплексной логопедической работе применяются различные виды массажа:

Логопедический массаж мимической, артикуляционной мускулатуры;

Точечный;

Массаж с использованием механических приспособлений(зондов, шпаталей и т.д.).

Самомассаж

Самомассаж—это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим

ребёнком. Это средство, дополняющее воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является прежде всего  стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.

Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его

в режимные моменты.

Самомассаж наряду с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой может быть  включен в совместную деятельность взрослого и ребенка. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 3-4 раза. Необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических правил: перед проведением самомассажа ребёнок должен вымыть руки и лицо.

Обучая ребенка самомассажу, взрослый на себе показывает каждый прием и    комментирует его.

Самомассаж мышц, головы, шеи, лица (отдельные упражнения)

1. «Молодец я». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения должны быть одновременными, медленными, поглаживающими

Молодец я, молодец!

Съел всю кашу наконец!

2. «Горка». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Мы на горку забрались,

А потом скатились вниз.

3. «Помощники». Поглаживающие движения пальцев от середины лба к вискам.

По дорожкам мы пройдем

И порядок наведем.

4. «Художники». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

Достанем мы карандаши

И всё раскрасим от души.

5. «Иголочки для ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

Нарисуем ёлочке

Колкие иголочки.

 

6. «Дождь». Пальчиковый «душ» (лёгкое постукивание или похлопывание

кончиками пальцев по лбу).

Барабанит дождь по крыше

То погромче, то потише

.         7. «Улитки». Провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем

поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Целый день ползли улитки

По дорожке до калитки

8. «Очки». Указательным пальцем провести легко от виска по краю

скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

Чтобы глазки не болели,

Мы очки с тобой надели.

Самомассаж ушных раковин

1. «Морозко». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

Чтоб не мерзли наши ушки,

Растирать их будем лучше.

2. «Сережки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз, выполнить 4-6 раз.

Подарил Серёжка

Анечке сережки.

Тяжёлые серёжки

На длиннющей ножке.

3. «Спрячем ушки». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-5 сек.

Мы ладошки прижимаем,

Ушки плотно закрываем.

Ти-ши-на…

Эти и другие приемы логопедического самомассажа можно найти в книге А.Османовой, Л.А.Поздняковой Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений. - СПб.: КАРО, 2013.—88с.: ил.—(серия «Мастер-класс логопеда)

Федосеева Ирина Юрьевна